Выход из катастрофы

Точка зору

Майкл Дж. Боскин считает, что кризис можно преодолеть путем качественного регулирования и контроля мировой финансовой системы. Мировая экономика завязла в финансовом кризисе, и политики всего мира предприняли ряд кредитно-денежных, финансовых и налогово-бюджетных ответных действий. Но экономика продолжает сокращаться, безработица – расти, а благосостояние – ухудшаться. Поможет ли снижение до ноля процентных ставок, поддержка финансового сектора и стимулирование налогово-бюджетной сферы? Что еще можно сделать?

Что касается налогово-бюджетных мер, то опыт показывает, что три четверти потребления основано на долговременных экономических перспективах, а не на кратковременных чистых доходах. Так что политика по возвращению переплаченных налогов приводит к тому, что данные суммы в основном сберегаются, а не тратятся. Оказание помощи людям, не имеющим больших средств, в особенности безработным, является более эффективным, да и гуманным. Некоторые утверждают, что расходы на инфраструктуру создают, в соответствии с теорией Кейнса, большой «мультипликатор доходов»: рост доходов превышает первоначальные расходы. Но рост расходов на инфраструктуру обычно невелик и почти всегда объясняется узкими политическими интересами. Ежегодное интенсивное стимулирование Японией своей инфраструктуры не смогло предотвратить «потерянного десятилетия». А расходы правительства США не смогли положить конец Великой депрессии – уровень безработицы в 1939 году составлял 15%.

Более эффективное стимулирование экономики ускорит расходы, необходимые в любом случае. Или поможет снизить налоги, чтобы фирмы перестали делать ставку на увольнения или сокращение производства, а потребители – на расходы. Например, с помощью отмены на год налога на зарплату для фирм и их сотрудников. Или временной частичной или полной отмены налога с оборота или НДС для всех юридических лиц. Но еще лучше было бы бессрочное снижение процентных ставок и контроль будущих расходов. Однако правительствам следует с осторожностью относиться к дорогостоящему налогово-бюджетному стимулированию. Оно мало поможет решению проблемы безработицы и повышению дохода на каждый доллар расходов, в то время как значительное увеличение долгов воспрепятствует долговременному экономическому росту, поскольку приведет в будущем к существенному увеличению налогов или сокращению расходов. Кстати, Китай уже беспокоится о надежности имеющихся у него облигаций Казначейства США.

Теоретически «количественное смягчение кризиса», то есть непрерывное вливание денежных средств, подразумевает инфляцию в будущем, побуждая людей сегодня приобретать дорогостоящие товары, чтобы избежать повышенных цен завтра. Высокая и постоянно растущая инфляция приводит к большим растратам, и повернуть ее вспять нелегко. После смягчения последствий экономического спада центробанкам потребуется совершить искусный маневр – изъять огромные вливания ликвидности, прежде чем инфляция наберет обороты.

Главное, однако, заключается в том, что даже очень хорошая политика может в лучшем случае лишь смягчить последствия экономического кризиса. Быстро справиться с неприятностями не удастся. Иногда после кризиса наступает быстрое восстановление, но восстановление после финансового кризиса всегда чрезвычайно болезненное и занимает много времени. Экономисты Кеннет Рогофф и Кармен Райнхарт утверждают, что крупнейшие финансовые кризисы последнего столетия длились обычно пять лет и более. Большинство предыдущих банковских кризисов серьезно поражали какую-нибудь одну страну или регион. На этот раз значительно пострадала экономика практически всех стран. Политики будут по-прежнему атаковать проблему всеми доступными средствами, выискивая способы ее решения, но для этого потребуется значительное время. А до тех пор люди будут терять доверие к имеющейся экономической системе.

Во времена Великой депрессии среди западных интеллектуалов было обычным делом считать панацеей от всех бед коммунизм и плановую экономику. Некоторые так и не вернулись из этого интеллектуального путешествия, несмотря на крах коммунизма. Возвращаться к идее социализма и плановой экономики, конечно, смысла нет. Но, отказавшись от нее, мы нуждаемся в более качественном регулировании финансовой системы. Любое финансовое учреждение, слишком крупное или слишком тесно связанное с экономикой, чтобы позволить ему потерпеть неудачу, должно постоянно тщательно регулироваться и контролироваться на предмет риска и наличия необходимого капитала. Или должно быть разделено на несколько фирм меньшего размера.

Ну, а пока что будем надеяться, что Бернанке, Кинг, Трише и председатели центробанков других стран избрали в целом правильную кредитно-денежную политику и что наши политики не будут тратить крупные средства на неэффективное стимулирование налогово-бюджетной сферы.

Майкл Дж. Боскин, бывший председатель Совета экономических советников президента США, профессор экономики Стэнфордского университета, старший научный сотрудник Института Гувера.

Новини

25 Квітня 2024

Тариф на світло треба поступово збільшити до ринкового – експерт

Сумихімпром після тривалої паузи відновив роботу

Україна може стати одним із найважливіших транспортних хабів Європи

НБУ погіршив прогноз зростання української економіки до 3%

Австралійська Mineral Resources збільшила видобуток літію

У НБУ очікують на уповільнення темпів інфляції

Нацбанк знизив облікову ставку до 13,5%

В Німеччині скорочується споживання сталі

SSAB очікує зниження цін на сталь у другому кварталі

Імпорт сталі до США у березні зріс на 1,5%

Нігинський кар’єр повторно виставили на аукціон за 26,32 млн грн

Україна продовжила антидемпінгові мита на імпорт арматури та катанки з рф

До порту Одеси прибув великий контейнеровоз з Китаю

Держава має прибрати перепони, які блокують інвестиції в розвиток зеленої енергетики – адвокат 

Centravis збільшив випуск труб на 14%

Єврокомісія хоче запровадити санкції проти суден, які перевозять військову техніку з КНДР до рф

ВСІ НОВИНИ ⇢