Японский «левак» Леди Ю.

Точка зору

Сейчас Юлия Владимировна Тимошенко пытается убедить народ, что в кризисный период всем сердцем переживает за Украину. На что только не идет «женщина с косой», чтобы доказать украинцам свою искренность. Вот недавно, посещая Японию в рамках сделки по продаже квот на выбросы углерода, даже сгоряча помолилась в синтоистском храме за то, чтобы Украина как можно легче пережила кризис. Журналистам об этом леди-премьер сообщила с заметной гордостью. Видимо, уже забыла, как в народе восприняли подобный порыв Виктора Ющенко, решившегося примерить кипу, и в таком виде публично помолиться с иудеями в Израиле.

В контексте синтоистских «опытов» Тимошенко, большой интерес вызвали и ее речи о том, как украинское правительство планирует расходовать средства за проданные парниковые газы. «Полученные средства Украина на 100% использует в сотрудничестве с японскими корпорациями на зеленые экологические проекты. Хочу подчеркнуть – не на 10%, не на 50%, а все на 100%», – пообещала Тимошенко. При этом, она упустила из виду важный момент – обычно, когда человек с подмоченной репутацией во всеуслышание обещает совершить благородный поступок, от него сразу же ожидают очередной пакости.

В контексте нынешних заигрываний с Японией, да еще и в столь щепетильном вопросе, как торговля углеродными квотами, от Юлии Владимировны впору ожидать именно подобного сюрприза. Речь ведь идет о сделке не то, что не на один десяток – не на одну сотню миллионов американских долларов. Если быть точнее, в рамках Киотского протокола Япония планирует купить у Украины квоты на выброс 30 млн. тонн парниковых газов, примерно за $305 млн. По некоторым данным, Украина даже уступает квоты «по дешевке». Вот и думай после этого, к чему вдруг у леди-премьера проснулся настолько живой интерес к распродаже «киотского товара», да еще и с уступкой. Складывается впечатление, что с развитием кризиса Юлия Владимировна попросту решила хвататься за любую «ниточку», ведущую к хрустящим баксам. Естественно, не факт, что при этом денежки будут использоваться для поднятия национального благосостояния.

Для справки напомним, что Киотский протокол является международным документтом, принятым в Киото, в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК). Киотский протокол стал первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночных механизмах регулирования – механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов. Украина ратифицировала Киотский протокол в 2004 году. В рамках протокола существует понятие так называемых гибких механизмов, среди которых для Украины привлекательными являются два – торговля выбросами и проекты общего внедрения, которые дают возможность получать доходы от продажи квот. Продажа части своей квоты предусматривает продажу «излишков» тем странам, которые превышают уровень собственной квоты выбросов. На сегодняшний день основным «проблемным» газом является СО2, поэтому торговля именно квотами углекислого газа и предполагает для участников протокола наибольшую выгоду.

С момента ратификации Киотского протокола наши чиновники сразу же воодушевились перспективами получения огромной прибыли от торговли квотами. В разные времена отечественные политики делали самые многообещающие прогнозы о примерном доходе с такой торговли. К примеру, в 2006 году сумма колебалась в пределах $9-17 млрд., а в 2007-м – 2,5 млрд. евро. При таких ожиданиях не удивительно, что два года назад, для организации бизнеса по торговле «излишками» выбросов углерода, в Украине начали плодиться бизнес-проекты под реализацию так называемых «зеленых инвестиций». Уже в 2007 году таких «конторок» нарисовалось порядка 100 штук. Принимая во внимание, что после этого чище в стране не стало, и плачевная экологическая ситуация в Украине стала еще более критической, «зеленые» эти явно предназначались для концентрации «киотских» денег в нужных руках.

