Подробнее Запомнить город


Виктор Ющенко подвел власть под статьи

размер текста:

Президент Виктор Ющенко вчера подал в парламент проект закона о внесении изменений в Конституцию. Документ предполагает ревизию системы власти в стране, проведение административно-территориальной и судебной реформ, а также множество других поправок к основному закону. Одно из главных нововведений – разделение парламента на две палаты: Палату депутатов и Сенат. Законопроект устраняет большинство разночтений действующей Конституции, но при этом содержит нормы, допускающие двоякое толкование. У него не много шансов на принятие, так как против уже выступили премьер-министр Юлия Тимошенко, спикер Владимир Литвин и лидер оппозиции Виктор Янукович.

Развод по палатам

Вчера утром, выступая в Верховной раде с ежегодным посланием к парламенту (см. стр. 2), президент Виктор Ющенко обратился к депутатам с просьбой утвердить его вариант конституционной реформы. Ранее господин Ющенко уже заявлял, что инициирует введение двухпалатного парламента (см. вчерашний Ъ). После обнародования президентского проекта закона о внесении изменений в Конституцию стали известны детали предложенной реформы системы власти.

Основные изменения коснутся Верховной рады. Ее предлагается назвать "Национальное собрание Украины" (НСУ) – от термина "Верховная рада" авторы проекта отказались. Как и заявлял ранее Виктор Ющенко, основные законодательные полномочия должны остаться у нижней палаты НСУ – Палаты депутатов, состоящей из 300 человек. Принцип избрания депутатов – по партийным спискам или мажоритарным округам – в документе не оговорен, его необходимо будет утвердить отдельным законом. От идеи императивного мандата президент предлагает отказаться – нормы о том, что депутат должен входить во фракцию партии, от которой он избран, в документе нет. Не упоминается и термин "коалиция". Глава государства, который на протяжении нескольких лет настаивал на необходимости существования в Раде формализованного большинства, теперь считает, что в НСУ будет достаточно ситуативных объединений депутатов. Еще одно нововведение заключается в том, что депутаты могут совмещать деятельность в парламенте и правительстве.

В верхнюю палату – Сенат – предлагается избирать по трое представителей от каждой области, а также Автономной республики Крым, Киева и ряда других городов, "которые по статусу приравниваются к области" и список которых еще предстоит утвердить. Пожизненное право заседать в Сенате получают все бывшие президенты государства. Основная задача сенаторов – утверждение законов, принятых нижней палатой. Впрочем, вес Сената, по мнению президента, должен быть очень небольшим – даже если он отклонил закон, нижняя палата может проигнорировать мнение сенаторов, переголосовав документ 150 голосами.

Виктор Ющенко подчеркнул, что его проект "отменяет неограниченную неприкосновенность депутатов". На деле же предлагается отменить лишь норму о согласии Рады на привлечение депутата к уголовной ответственности. Норма о том, что Сенат или Палата депутатов должны дать согласие на задержание или арест своего представителя, осталась в законопроекте. Такие же гарантии предоставляются судьям и уполномоченному НСУ по правам человека, а президенту предлагается оставить "гарантии неприкосновенности" без расшифровки этого термина.

Президентское направление

На первый взгляд, новая Конституция урезает полномочия президента: он утрачивает право предлагать кандидатуры министров обороны и иностранных дел и приостанавливать акты Кабмина, регулирующие экономические вопросы в случае их неконституционности. Однако скрытые полномочия, предусмотренные этим законопроектом, с лихвой компенсируют потери. Прежде всего глава государства получает право в любой момент, исходя из политической целесообразности, распустить парламент. Подобные механизмы позволяют ему контролировать руководителей силовых структур. Согласно законопроекту, глава государства может назначать генпрокурора, глав СБУ, Национального бюро расследований и "других органов, осуществляющих досудебное следствие", только с согласия НСУ, а увольнять – самостоятельно.

Чтобы компенсировать отсутствие у президента "своих" глав МИДа и Минобороны, в проект введена норма о том, что он может "отменять акты Кабинета министров по вопросам внешнеполитической деятельности, обороны и безопасности государства". Впрочем, практика работы Совета нацбезопасности и обороны (СНБО), который возглавляет президент, свидетельствует, что при необходимости "документом, касающимся безопасности государства", может быть назван любой акт правительства. К слову, механизм влияния на Кабмин через решения Совбеза в проекте политреформы не только остается, но и усиливается – глава государства получает возможность назначать в СНБО любых граждан, а не только руководителей центральных органов исполнительной власти. Это позволяет ему постоянно контролировать большинство голосов СНБО.

Что касается правительства, то утверждение состава Кабмина предлагается закрепить за Палатой депутатов. При этом кандидатуру премьера должна предлагать та политическая сила, которая получила по итогам выборов больше всего мандатов. В случае если в 20-дневный срок кандидатура не будет утверждена, право на ее выдвижение переходит ко второй крупнейшей фракции. Если и ей не удастся назначить своего премьера, президент вправе сам определить третью кандидатуру. Если же и кандидатура президента не будет поддержана нижней палатой, глава государства имеет право распустить Палату депутатов.

