Подробнее Запомнить город


Президентский листопад

07.04.09 , Эксперт
размер текста:

Ведущие политические силы заинтересованы в скорейшем проведении выборов президента. Не исключено, что после них в Украине объявят избирательный мораторий. Послание президента к Верховной Раде сработало как пусковой механизм для старта избирательной кампании и обострения двухуровневого противостояния: с одной стороны, главы государства и парламента, а с другой, ведущих политических игроков — Партии регионов и Блока Юлии Тимошенко (БЮТ).

Курсы кройки и шитья


В Верховной Раде президент появился 31 марта. Согласно парламентскому регламенту, это последний день, отведенный главе государства для оглашения ежегодного послания «О внутреннем и внешнем положении Украины». Предполагается, что базовые посылы этого документа являются целеполагающими для формирования повестки дня Рады и Кабинета министров до конца года.

Однако за пять лет пребывания на посту Виктор Ющенко лишь трижды обращался к депутатам. Документ, оглашенный в парламенте 9 февраля 2006-го, был посвящен не формулированию задач на будущее, а анализу результатов прошедшего года. Следующее послание — от 16 мая 2008-го — появилось лишь после того, как Рада потребовала от президента презентовать документ. Правда, Ющенко пришлось обнародовать обращение через СМИ: депутаты от БЮТ заблокировали трибуну.

В нынешнем послании президент предложил полностью переписать Конституцию. Соответствующий законопроект он тут же зарегистрировал в парламенте. Между тем на рассмотрении депутатов уже находятся три варианта поправок к действующему Основному Закону. Их изучает специально созданная на прошлой неделе парламентская конституционная комиссия.

Президентский вариант Конституции, по мнению оппонентов главы государства, направлен на обеспечение будущего самого гаранта, готовящего себе кресло в сенате, предполагаемой верхней палате парламента. Виктор Ющенко мечтает принять новый Основной Закон до президентских выборов. Однако на это нужно время (как минимум две парламентские сессии) и согласие трехсот депутатов. А значит — одновременная поддержка фракций Партии регионов и БЮТ, что сейчас невозможно представить: руководство обеих фракций выступило против президентского законопроекта.

Поэтому гарант выдвинул идею принятия новой редакции Основного Закона через всенародный референдум. Плебисцит может инициировать сам президент (ст. 72 Конституции). Однако в этом случае, согласно Закону «О всеукраинском и местных референдумах» от 1992 года (новый закон о референдуме депутаты приняли только в первом чтении), референдум имеет лишь консультативный характер и не влечет юридических последствий. Поэтому соратники Ющенко и прописали в заключительных положениях проекта пункт, согласно которому Основной Закон, принятый на референдуме, вступает в силу сразу после оглашения результатов плебисцита без одобрения со стороны парламента.

Эксперты весьма неохотно обсуждают президентские конституционные инициативы. Причина — невозможность их реализации на практике. «Предложения гаранта следует воспринимать как часть предвыборного пиара», — считает один из руководителей Центра исследований политических ценностей «АКСИА» Александр Медведев. По его словам, Виктор Ющенко закрепил за собой первенство на несколько политических инициатив. Они станут частью его предвыборной программы, поводом для формирования удобной ему повестки предвыборных политических дискуссий.

Тем не менее вопрос о необходимости конституционных изменений с удовольствием подхватили политические оппоненты президента. Им нужно отвлечь внимание избирателей от экономических проблем, вызванных кризисом: дискуссии вокруг Конституции подходят для этого как нельзя лучше. Директор Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко считает, что глава государства обязан был внести полноценный вариант новой Конституции, предварительно согласованный с экспертами, юристами и обществом. Нынешняя редакция не предлагает решений ни одной из существующих проблем между разными ветвями власти, уверен эксперт.

Основной инстинкт

В конституционных планах гаранта, несмотря на всю их утопичность, регионалы усмотрели угрозу роспуска парламента. Они вспомнили, что действие скандально известного президентского указа №911 от 9 октября 2008 года лишь приостановлено. Но гаранту не составит труда написать еще несколько. Люфт времени — максимум до конца июня, поскольку статья 90 Конституции разрешает президенту распускать Верховную Раду лишь в том случае, если до истечения времени пребывания его на посту остается не менее полугода.

