Подробнее Запомнить город


Бюджет по кризисным лекалам

10.04.09 , Дело
размер текста:

Такого понятия, как бюджет КСО (корпоративная социальная ответственность) в чистом виде не существует. Ведь само понятие КСО подразумевает охват множества направлений деятельности компании. Это и ее отношение к качеству продукции, коммуникации с партнерами и потребителями, ее поведение с сотрудниками, влияние на экологию и деятельность в регионе, где расположен бизнес. Прежде всего результаты деятельности по КСО (если, конечно, компания правильно строит эту деятельность) должны быть полезны самому бизнесу. То есть стратегия КСО должна быть интегрирована в стратегию бизнеса, иначе она «повиснет в воздухе». Это правило ведет к тому, что часто из затрат на какую-либо программу просто невозможно выделить тот «чистый остаток», который послужил именно социальной ответственности. Поэтому есть одна общая схема для всех компаний — бюджеты по финансированию природоохранных мероприятий, отношению к сотрудникам и партнерам, качеству продукции закладываются в финансовые планы соответствующих отделов или департаментов: по охране труда, охране окружающей среды, работы с персоналом и других.

Так, например, в «МакДональдс-Украина» программы, связанные с социальной ответственностью поставщиков (закупка кофе от фермеров, не вырубающих лес), учтены в бюджете отдела поставок, а экологические инициативы — в бюджетах каждого из ресторанов. В «Метро Кэш энд Керри Украина» бюджет отдела персонала включает все внутренние программы для сотрудников (страхование, компенсация за обеды), а также расходы на такой внешний проект, как сотрудничество с университетами по предоставлению оплачиваемых стажировок для студентов. А вот помощь для детских домов и ассоциаций инвалидов, реализуемая с благотворительным фондом Helpica, заложена в бюджеты конкретных магазинов и в бюджет отдела корпоративных коммуникаций. В «Майкрософт Украина» КСО называют необычно — «корпоративное гражданство». В остальном бюджетирование этого направления происходит по традиционной схеме — расписано по департаментам. Департамент стратегических технологий, например, распоряжается бюджетом конкурса молодых программистов.

В крупных холдингах есть еще одна статья расходов на КСО. Так, например, отдельный бюджет КСО выделен департаменту по связям с инвесторами в группе компаний «СКМ», потому что там есть отдельная должность менеджера по КСО, курирующего работу группы. Бюджет включает затраты на организацию консультаций по КСО, аудиторскую проверку социальной отчетности, печать отчетов, поддержку организаций, которые продвигают КСО в Украине. А в ведении предприятий находятся бюджеты, выделенные на сотрудничество с территориальными громадами.
Чем распоряжается PR

Отдельной строкой выделяется бюджет, связанный с внешними программами КСО, такими как корпоративная благотворительность, поддержка культуры, спорта, образования, местного сообщества. В большинстве компаний, как, например, в «МакДональдс-Украина», расходы на такие программы, как акция «День помощи детям», запланированы в бюджете отдела PR. Но во многих компаниях затраты на внешние программы КСО являются частью бюджета департамента корпоративных коммуникаций.

В некоторых компаниях для этой деятельности созданы специальные фонды. «Фонд развития города Алчевска» есть при корпорации «ИСД». В группе компаний «НИКО» существует фонд «Крона», и в его бюджет каждое предприятие выделяло 5% от прибыли. Всего в прошлом году фондом было потрачено около 5 миллионов гривен на помощь интернатам, на лечение за границей детей, больных раком крови, и реабилитацию детей с ДЦП. Правда, кризис почти наполовину срезал эту сумму.

А с недавних пор появилась новая тенденция (правда, новая она для Украины, а на Западе это общепринятая схема): собственники бизнеса стали выводить благотворительность за пределы деятельности своих компаний, создавая отдельные фонды. Самые крупные украинские фонды такого плана финансируют Виктор Пинчук (Фонд Виктора Пинчука) и Ринат Ахметов (Благотворительный фонд «Развитие Украины» и «Эффективное управление»).

