Депутаты не хотят в палаты

Точка зору

Инициатива главы государства по внесению изменений в Основной закон так и останется на бумаге. Никто из депутатов не поддержит желание президента плавно переместиться из своего кресла в кресло сенатора.

Сегодня премьер Юлия Тимошенко намерена встретиться с президентом Виктором Ющенко, дабы тот убедил часть фракции НУНС все-таки поддержать пакет правительственных антикризисных законопроектов. Накануне из пяти соответствующих документов парламент поддержал всего два, направленных на повышение акцизов на табачные изделия, крепкий алкоголь и дизельное топливо.

Горечь поражения премьеру скрасило разве что обращение главы государства, пестревшее общими местами. В частности, господин Ющенко вновь предложил депутатам самих себя лишить иммунитета, чем вызвал гул недовольства в сессионном зале. Известно, что представители крупнейшей фракции — Партии регионов — неоднократно декларировали свою готовность к отказу от иммунитета, но только в комплексе с аналогичными мерами по отношению к президенту и судьям. Пока депутаты шумели, Юлия Тимошенко наклонилась к первому вице-премьеру Александру Турчинову, у которого вчера, кстати, был день рождения, и что-то иронично ему прошептала.

По окончании своего обращения Виктор Ющенко лично в руки спикера Рады передал свой проект Конституции. В зале вновь поднялся ропот — на сей раз удивленный, поскольку еще позавчера многие были уверены в том, что такого документа в Секретариате президента нет. Впрочем, работа над новой редакцией Основного закона не прекращалась в Секретариате с 2006 г.

Вместо Рады — собрание

Ключевое изменение в редакции Конституции Виктора Ющенко касается реформы структуры Рады. Ее предлагается переименовать в Национальное собрание и разделить на две палаты. Нижняя палата — Палата депутатов — сокращается до 300 человек. Избирается по нынешней пропорциональной системе сроком на четыре года.

Верхняя палата, названная Палатой сенаторов, избирается на шесть лет с ротацией трети ее состава каждые два года. Сенаторы избираются по три человека от каждой области и города, имеющего статус региона (таковых сейчас два — Киев и Севастополь). Наиболее любопытный момент статьи о Сенате: туда пожизненно входят бывшие президенты страны по истечении срока своих полномочий, если главу государства не отстранили в порядке импичмента. Порядок импичмента, кстати, почти полностью переписан с действующей редакции Конституции. За исключением того, что импичмент инициирует нижняя палата, а окончательное решение принимают сенаторы.

Предполагается, что законодательной работой палаты будут заниматься сообща. Вначале проекты рассматривает Палата депутатов, затем — сенаторы. Формирование правительства и принятие госбюджета остается исключительной прерогативой нижней палаты. Сенаторы же могут принимать госбюджет только если на момент его внесения нижняя палата распущена президентом. Роспуск нижней палаты возможен, когда в указанные Конституцией сроки не утвержден персональный состав Кабмина и его программа деятельности. Также за президентом сохраняется право вето.

В предложенном проекте Основного закона не нашлось места главам госадминистраций, как и самим госадминистрациям, а также мэрам — их заменяют на руководителей исполкомов советов соответствующего уровня и глав общин. Однако президент не намерен полностью отказываться от влияния на регионы — будет возрожден институт представителей главы государства, как это было при президенте Леониде Кравчуке.

Усиление по всем фронтам

Виктор Ющенко предлагает закрепить за президентом право назначать и увольнять руководителей силовых структур, кроме МВД: генпрокурора, главу СБУ, руководителя Службы внешней разведки, главу Национального бюро расследований (НБР) и других госорганов, которые осуществляют досудебное следствие. Отметим, что идея создания НБР появилась у Леонида Кучмы еще в 1997 г., затем была поддержана Виктором Ющенко, но так и не была реализована.

Назначения силовиков происходят с согласия Сената, по определению лояльного к главе государства. А увольнение президент проводит самолично. Сопоставим, например, с положениями действующей Конституции, регламентирующими назначение и увольнение генпрокурора — это происходит по представлению президента и с согласия Рады.

В переходных положениях президентского законопроекта говорится, что органы прокуратуры осуществляют функцию предварительного следствия — до формирования системы досудебного следствия, но не дольше, чем один год. В действующей же Конституции за прокуратурой такая функция закреплена лишь до момента создания соответствующего уполномоченного органа, например — НБР. Также, впрочем, неясно, что понимать под формулировкой «предварительное следствие».

Виктор Ющенко предлагает сохранить за президентом пост главы Совета национальной безопасности и обороны (этот орган сохраняется и в редакции Конституции Анатолия Гриценко, где, по информации «і», СНБО сохраняется для дважды бывшего секретаря Совбеза Владимира Горбулина) и должность Верховного главнокомандующего. Увольнение и назначение высшего военного командования будет происходить с согласия Сената, как и принятие решения о введении военного или чрезвычайного положения.