Между тем в 2007-м Ющенко четыре раза переписывал указ о перевыборах: из-за недостаточной мотивации, неточных формулировок и временных неувязок. К примеру, второй указ был подписан за четыре месяца до дня голосования, что противоречит статье 77 Конституции, предусматривающей проведение внеочередных выборов через 60 дней после появления соответствующего документа. Выполнение третьего указа саботировала Рада, отказавшаяся вносить изменения в бюджет и выделять средства на организацию голосования (учитывая это, Виктор Ющенко параллельно с конституционными предложениями внес в парламент и бюджетные поправки, предполагающие выделение 450 млн гривен на проведение плебисцита). Реализация четвертого указа стала возможной лишь после того, как 150 депутатов от БЮТ сложили полномочия.

Представители Партии регионов, которые блокируют работу парламента, требуя отставки правительства и проведения досрочных выборов в Раду, тем не менее мандаты сдавать не намерены. В частности потому, что реально за перевыборы народных депутатов в стане регионалов выступает лишь группа RosUkrEnergo, а это не более 20 человек. Остальные не хотят вновь вкладывать средства в политику. Усугубляют ситуацию экономический кризис и снижение рейтинга регионалов, а также возможность появления в новом составе парламента представителей других партий, к примеру, «Свободы» или Блока Яценюка, чьи интересы придется учитывать при разделе постов и принятии решений.

Показательные выступления депутатов от Партии регионов в Раде, сопровождаемые блокированием трибуны и уличными акциями протеста, преследуют две цели: поддержание в тонусе собственного избирателя и оказание давления на БЮТ, с которым продолжаются переговоры о переформатировании парламентского большинства.

Из-за этого оппозиция не хочет, чтобы президент взял на вооружение инициативу фракции БЮТ, в 2007 году выступавшей за одновременное проведение досрочных выборов Рады и конституционного референдума. В то же время установленные самим гарантом сроки организации плебисцита — три месяца — совпадают с началом президентской кампании и под них очень легко «подогнать» парламентские перевыборы. С оглядкой на это депутаты решили прибегнуть к превентивным мерам.

Занимательная арифметика

Согласно редакции Конституции от 2004 года (статья 103), очередные выборы главы государства проводятся в последнее воскресенье последнего месяца пятого года полномочий президента. Если считать от даты проведения третьего тура выборов (26 декабря 2004-го) и учитывать календарный год, то волеизъявление нужно назначать на 27 декабря 2009 года. Если вести счет от дня инаугурации Виктора Ющенко (23 января 2005-го), то выборы должны пройти 17 января 2010 года. Но это лишь в том случае, когда засчитывается время фактического пребывания президента в должности. А ведь можно считать еще и календарные годы, и тогда выборы можно объявлять и 26 декабря 2010 года.

Последнюю версию активно обсуждали сторонники президента. Похоже, для того, чтобы сосредоточить внимание на первых двух датах. Им важно было не допустить иного публичного прочтения законодательства и установления других, более ранних сроков проведения выборов. Например, 25 октября (второй тур пройдет 15 ноября).

Между тем по инициативе представителя «Народной самообороны» Геннадия Москаля парламент утвердил именно эту дату. Ведь Виктор Ющенко был избран президентом во время действия старой редакции статьи 103 Конституции (обновленный Основной Закон вступил в силу 1 января 2006 года, а нормы относительно выборов и формирования парламентской коалиции — еще позже). В предыдущей редакции Конституции эта норма была сформулирована следующим образом: «Очередные выборы президента Украины проводятся в последнее воскресенье октября пятого года полномочий президента». Статья 58 Конституции не допускает обратного действия законов (по этому поводу есть и соответствующее решение Конституционного суда), а значит, положение старой версии статьи 103 распространяется и на действующего президента.

Эти доводы разделил 401 депутат: 174 регионала, 155 бютовцев, 26 нунсовцев, 27 коммунистов и 19 литвиновцев. Постановление о назначении президентских выборов на 25 октября не поддержали только члены группы «За Украину!» (лидер Вячеслав Кириленко), представители «Единого центра» (лидер Игорь Криль) и лично Иван Плющ. Такой немногочисленной оказалась группа поддержки президента в парламенте.