Вряд ли тогда кто-то мог предполагать, что на завидный «кусок» позарится сама великая «комбинаторша», дорвавшаяся до власти в Кабмине. Само собой, мелкие охотники за парниковыми богатствами вряд ли теперь смогут на что-то рассчитывать. Юлия Владимировна опытный предприниматель (в смысле таланта мутить деньжата), а потому логично ожидать, что после получения денег от Японии, «зеленые инвестиции» осядут на счетах аффилированных к премьерше «карманных» экологических организаций. Естественно, на все обещанные Тимошенко 100%. Следует заметить, что заявляя себя неким «куратором» торговли парниковыми квотами с Японией, тем самым премьер-министр как бы намекнула, что этот «кусок» теперь ее, и претендентам на «киотский бизнес» следует поискать другой площадки для получения прибылей.

Кстати, Юлии Владимировне следует отдать должное – она улучила нужный момент, и теперь благодаря своей проницательности может спокойно полагаться на 300 лимонов «экологически чистых» денег. Сделку с Японией Тимошенко посчастливилось заключить в период, когда у «Страны восходящего солнца» появилась необходимость скупать квоты. В начале марта аналогичные переговоры по их покупке Токио вело также с Чехией, Венгрией, Польшей и Россией. Дело в том, что Японии, чтобы выполнить свои обязательства в рамках протокола, необходимо приобрести квоты в общей сложности объёмом до 100 млн. тонн.

Следует заметить, что на самом деле торговля квотами на углеродные выбросы – бизнес не устоявшийся, и неразвитой. Рынок по продаже квот мал и ограничен, потому на стабильные продажи рассчитывать пока не приходится. Для индустриально развитых стран попросту экономически не выгодно следовать каждой прописанной «букве» в Киотском протоколе. Например, страны Евросоюза стабильно не выполняют «киотские» нормы. Что самое важное – при этом страны ЕС не докупают и, похоже, не собираются докупать никакие квоты.

Сегодня существует как бы две разновидности торговли вредоносными выбросами в атмосферу. Именно в странах ЕС международный рынок выбросов функционирует в «чистом виде». Речь идет исключительно о контроле выбросов парниковых газов. Здесь приняты жесткие ограничения на выбросы, и торговля ими используется лишь как инструмент, необходимый для сокращения издержек. Это постоянно функционирующая система торговли со всеми атрибутами, присущими рынку: углеродные биржи, ежедневно меняющиеся цены, сделки между экономическими агентами и прочее. Второй же вариант – то, что доктор прописал для украинского менталитета – торговля излишками установленной протоколом парниковой квоты. И все бы ничего, если бы в этом случае не было проблем в первую очередь с покупателями.

Тимошенко при таких обстоятельствах явно оказалась в нужное время, в нужном месте. На дворе – кризис, опять же – президентские выборы на носу – а тут японцы со своими миллионами горят желанием «скупить» испорченный воздух. О перспективном улучшении экологии при таких обстоятельствах, естественно, говорить не приходится. У Юлии Владимировны свои статьи расходов, а потому стране и народу с их примитивными, приземленными проблемами придется подождать.

Новини

26 Січня 2024

У минулому році турецькі металурги виробили 33,71 млн тонн сталі

В Україні завершили монтаж першої вітротурбіни

Уряд розробляє пільгові програми оренди житла для українців

На ЗАЕС може виникнути нова загроза ядерній безпеці

УЗ охоронятиме інфраструктуру за допомогою дронів

Попередньо всі держави ЄС погодили виділення 50 млрд євро Україні

Система бронювання працівників потребує якісного оновлення – Наталуха

Автогаз у мережах АЗС продовжує дешевшати

Вартість фрахту суден з портів Одеси продовжує падати 

США витратить 254 млн дол на декарбонізацію промисловості

Українська промисловість збільшує споживання електроенергії

УГД запустила в експлуатацію нову свердловину

Україна через потепління скоротила споживання електрики

Аграрний комітет Ради схвалив ліквідацію багатомільярдного корупційного ринку – Кисилевський

Tata Steel отримає від Лондону меншу допомогу на декарбонізацію у порівнянні з європейськими компаніями

Підприємства Ostchem збільшили виробництво міндобрив на 19,5% 

ВСІ НОВИНИ ⇢