С судами по-прежнему непонятно

Президентские изменения в Конституцию предлагают, естественно, и серьезные преобразования судебной системы. Впрочем, своим же обращением к парламенту Виктор Ющенко нивелировал всю ценность своих инноваций.

Он, в частности, призвал депутатов как можно быстрее принять скандальные изменения в законы о судоустройстве и о статусе судей (законопроекты №№0916 и 0917). «і» неоднократно писали, что эти документы откровенно направлены против нынешнего председателя Верховного суда Украины (ВСУ) Василия Онопенко. Именно поэтому в законопроектах идет речь о лишении ВСУ и его председателя изрядной доли полномочий и влияния, возвращении президенту функции назначения руководителей судов, создании четырех максимально автономных судейских вертикалей, а также о других неприятных для судейского руководства вещах.

Здесь принципиально важно отметить, что законопроекты №№0916 и 0917 плохо корреспондируются с положениями изменений в Конституцию. Это касается и процедуры назначения судей, и избрания председателей судов, а также их заместителей, и полномочий и кадрового наполнения ВСЮ, и института избираемых мировых судей, и т.д. и т.п.

Выходит, что «как можно быстрее принятые» законопроекты №№0916 и 0917 необходимо будет радикально менять сразу после принятия изменений в Конституцию. Более того, весь раздел VII «Суды и правосудие» в законопроекте президента во многих положениях требует уточнения в законах, которых нет. Похоже, здесь Виктор Ющенко дал проявиться своему сомнению в том, что предложенная им редакция Основного закона получит поддержку у депутатов.

Одна из наиболее прогрессивных новаций нового президентского проекта Конституции — схема назначения судей на админдолжности. Предлагается дать судьям возможность избирать руководителей своего суда. Несколько лет процедура назначения председателей судов — из-за их серьезных возможностей влиять на работу своих ведомств — является предметом ожесточенного спора между руководством ВСУ, БЮТ, президентом и Партией регионов. Но из новой редакции Конституции непонятно, будет ли уменьшено влияние руководителей судов на своих подчиненных.

Важно, что проект затрагивает и краеугольный камень судебной системы — процедуру назначения судей. Предполагается, чтобы судей ВСУ и высших специализированных судов будет назначать Сенат по представлению Высшего совета юстиции (ВСЮ), а всех остальных судей — президент по представлению ВСЮ. При этом все судьи изначально будут избираться бессрочно.

Шансы стремятся к нулю

Вчера депутаты не скрывали, что у них массовое ощущение дежавю с событиями 2002 г., когда Леонид Кучма пытался через референдум провести идею новой редакции Конституции, в том числе — двухпалатного парламента. Ирония судьбы заключена в том, что Виктор Ющенко, также как и его предшественник, предлагает новую редакцию Основного закона, положения которого вступят в силу уже при следующем президенте.

«Это какая-то тенденция — в последние месяцы президентского срока пытаться внести изменения в Конституцию»,— сказал «i» регионал Сергей Левочкин. Он отметил, что его фракция не поддержит инициативу Виктора Ющенко. «ДЖа и в БЮТ никто голосов не даст»,— уверен господин Левочкин.

В этом он, похоже, прав. Юлия Тимошенко справедливо считает, что двухпалатный парламент соответствует федеративному устройству страны, в то время как даже в своей редакции Конституции Виктор Ющенко прописывает унитарный характер Украины. Более того, уверена премьер, инициативы президента угрожают стране «олигархизацией общества».

А представитель Блока Литвина Сергей Гриневецкий охарактеризовал инициативу Виктора Ющенко как бесперспективную. Похоже, так думает и сам Владимир Литвин, без явного или тайного согласия которого какие-либо изменения Конституции нереальны.

Новини

26 Січня 2024

У минулому році турецькі металурги виробили 33,71 млн тонн сталі

В Україні завершили монтаж першої вітротурбіни

Уряд розробляє пільгові програми оренди житла для українців

На ЗАЕС може виникнути нова загроза ядерній безпеці

УЗ охоронятиме інфраструктуру за допомогою дронів

Попередньо всі держави ЄС погодили виділення 50 млрд євро Україні

Система бронювання працівників потребує якісного оновлення – Наталуха

Автогаз у мережах АЗС продовжує дешевшати

Вартість фрахту суден з портів Одеси продовжує падати 

США витратить 254 млн дол на декарбонізацію промисловості

Українська промисловість збільшує споживання електроенергії

УГД запустила в експлуатацію нову свердловину

Україна через потепління скоротила споживання електрики

Аграрний комітет Ради схвалив ліквідацію багатомільярдного корупційного ринку – Кисилевський

Tata Steel отримає від Лондону меншу допомогу на декарбонізацію у порівнянні з європейськими компаніями

Підприємства Ostchem збільшили виробництво міндобрив на 19,5% 

ВСІ НОВИНИ ⇢