Ведет ли двухпалатный парламент к федерализации государства?

Точка зору

В большинстве успешных стран мира — двухпалатные парламенты. Прагматичные народы считают, что это ключ к решению многих проблем. Президент нашего государства, осознавая это, настойчиво предлагает ввести в Украине двухпалатный парламент для стабилизации положения в стране. Но большинство политических сил возражают против этого. Они пугают население одним, на их взгляд, важнейшим аргументом — возможностью федерализации Украины, а затем и ее распадом.

Судя по аргументам, используемых сторонниками и противниками двухпалатного парламента, в нашем обществе нет более-менее систематизированных знаний об этом институте власти и его месте и значении в сегодняшнем мире.

Противники двухпалатного парламента заявляют, что он «вреден для развития общества». Такая форма государственного строя, по их мнению, «опасна для утверждения демократии в стране и для сохранения ее целостности». Они ссылаются на то, что в соответствии с мировым опытом «основным критерием для создания верхней палаты парламента является федеральный строй государства или историческая традиция монархизма, адаптированного к принципам демократии».

Действительно ли это так — обратимся к международному опыту.

На земном шаре сегодня свыше 70 стран имеют двухпалатные парламенты. При этом абсолютное большинство из них — успешные страны с позитивными экономическими и социальными показателями. Среди них Австралия, Австрия, Алжир, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Египет, Индия, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Германия, Нидерланды, Оман, США, Франция, Швейцария, Япония и много других высокоразвитых стран со стабильным обществом и экономикой.

У одних из них федеральный государственный строй, у других — унитарный, есть среди них монархии, есть и республики.

После распада Советского Союза, осознавая большую значимость такого парламента для жизни страны, немало держав, не имеющих никакого отношения ни к монархизму, ни к федерализму, создали именно двухпалатные парламенты. Это, в частности, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан. В России также двухпалатный парламент. Двухпалатные парламенты имеют Польша, Чехия, Хорватия, Сербия и Черногория, Румыния, Босния и Герцеговина, то есть государства, избавившиеся от коммунистической идеологии и тоталитарных представлений о перестройке государства. Как известно, Польша, Чехия, Хорватия и Румыния — унитарные республики. Но у них нет ни монархических традиций, ни тенденций к федерализации.

В то же время следует сказать, что однопалатные парламенты есть как в федеральных государствах (например, Венесуэле, Объединенных Арабских Эмиратах), так и унитарных, где сохранились монархические традиции (Швеция, Норвегия, Дания, Люксембург), и их никто не обвиняет в отсутствии демократии.

Однопалатные парламенты имеют, как правило, страны с малочисленным населением и слабыми финансовыми возможностями (например, Литва, Латвия, Эстония, Молдова, Грузия, Армения, Андорра, Исландия, многие небольшие островные государства). В их число входят также слаборазвитые страны Африки, тради­ционно тоталитарные или тяготеющие к этому способу правления. Ук­раина, сохраняющая однопалатный пар­ламент, фактически демонстрирует тоталитарные устремления, которые вредят ее имиджу в мире.

Тем, кто считает, что двухпалатный парламент целесообразен лишь в федеральном государстве, нужно знать, что Соединенные Штаты Америки — федеральное государство, но складывается оно из унитарных государств — штатов, имеющих свои конституции и свои парламенты. В этой сложной, но успешной стране двухпалатные парламенты функционируют как на уровне всего государства, так и на уровне каждого штата. Лишь штат Небраска имеет однопалатный парламент. Во всех других 49 штатах парламенты двухпалатные.

Следует отметить, что не США соз­дали свои штаты, а унитарные государства-штаты создали единое федеральное государство под названием Соединенные Штаты Америки. И двухпалатный парламент на федеральном уровне создан на базе двухпалатных парламентов унитарных государств-штатов, существующих и доныне.

Те, кто заявляют, что двухпалатный парламент может привести к федерализации и распаду государства, лукавят. Ни одно из государств с таким парламентом из-за этого не федерализовалось, не распалось. Польша, Чехия, Румыния, Франция и многие другие унитарные государства, создавая двухпалатные парламенты, не пугали свое население федерализацией или распадом государства, потому что знали, что этот аргумент безоснователен и не подтвержден историей. Они убеждены, что двухпалатный парламент, напротив, «цементирует» государство, способствует наведению в нем порядка. Что же касается демократии, то страны, которые отходят от тоталитаризма, создают двухпалатные парламенты именно ради ее утверждения.