Антикризисные решения

Несмотря на кризис, крупные компании стараются по возможности продолжать уже запущенные социальные программы, такие, например, как проект «Профессионалы будущего» компании МТС — конкурсы, стажировки, мастер-классы и именные стипендии для студентов. Но одновременно они ищут всевозможные пути оптимизации расходов. Так, компания «Майкрософт-Украина» нашла решение для реализации «Месяца безопасного Интернета» — привлекла партнеров (рекламные агентства и продакшн-компании), которые бесплатно разместили макеты с информацией о проекте. Это сократило затраты на 75%. А для тренингов в школах компания привлекает волонтеров как из числа своих сотрудников, так и из общественных организаций.

Максимальное сокращение расходов на благотворительные программы — это логичное решение компаний в кризисное время. Но и до кризиса при распределении бюджета КСО приоритетом для большинства компаний была все-таки не благотворительность, а внутренние программы. Так, гораздо больше денег расходуют на программы, связанные с обучением персонала, чем на проекты по благотворительности в «МакДональдс-Украина». Бюджет на внутренние программы превышает финансирование внешних и в компании «Метро Кэш энд Керри Украина».

Группа «СКМ» в 2007 году более миллиарда гривен истратила на охрану окружающей среды, более 286 миллионов на повышение безопасности труда и заботу о здоровье сотрудников. Бюджет на благотворительные программы составил меньшую сумму — 102 миллиона гривен. «Наши внутренние бюджеты КСО на порядок больше, чем внешние», — солидарен с коллегами специалист отдела связей с общественностью компании «Оболонь» Алексей Яцюк. В прошлом году на экологические проекты в компании потратили 5 миллионов гривен, а на проекты меценатства и филантропии — около 2 миллионов. Кризис уменьшил объемы финансирования внешних социальных программ. Компания сосредоточила свои силы на укреплении репутационного капитала (развитие культуры потребления пива, поддержание качества продуктов) и развитие отношений с потребителями, деловыми партнерами и акционерами, а также работниками. В «ХХІ Веке», где бюджет на программы КСО сокращен на 80% (в прошлом году он составлял 2,7 миллиона гривен), все усилия также направлены на то, чтобы поддержать сотрудников.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
19.10.18, ubr.ua
Верховная рада дала добро на запуск процедуры банкротства физических лиц.
19.10.18, Financial club
Від початку жовтня гривня повільно зміцнювалася, і наприкінці минулого тижня долар на міжбанку навіть впав нижче позначки 28 грн/долл.
19.10.18, ubr.ua
Доллар сорвались скупать импортеры, а также инвесторы валютных ОВГЗ. Экспортеры же решили немного придержать валюту и заработать
В рейтинге глобальной конкурентоспособности экономики Украина заняла 81-е место. Это один из худших результатов на постсоветском пространстве, но и тот случай, когда недостаток может стать преимуществом.
Украина cможет получить средства от Международного валютного фонда не раньше февраля.
19.10.18, 112.ua
Верховная Рада сделала первый шаг к принятию Госбюджета-2019. На утреннем пленарном заседании в четверг парламентарии 240 голосами поддержали в первом чтении главный финансовый документ страны. 112.ua разбирался, почему парламентарии дали зеленый свет такому дискуссионному документу.
19.10.18, ubr.ua
Газовый монополист отрицает списание неустойки по долгам «Киевэнерго» и обвиняет киевские власти в подтасовке фактов.
По Украине прошла волна подорожания автомобильного сжиженного газа – теперь его цена доходит до 16,02 гривни. Причина повышения цен – дефицит поставок, которые прежде обеспечивались реэкспортом через Беларусь.
19.10.18, Газета.ru
Верховная рада Украины приняла в первом чтении бюджет на 2019 год.
Підготовка бюджету на рік подвійних виборів відбувається без вирішення питання щодо перегляду ціни на газ, без розуміння конкретних перспектив співпраці з МВФ та з низкою спірних питань, які можуть стати предметом торгу з депутатами.
18.10.18
17.10.18
16.10.18
13.10.18


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!