Глава государства тут же обратился в Конституционный суд (КС), намереваясь опротестовать решение Верховной Рады. Сейчас высказываются различные прогнозы по поводу решения КС, которым руководит Андрей Стрижак, близкий к главе секретариата президента Виктору Балоге. Не исключено, что суд будет затягивать принятие решения по дате выборов. Однако в итоге служители Фемиды, скорее всего, прислушаются к мнению четырехсот парламентариев и утвердят дату выборов на 25 октября.

Политическая перестрелка

А вот по другому президентскому представлению, касающемуся неправомерности пребывания на посту премьер-министра Юлии Тимошенко после переформатирования состава коалиции (9 декабря прошлого года к большинству присоединился Блок Литвина), Конституционный суд, как ожидается, примет решение в пользу гаранта уже в ближайшее время.

В этом случае придется либо восстанавливать коалицию в прежнем составе (БЮТ и НУНС), что нереально, либо вновь вносить кандидатуру премьера. Естественно, придется заново формировать и Кабинет министров, который большинство и так намеревалось переформатировать. Ныне в правительстве вакантны должности двух министров (финансов и иностранных дел). Еще как минимум над четырьмя — министрами юстиции, культуры, транспорта и вице-премьером по гуманитарным вопросам — нависла угроза отставки.

Закономерной реакцией БЮТ на подобные действия президента может стать начало процедуры импичмента. Ее порядок прописан в Законе «О временных следственных комиссиях, специальной временной следственной комиссии и временных специальных комиссиях Верховной Рады Украины». Президентское вето на него Рада преодолела 3 марта, после чего закон вступил в силу за подписью спикера Владимира Литвина. Ющенко 27 марта обратился в КС по поводу неконституционности этого документа, но пока никаких вердиктов по этому поводу суд не выносил.

Следователи комиссии, если таковая будет создана, скорее всего, будут расследовать не возможные преступления гаранта (в этом случае процедура растягивается и требует привлечения Генпрокуратуры, Конституционного и Верховного судов), а примутся изучать состояние его здоровья. Именно с этой целью 31 марта парламент сформировал следственную комиссию по расследованию обстоятельств отравления Ющенко. Ее возглавили Владимир Сивкович (ПР) и Спиридон Килинкаров (КПУ). В состав комиссии не вошел ни один лояльный президенту депутат, а это значит, что факт недееспособности президента вполне может быть доказан. В таком случае парламенту останется лишь принять решение о досрочном прекращении полномочий Виктора Ющенко по состоянию здоровья (статья 108, пункт 2 Конституции Украины).

Выборы-2012?

Парламентская игра против Виктора Ющенко преследует главную цель: ускорить выборы президента. Рейтинги политических сил, конкурирующих за власть, снижаются. И это падение лишь усугубится к концу года, когда обострятся проблемы, вызванные экономическим кризисом, исчерпаются бюджетные ресурсы и настанет период традиционных коммунальных авралов. Поэтому претендентам на президентскую булаву важно провести кампанию летом или ранней осенью.

Существует как минимум два сценария развития событий. Оба предполагают нахождение компромисса между Партией регионов и БЮТ о разделе постов и полномочий. Различие лишь в том, каким образом будет избран президент.

Первый сценарий предполагает традиционный путь: глава государства избирается на общенациональных выборах, и победитель вносит кандидатуру своего основного оппонента на должность главы правительства. Но этот путь несет определенные риски, поскольку невозможно гарантировать, что на выборах выиграет кто-нибудь из пары Юлия Тимошенко — Виктор Янукович. Кроме того, реноме нового президента могут пошатнуть и небесспорные юридические основания для назначения даты выборов.

Поэтому гораздо проще будет сформировать большую (широкую) коалицию в парламенте до президентских выборов — пресловутую коалицию ПРиБЮТ. После этого депутаты конституционным большинством могут внести изменения в Конституцию и избрать президента в Верховной Раде. Именно такой сценарий и попытаются реализовать ведущие политические силы, уверен директор PR-группы Polittech Тарас Березовец.

