Страховщики на грани разорения

Точка зору

Моторное (транспортное) страховое бюро Украины на прошлой неделе обнародовало результаты продажи полисов «автогражданки» в январе–феврале. Его выводы шокировали финансистов: впервые за три последних года было зафиксировано снижение объемов собранных премий по данному виду на 14% (до 239,73 млн грн.), на эти же 14% уменьшилось и количество проданных полисов (до 1,308 млн). В то же время выплаты по ОСАГО увеличились сразу на 43%, достигнув 77,43 млн грн. «Сокращение премий в начале года связано с нестабильной экономической ситуацией в стране. Для части населения покупка страховых услуг не была приоритетной», — прокомментировала «ДС» статистику начальник отдела обязательных видов страхования СК «ПРОВИДНА» Леся Линчевская. Еще одна причина снижения сборов — уменьшение объемов автокредитования, и как следствие покупок новых авто. «Немаловажный фактор — ухудшение сервиса в некоторых СК, которое привело к росту недоверия к страхованию в целом», — сказал «ДС» заместитель председателя правления АСК «ИНГО Украина» Александр Миколенко. Страховщики признают, что в последнее время сильно затягивают выплаты возмещений и занижают размеры убытков. «За первый квартал 2009 года в дирекцию МТСБУ от потерпевших поступило 234 жалобы на 50 страховщиков. Чаще всего претензии касались задержки выплат», — сообщил «ДС» президент Моторного бюро Владимир Романишин.

 

Занижение выплат сегодня оправдывают стремительным увеличением убыточности страховщиков: его объясняют ростом цен на запчасти (вызванным девальвацией гривни) и подорожанием услуг СТО. «Если по итогам 2007 года средний ущерб по ОСАГО в нашей компании составлял около 5 тыс. грн., то в 2008 году — 7 тыс. грн., а в первом квартале этого года — 9 тыс. грн.», — рассказал «ДС» начальник отдела страхования гражданской ответственности СК «Украинская страховая группа» Валерий Захаров. Базовый же платеж по автоответственности, зафиксированный в национальной валюте, остался на прежнем уровне — 291,5 грн. Более того, многие страховщики продолжают рассчитывать стоимость полисов по минимальным коэффициентам, и в результате им просто не хватает собранного на выплаты. «Большинство СК даже не стремятся повышать их. Учитывая высокую конкуренцию, они опасаются потерять постоянных клиентов», — отметил в разговоре с «ДС» главный специалист управления координации страхования транспортных рисков СК «Дженерали Гарант» Алексей Кудрявцев.

Страховщики не устают повторять о необходимости корректировки базового платежа. По оценкам экспертов, для транспортных средств, зарегистрированных в крупных городах, он должен быть на 30% выше нынешнего. Однако процедура утверждения нового тарифа может растянуться не на один месяц. «В том числе это необходимость проведения актуарных расчетов в части адекватности базового страхового платежа и корректирующих коэффициентов, а также внесения изменений в действующее законодательство. Этим сейчас занимаются рабочие группы, созданные при МТСБУ», — рассказала «ДС» г-жа Линчевская. Многие СК, не дожидаясь законодательных новаций, пересматривают ценовую политику, повышая корректирующие коэффициенты в пределах, предусмотренных действующим законодательством. «Наша компания подняла стоимость полисов ОСАГО только для Киева за счет применения больших величин корректирующих коэффициентов, предусмотренных законом. Например, если раньше для страхователя-физлица с водительским стажем пять лет, владеющего легковым автомобилем с объемом двигателя 1,6–2 тыс. куб. см, полис стоил 452,10 грн. (при условии, что к вождению допущено два человека), то теперь платеж будет составлять 542,52 грн. В целом в зависимости от стажа водителя подорожание для столичных авто может достигать 17–20%», — сказал «ДС» г-н Захаров. «Мы пока не прибегали к массовому введению повышающих коэффициентов. Но уже применяем их для некоторых водителей, которые неоднократно были виновниками ДТП», — дополнил его г-н Миколенко.

По прогнозам экспертов, в ближайшие месяцы рынок «автогражданки» продолжит сужаться. «Думаю, что по результатам работы в первом квартале сборы по «автогражданке» уменьшатся на 15–20%, а до конца года — на 20–30%», — спрогнозировал для «ДС» заместитель председателя правления группы компаний AXA в Украине Андрей Перетяжко. А вот объемы выплат по ОСАГО по-прежнему будут увеличиваться. «Определенная часть выплат откладывается из-за длительного документального подтверждения страховых случаев, затянутой процедуры оценки убытка, урегулирования через суд возможных несогласованностей между потерпевшим, виновником ДТП и страховщиком, а также по причине замораживания депозитов СК в банках. Несбалансированность между текущими и отсроченными выплатами с одной стороны и недостаточный рост страховых премий — с другой могут стать причиной финансовых затруднений, с которыми компании могут не справиться», — отметил г-н Романишин. И нынешние проблемы в ближайшее время могут привести к разорению СК. «Уже есть первые компании, которые де-факто являются банкротами. Уверен, что до конца года членам МТСБУ придется принимать серьезные решения по защите потерпевших и выплачивать по обязательствам проблемных СК», — заявил «ДС» г-н Перетяжко. Хотя официальная статистика по проблемным компаниям отсутствует, страховщики признают, что на грани краха до конца года может оказаться около десятка СК.

Новини

25 Квітня 2024

Єврокомісія хоче запровадити санкції проти суден, які перевозять військову техніку з КНДР до рф

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників у прифронтових регіонах

На півдні Україні окупанти пошкодили обладнання вітрової станції

BHP Group запропонувала купити Anglo American за 38,8 млрд дол

Бразилія запроваджує квоти на імпорт 11 видів сталевої продукції

Україна отримає €380 млн на підтримку відновлюваної енергетики

Данія може інвестувати у портову інфраструктуру України

Три чверті роботодавців відчувають дефіцит кадрів

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

ВСІ НОВИНИ ⇢