Море волнуется «два»

Точка зору

Украинская программа рекапитализации банков пока так и не заработала. Причина – отсутствие средств и нежелание поддерживать акционеров проблемных банков. Станет ли «шведская модель» альтернативным вариантом и поможет ли она расчистить банковские балансы от «плохих» активов?

В ближайшее время украинскую банковскую систему может накрыть вторая волна кризиса – на этот раз проблемы у банков возникнут из-за невозврата кредитов заемщиками. Об этом на минувшей неделе предупредил президент Украинского общества финансовых аналитиков Юрий Прозоров. При этом он отметил, что пока все проблемы банковской системы были связаны с резким обесцениванием гривни, прекращением рефинансирования наших банков за счет иностранных кредитов и бегством вкладчиков из кредитных организаций. Теперь на очереди кризис возвратов.

То, что проблема «плохих» долгов может обостриться, ожидают и аналитики агентства Standard & Poor`s: первый квартал банки и предприятия прошли относительно нормально, а к концу второго традиционно возрастет потребность в оборотных средствах, и у многих заемщиков, которым и так сложно обслуживать долги, может появиться соблазн объявить дефолт.

Вероятный рост невозвратов вызывает серьезную озабоченность и у аналитиков. По их мнению, к концу года этот показатель может увеличиться до 15% от суммы выданных ссуд. Банкиры дают несколько более оптимистичные прогнозы – 10%. Правда, оптимистичным его можно назвать лишь весьма условно. Уже сейчас, по данным Национального банка, просроченная задолженность перед банками за два первых месяца года выросла с 18 млрд. грн. до 22,5 млрд. грн.

После «первой волны» в очередь на национализацию выстроились шесть банков. Однако государство по-прежнему остается в стороне: Министерство финансов обвиняет Национальный банк в затягивании принятия решения по банкам, которым необходима государственная поддержка, Национальный банк в свою очередь парирует, что принятие решения затягивается из-за невозможности определиться с реальным числом банков и объемом их финансирования. Аналитики предполагают, что денег на рекапитализацию всех возможных проблемных банков действительно вряд ли хватит. Только на рекапитализацию трех из них – Укрпромбанка, Надра Банка и Родовид Банка может уйти порядка 12 млрд. грн. из предусмотренных бюджетом 44 млрд. грн.

В связи с чем совсем не неожиданными оказались слова заместителя главы Национального банка Александра Савченко, который оценил достаточность у государства ресурсов для рекапитализации всего лишь 10-15 банков.

Шведское счастье

Проблема с рекапитализацией украинских банков снова возвращает «к жизни» идею «шведской модели». В связи с чем эксперты допускают, что ухудшение ситуации может заставить правительство вернуться к рассмотрению новой схемы санации проблемных кредитных организаций – их разделение с передачей высокорисковых активов на баланс специально создаваемого «плохого» банка. В экспертных кругах такая модель спасения банков называется «шведской».

Нынешняя украинская ситуация, кстати, очень сильно напоминает шведскую середины 80-х. После дерегулирования финансового рынка в 1985 году в Швеции произошел резкий подъем кредитования, особенно в сфере недвижимости. Низкие процентные ставки и слабый госконтроль привели к избытку сомнительных займов. Активы резко дорожали, а на фоне рецессии 1991-1992 годов начали резко дешеветь. Спад сопровождался волной банкротств и кризисом ликвидности. Тогда убытки банков из-за невозвращенных кредитов составили 12% ВВП. Пять из семи крупнейших банков страны обратились за помощью к государству.

Схема выглядела следующим образом: в декабре 1992 года государство стало поручителем всей банковской системы Швеции, застраховав все обязательства 114 банков, кроме обязательств перед акционерами. Новая структура – Управление по поддержке банковской системы – поэтапно выделила в помощь пострадавшим банкам 65 млрд. крон ($11 млрд.). Банки, получавшие вливания капитала, передавали акции государству, чтобы вознаграждение не досталось акционерам. Другими словами, в обмен на «плохие» активы государство забирало себе голосующие акции банков.