Политолог считает, что при любом из двух сценариев парламентских перевыборов не будет. Более того, депутаты попытаются ввести избирательный мораторий на несколько лет (как минимум до 2012 года), отложив очередные выборы местных советов на один год. Соответствующий законопроект уже находится на рассмотрении парламента.

Из истории украинских референдумов

Всеукраинские референдумы проводились дважды. Первый проходил в 1991 году параллельно с выборами первого президента страны. Плебисцит (явка — 84,18%) легитимизировал принятый парламентом Акт провозглашения независимости Украины.

Второй, консультативный референдум, состоялся в марте 2000-го и был посвящен вопросам внесения изменений в Конституцию: введения двухпалатного парламента, сокращения количества депутатов, отмены депутатской неприкосновенности. Центризбирком сообщил, что явка составила 78%, в чем до сих пор сомневаются эксперты. Бюллетень содержал еще один вопрос: «Согласны ли вы с тем, что Конституция Украины должна приниматься на всеукраинском референдуме?» Тогда Конституционный суд признал этот вопрос неконституционным, поскольку он «выносится на референдум без выяснения воли народа относительно необходимости принятия новой Конституции Украины и, следовательно, ставит под сомнение правомочность Основного Закона Украины, что может привести к ослаблению установленных им основ конституционного строя в Украине, прав и свобод человека и гражданина». (В проекте Конституции, предложенной президентом Ющенко, содержится норма, позволяющая принимать Основной Закон на референдуме.) Результаты плебисцита 2000 года Верховная Рада так и не имплементировала, хотя, по официальным данным, на все заданные вопросы утвердительно ответило доминирующее большинство граждан (82–90% принявших участие в референдуме).

Основные положения новой редакции Конституции Украины

Версия Виктора Ющенко

  • Из первой статьи Конституции исчезло положение о независимости Украины, осталось только положение о суверенитете. (Это открывает путь к передаче Украиной части государственных функций надгосударственным органам и организациям, в частности Евросоюзу.)
  • Исчезли нормы о детализации территориального устройства страны. (Может привести к изменению количества областей и пересмотру их границ.)
  • Ликвидируется термин «поселок», все существующие поселки будут называться «городки».
  • Наряду с государственным вводится духовный гимн страны — «Боже великий, единый, нам Украину храни».
  • Суд обязан дать санкцию на арест в течение 24 часов (сейчас — 72 часа).
  • Положения Конституции о правах и свободах человека распространяются на юридических лиц.
  • Верховная Рада Украины переименовывается в Национальное Собрание Украины. Оно будет состоять из двух палат — сената и палаты депутатов.
  • Палата депутатов состоит из 300 человек и избирается на четыре года.
  • Численный состав сената непостоянный. В него входят по три представителя от области и городов, которые по статусу приравнены к областям, и все экс-президенты страны.
  • Возрастной ценз членов Палаты депутатов опускается с 21 до 18 лет, а для сенаторов устанавливается на уровне 35 лет.
  • Сенат повторно принимает законы, одобренные палатой депутатов, объявляет референдум и выборы и занимается кадровыми назначениями.
  • Создается национальное бюро расследований, имеющее полномочия по борьбе с коррупцией.
  • Палата депутатов может быть распущена президентом в любой момент, кроме как во время войны и во время чрезвычайной ситуации.
  • Отсутствуют нормы об обязательности формирования парламентской коалиции.
  • Создаются Высший гражданский суд и Высший уголовный суд, к которым переходят соответствующие полномочия Верховного суда Украины.
  • Вместо государственных администраций создаются исполнительные комитеты соответствующих советов.
  • Создаются обновленные государственные администрации, которым прокуратура передает полномочия контроля и надзора за законностью на соответствующей территории.
Конституционные интересы