К новым полномочиям президента следует отнести также скрытую возможность блокировать любой закон, принятый парламентом. Новая Конституция не дает права спикеру подписывать законы, в отношении которых было преодолено вето президента. В законопроекте указано, что это должен сделать глава государства, но не предусмотрен какой-либо механизм воздействия на него, если он откажется ставить подпись.

По мнению авторов законопроекта, особыми полномочиями может воспользоваться уже действующий глава государства. Виктор Ющенко ожидает, что реформа Конституции будет завершена в текущем году – вчера он обратился к Верховной раде с просьбой выделить бюджетные средства для организации референдума, необходимого для имплементации политреформы. При этом следующие президентские выборы предлагается провести 17 января 2010 года, а передача полномочий новому президенту состоится не ранее марта.

Существенные частности

Помимо изменения системы центральной власти, законопроект предусматривает проведение административно-территориальной реформы. Ъ уже сообщал, что ее главным нововведением станет создание исполкомов при местных советах, к которым перейдут основные полномочия местных госадминистраций. Как упоминалось выше, некоторые города "с определенным законом количеством жителей" получают статус отдельной области; такая же реформа будет проведена на уровне городов районного значения. Примечательно, что Севастополь предлагается лишить особого статуса, а статус Автономной республики Крым – оставить неизменным.

Изменения коснулись практически всех статей. Существенные правки внесены, в частности, в разделы "Правосудие" и "Конституционный суд", а раздел "Прокуратура" и вовсе исчез из Конституции. В большинстве случаев речь идет о редакционных правках, причем смысл некоторых из них остается неясным. К примеру, в основном законе уже нет пункта, подробно описывающего равноправие мужчин и женщин и гарантирующего поддержку государства работающим матерям. В социальном блоке следует отметить два положения. Одно из них гарантирует гражданам "не менее 30 дней оплачиваемого отпуска", второе – отменяет мораторий на сокращение количества государственных и коммунальных учреждений здравоохранения.

Назад в будущее

Заместитель главы секретариата президента Марина Ставнийчук вчера заявила, что проект основывается на результатах работы Национальной конституционной комиссии (НКС), действовавшей в прошлом году (о прекращении ее работы Ъ сообщал 24 апреля 2008 года). Однако члены НКС считают иначе. "В концепции, которую мы тогда подготовили, даже речи не было о таком распределении полномочий, в том числе о таких полномочиях двухпалатного парламента. Мы тогда только упомянули, что идея двухпалатного парламента может быть рассмотрена как вариант",– заявил Ъ член НКС Георгий Крючков. Впрочем, некоторые наработки НКС все-таки вошли в проект Конституции. В частности, речь идет о расширении прав и полномочий Конституционного суда и о введении механизма народной законодательной инициативы – граждане получают право инициировать принятие законов и отменять действующие.

Новая Конституция должна быть принята парламентом (два голосования – 226 и 300 голосов), пройти экспертизу Конституционного суда и утверждена на всенародном референдуме. Но перспективы ее принятия нерадужные – крупнейшие политические силы не согласны с рядом президентских инициатив. Премьер-министр Юлия Тимошенко заявила, что введение двухпалатного парламента является шагом к федеративности и вернет в парламент коррупцию. "Президент хочет открыть путь для того, чтобы через покупку мажоритарных округов была сформирована верхняя палата. По сути, страна будет иметь олигархическое устройство, поскольку только у олигархов хватит денег попасть в верхнюю палату",– заявила вчера госпожа Тимошенко. Ее поддержал спикер Владимир Литвин, который назвал Сенат "заповедником украинских олигархов", которые будут стремиться в верхнюю палату, "чтобы получить неприкосновенность". А лидер Партии регионов Виктор Янукович считает, что текст новой Конституции должен быть написан представителями парламента, а не президентом. Он предложил создать в Раде соответствующую комиссию.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
24.05.18, Дело
Рассказываем, как выбрать бойлер, потому что (спойлер) горячей воды не будет до осени.
Російському Газпрому доведеться зберегти транзит газу через українську ГТС навіть після запуску двох газопроводів в обхід України.
24.05.18, ubr.ua
Украинцев хотят перевести на электронные квитанции ЖКХ и сажать за карточное мошенничество.
24.05.18, Сегодня
В прошлом году проверили 4873 субъектов хозяйствования, а нарушения обнаружили у 1984 из них.
24.05.18, Deutsche Welle
Українському агентству боротьби з корупцією НАБУ за останній рік було мало чим дорікнути. Утім, і результатів його діяльності громадськості особливо не видно, лійшли висновку експерти і називають головну проблему: суди.
МВФ категорически против идеи депутатов и президента блокировать решения международных экспертов при отборе судей антикоррупционного суда.
24.05.18, ubr.ua
Корпорации не перестают надеяться на выплаты по НДС, и собираются под них поднять валютные цены.
24.05.18, Сегодня
Сейчас на 100 работающих украинцев приходится 95 пенсионеров.
23.05.18
23.05.18, ubr.ua
Аграрный сектор, технологические компании и проблемные активы – новые фавориты для вложений.
Україна поступово відновлюється після економічного колапсу 2014-2015 років. Економіка країни зросла на 2,4% у 2016 році та на 2,5% у 2017 році.
22.05.18
21.05.18
19.05.18
18.05.18


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!