На чем основывается у народов мира желание иметь не одну, а две палаты парламента? Не прибегая к детализации функций его нижней и верхней палат, тем более зная из Консти­туции, чем занимается однопалатная Верховная Рада Украины, сконцентрируем свое внимание на главных осо­бенностях верхней палаты, или сената, как ее называют в большинстве стран мира с двухпалатным парламентом. Главная роль сената в государст­ве — стабилизирующая. Именно он удерживает все ветви власти от конфликтности и споров. В каждой редакции газеты, журнала и т.п. есть так называемый светлый глаз. В парламенте этим «светлым глазом» является сенат. Он «шлифует» каждый нормативный акт, вышедший из стен нижней палаты, не допуская сомнительных, противоречивых, не подтвержденных финансово и кадрово норм. Благодаря этому у президента государства почти не возникает необходимости налагать вето на законопроект, проработанный сенатом, а следовательно, и нет причин для конфликта между президентом и законодательной властью. Сенат забирает «хлеб» у Конституционного суда. В немногих государствах с двухпалатным пар­ламентом такой массовый наплыв представлений в Конституцион­ный суд, как у нас. В связи с этим нет волокиты и неопределенности с нормативными актами, а значит, нет оснований для конфликтов между ветвями власти. Власти больше доверяют, она пользуется авторитетом у населения.

Однопалатный парламент, каким бы совершенным он ни был, не в состоянии обеспечить справедливую и равную защиту интересов каждого региона страны, каждого этнического меньшинства, каждого направления человеческой деятельности. Сенат, как правило, и обеспечивает эту функцию власти — быть справедливой и равной ко всем.

Двухпалатный парламент делает невозможным сконцентрирование парламентской власти в руках одного человека или одной политической силы, а также узурпацию власти касательно кадровых вопросов.

В отдельных странах, например, в США, ни одна из палат на протяжении сессии не может без согласия второй перенести заседание более чем на точно установленные дни или назначить их в другом месте, чем то, где заседают обе палаты. То есть палаты выполняют сдерживающую роль по отношению друг к другу. По большей части сенат выполняет контрольную функцию относительно действий и решений нижней палаты и правительства, а в некоторых странах имеет право даже законодательного вето.

То есть сенат — это чрезвычайно полезный институт власти, игнорирование создания которого ничего хорошего стране не приносит. Сенат в стране — это показатель демократии, гарант законности и защищенности, и потому нежелание учредить его означает законсервирование того хаоса, который сегодня существует в Украине, поскольку он выгоден определенным политическим силам.

Анализ данных относительно создания законодательных органов власти во многих успешных странах мира свидетельствует о том, что двухпалатный парламентаризм зависит прежде всего не от традиций, монархизма, федерализма или унитаризма, а от прагматических представлений, от расчета, от пользы для государства такого института власти. Если бы двухпалатный парламент вредил прагматичным французам в их унитарном государстве или немцам в их федеральном государстве, они бы давно избавились от него.

Именно прагматические рассуждения полезности для страны удерживают двухпалатный парламент как на федеральном, так и унитарном государственном уровне в США.

Успешность и полезность двухпалатного парламента для государства зависит от формы и способа его формирования. В мире относительно этого существует огромный опыт.

В Украине отдельные «ученые» пугают людей двухпалатным парламентом, имея в виду способ его формирования в Российской Федерации. Там, в частности, верхняя палата — Совет Федерации — формируется из высших должностных лиц исполнительной и законодательной власти каждой из 89 федеральных административных единиц — областей, краев, республик, автономных округов и областей, федеральных городов Москвы и Санкт-Петербурга.

То есть в Совет Федерации народ их не избирает. Таким образом, они не представляют народ своего региона, хотя и призваны в известной степени защищать его интересы.

Действительно, для Украины такой способ формирования сената может быть пагубным. Но в мире есть и другие способы.

Приведу наиболее характерные принципы формирования двухпалатного парламента в успешных унитарных государствах.

Например, во Франции двухпалатный парламент состоит из сената и национальных собраний.

У сената 321 место: 296 — непосредственно для Франции, 13 — для заморских территорий и 12 — для французских граждан, проживающих в других странах. Членов сената на девять лет избирает непрямым голосованием коллегия избирателей, треть из которых избирается каждые три года.

В национальных собраниях 577 мест. Членов этих собраний избирают общим голосованием по одномандатным мажоритарным округам на пять лет.

В Италии двухпалатный парламент состоит из сената и палат депутатов. В сенат на пятилетний срок избирают народным голосованием 315 депутатов, из них 232 — открытым голосованием и 83 — по принципу регионального пропорционального представительства. Кроме этих сенаторов, в Италии существует институт пожизненных сенаторов, в число которых входят бывшие президенты республики и другие высшие должностные лица государства, чьи знания и опыт итальянский народ терять не хочет.