«Мертвые» долги были списаны, «живые» или «полуживые» – проданы. Шведский подход продемонстрировал эффективность. Потратив первоначально около 4% ВВП на спасение (порядка $11 млрд.), позднее государство начало обратную кампанию – приватизацию. В итоге его издержки снизились, по разным оценкам, с 4 до 0-2% ВВП. Ужесточенное с тех пор госрегулирование банковской деятельности позволило шведской экономике без больших потерь пережить нынешний кризис.

Впоследствии эту модель «прокатали» и в самих Штатах во время кризиса ссуд и сбережений (Savings and Loan crisis). Тогда американское правительство также «обидело» акционеров, забрав у них «мертвые» банки.

Украинское несчастье

Среди украинских банкиров и аналитиков «шведская модель» также набирает все больше популярности и рассматривается экспертами едва ли не как единственно возможная. Юрий Прозоров говорит, что «создание так называемого «плохого» банка, который за счет государственных средств выкупил бы проблемные активы у коммерческих банков, стало бы своего рода морозильником, в котором эти активы могли храниться в замороженном виде, пока на мировых финансовых рынках не потеплеет. Тогда их можно было бы продать по нормальной цене».

Грег Краснов из Platinum Bank считает, что когда кризисы аналогичных масштабов происходили в других странах, Мировым банком уже была введена юридическая основа для решения подобных проблем. «Как правило, проблемные банки объединяются. Далее идет разделение на два юридических лица – хороший банк и «плохой» банк. В хороший банк перекладываются депозиты и хорошие активы. В этот же банк совершаются определенные вливания правительства и таким образом происходит определенная очистка финансового учреждения при участии регулятора и государства», – говорит банкир.

Впрочем, у «шведской модели» есть и свои минусы. Главная проблема – по какой цене «плохой» банк должен выкупать у других банков их «проблемные» активы? Если установить высокие цены, то выиграют банки, но сильно проиграет государственный бюджет. А если цену сделать низкой, то тогда банкам это будет невыгодно. Тогда им придется эти активы списывать, что тут же обрушит их балансы. Определить некую среднюю цену пока не получается и у стран Европы. И немудрено: фактически – это политическое решение. Еще одна схема, которая активно обсуждается в странах Европы – создание не одного (центрального), а сразу нескольких «плохих» банков. Их могут учреждать любые коммерческие банки, объединившись в группы. Например, создать такого рода финансовый институт намерены земельные банки Германии, причем каждый из них будет иметь в этом «плохом» банке свою собственную «ячейку». Данную схему, как наиболее приемлемую, озвучил и г-н Краснов: «Те банки, которые пошли по пути введения временных администраций НБУ или кураторства Национального банка, со временем могут быть объединены в новый банк. Вряд ли они выживут отдельно друг без друга, и вряд ли это имеет смысл. Существование 180 банков в Украине не имеет логического смысла. На развитых рынках процессы консолидации уже произошли, поэтому там более здоровый банковский сектор».

Новини

11 Січня 2024

НАБУ викрила схему крадіжки електрики на 700 млн грн

Україна і НАТО обговорюють питання супроводу торгівельних суден військовими кораблями у Чорному морі

На українсько-польському кордоні продовжують стояти майже дві тисячі фур

Зерновий коридор вийшов на довоєнні потужності

Ferrexpo скоротила виробництво окатків

Глобальні потужності зеленої енергетики зросли на 50%

Інтерпайп наростив виробництво залізничної продукції на 14,1% 

Китай збільшив до рекорду видобуток нафти і газу

Потужності зберігання енергії у США можуть зрости на 89%

Український експорт через Румунію зріс до 3 млн тонн на місяць

Австралія збільшує експорт коксівного вугілля завдяки попиту з боку Індії

Енергетики фіксують найвище споживання е/е за опалювальний період

Саудівська Аравія планує збільшити видобуток корисних копалин

В Україні можуть накласти додаткове мито на некритичний імпорт

ООН не вважає український морський коридор стабільним

Бразилія у минулому році збільшила експорт сталевих напівфабрикатів

ВСІ НОВИНИ ⇢