Виктора Ющенко
  • новая редакция Конституции;
  • принятие текста Основного Закона на референдуме;
  • введение двухпалатного парламента: верхняя палата избирается по мажоритарному принципу (в ней пожизненно заседают все бывшие президенты Украины); нижняя — по пропорциональному;
  • полномочия кадровых назначений передаются верхней палате;
  • выборы проводятся по открытым спискам;
  • расширяются полномочия президента по роспуску парламента;
  • ослабевает зависимость правительства от парламентской коалиции;
  • сохраняется влияние президента на местные органы власти;
  • изменяется административно-территориальное деление Украины
Юлии Тимошенко
  • внесение Верховной Радой изменений в Конституцию;
  • сохранение однопалатного парламента;
  • сохранение пропорциональных выборов по закрытым спискам;
  • введение императивного мандата;
  • лишение президента влияния на министерства иностранных дел и обороны;
  • увеличение полномочий местных органов власти;
  • усиление контрольных полномочий парламента
Виктора Януковича
  • избрание президента в парламенте;
  • выборы по открытым спискам;
  • увеличение зависимости правительства от парламентской коалиции;
  • усиление контрольных полномочий парламента;
  • расширение полномочий местных органов власти
Петра Симоненко
  • внесение Верховной Радой изменений в Конституцию;
  • ликвидация института президента;
  • ликвидация государственных администраций;
  • усиление контрольных полномочий парламента;
  • расширение полномочий местных органов власти
Календарь выборов президента в 2009 году

17 июня До этой даты СМИ устанавливают расценки на политрекламу
27 июня Стартует президентская кампания
28 июня - 22 июля Партии и блоки могут выдвигать кандидатов
7 июля Окончание срока открытия избирательных счетов кандидатов в президенты, создание теризбиркомов
27 июля Завершение приема документов для регистрации кандидатов
1 августа Центризбирком заканчивает регистрацию кандидатов
26 августа Окончание срока создания избирательных блоков по выдвижению кандидатов в президенты
5 сентября Создание избирательных участков
15 сентября Крайний срок подачи подписных листов в Центризбирком
25 сентября Центризбирком утверждает форму бюллетеней
20 сентября Крайний срок, когда партия может выйти из избирательного блока; образование участковых избирательных комиссий; начало выдачи открепительных талонов
 10 октября Крайний срок, когда партия или блок может отозвать кандидата; окончание регистрации международных наблюдателей; запрет на публикацию результатов социологических опросов
20 октября
 
Окончание регистрации теризбиркомами наблюдателей от кандидатов
24 октября Запрет на политическую рекламу
25 октября  День выборов (первый тур)
4 ноября Крайний срок оглашения Центризбиркомом результатов выборов
 11 ноября Окончание периода обжалования результатов выборов в судах
 14 ноября Запрет на политическую рекламу перед проведением второго тура
15 ноября Второй тур (если необходимо)
25 ноября Крайний срок оглашения Центризбиркомом результатов выборов
4 декабря День инаугурации президента (если избран по итогам первого тура)
5 декабря Окончание периода обжалования результатов второго тура выборов в судах
25 декабря  День инаугурации президента (если избран по итогам второго тура)

Источник: Центризбирком;
расчеты: "Эксперт"

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
24.05.18, Дело
Рассказываем, как выбрать бойлер, потому что (спойлер) горячей воды не будет до осени.
Російському Газпрому доведеться зберегти транзит газу через українську ГТС навіть після запуску двох газопроводів в обхід України.
24.05.18, ubr.ua
Украинцев хотят перевести на электронные квитанции ЖКХ и сажать за карточное мошенничество.
24.05.18, Сегодня
В прошлом году проверили 4873 субъектов хозяйствования, а нарушения обнаружили у 1984 из них.
24.05.18, Deutsche Welle
Українському агентству боротьби з корупцією НАБУ за останній рік було мало чим дорікнути. Утім, і результатів його діяльності громадськості особливо не видно, лійшли висновку експерти і називають головну проблему: суди.
МВФ категорически против идеи депутатов и президента блокировать решения международных экспертов при отборе судей антикоррупционного суда.
24.05.18, ubr.ua
Корпорации не перестают надеяться на выплаты по НДС, и собираются под них поднять валютные цены.
24.05.18, Сегодня
Сейчас на 100 работающих украинцев приходится 95 пенсионеров.
23.05.18
23.05.18, ubr.ua
Аграрный сектор, технологические компании и проблемные активы – новые фавориты для вложений.
Україна поступово відновлюється після економічного колапсу 2014-2015 років. Економіка країни зросла на 2,4% у 2016 році та на 2,5% у 2017 році.
22.05.18
21.05.18
19.05.18
18.05.18


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!