Палата депутатов Италии состоит из 630 членов, 475 из которых избирают открытым голосованием и 155 — на основе регионального пропорционального представительства на пять лет.

В Испании двухпалатные генеральные кортесы состоят из сената и конгресса депутатов. У сената 259 мест, 208 его членов избирают прямым общим голосованием и 51 назначают региональными законодательными органами власти на четыре года. В конгресс 350 депутатов избирают общим голосованием по партийным спискам на основе пропорционального представительства сроком на четыре года.

В Польше двухпалатные национальные собрания состоят из сейма (460 мест; членов выбирают по комплексной системе пропорционального представительства на четыре года) и сената (100 мест; членов избирают на основе мажоритарного представительства каждой провинции на четыре года).

В мире немногие страны формируют свой парламент только на пропорциональной основе. В абсолютном большинстве случаев они формируются на мажоритарной или смешанной основе, при которой депутат служит не партийному вождю, а народу своего избирательного округа.

Почему основные политические силы в Украине не хотят двухпалатного парламента? Потому что они не видят своей выгоды в нем. Они таким образом теряют власть, свое влияние на процессы, которые будут происходить в стране, поскольку не смогут одновременно контролировать обе палаты. Создание двухпалатного парламента — это радикальные изменения в государственном строе. Они боятся этих изменений.

Между тем, как видно из опыта других стран, народ Украины выигрывает от создания двухпалатного парламента, поскольку это основной ключ к решению тех политических, экономических и социальных проблем, с которыми Украина зашла в тупик.

Пока Украина не поймет, что система однопалатного парламента выгодна только партийным функционерам, она будет оставаться убогой и серой, а конфликты, споры и выборы будут бесконечными.

Кроме этого, с учетом факта, что двухпалатный парламент существует в большинстве успешных и достойных уважения стран мира, Украина, не создав такого парламента, будет отождествляться в этом плане со странами отсталыми, малоразвитыми и даже тоталитарными.

Вопрос создания сената в Украине не должен сразу же отбрасываться — ввиду того, что его предлагает президент. Его предложения подкреплены мировым опытом и в своей основе являются правильными. Они нуждаются в глубоком изучении и реализации. Если наш парламент хочет добра Украине.

На наш взгляд, в сенате Украины должны быть моральные авторитеты общества, если хотите — «отцы нации», высокообразованные и высоконравственные люди, которые своей жизнью, поведением и отношением к Украине и ее народу доказали, что ни при каких обстоятельствах не поступятся совестью, достоинством и честью. Дело за парламентом, за его совестью и ответственностью.

Что же касается опасения, что в верхнюю палату могут прийти олигархи, то у нынешнего парламента есть возможность ввести определенный имущественный ценз и не пустить их туда. Он может не пустить туда и сыновей и дочерей олигархов, их охранников и водителей, находящихся сегодня в парламенте и вредящих имиджу политических сил. Если парламент не хочет видеть в верхней палате экс-президентов и др., то это можно оговорить в законе.

То есть у парламента есть возможность закрепить в законе ту процедуру создания сената и такой его состав, который бы удовлетворял и народ Украины, и его политические силы. Но нужно что-то делать. Надо осознавать, что изменение лиц во власти не ликвидирует кризиса. Необходимо изменение системы власти.

Внедрение двухпалатного парламента на разумной основе — это надежный ключ к ликвидации кризиса в Украине.

Новини

26 Січня 2024

У минулому році турецькі металурги виробили 33,71 млн тонн сталі

В Україні завершили монтаж першої вітротурбіни

Уряд розробляє пільгові програми оренди житла для українців

На ЗАЕС може виникнути нова загроза ядерній безпеці

УЗ охоронятиме інфраструктуру за допомогою дронів

Попередньо всі держави ЄС погодили виділення 50 млрд євро Україні

Система бронювання працівників потребує якісного оновлення – Наталуха

Автогаз у мережах АЗС продовжує дешевшати

Вартість фрахту суден з портів Одеси продовжує падати 

США витратить 254 млн дол на декарбонізацію промисловості

Українська промисловість збільшує споживання електроенергії

УГД запустила в експлуатацію нову свердловину

Україна через потепління скоротила споживання електрики

Аграрний комітет Ради схвалив ліквідацію багатомільярдного корупційного ринку – Кисилевський

Tata Steel отримає від Лондону меншу допомогу на декарбонізацію у порівнянні з європейськими компаніями

Підприємства Ostchem збільшили виробництво міндобрив на 19,5% 

ВСІ НОВИНИ ⇢