Россия впала в газовую истерику

Точка зору

Итоги Брюссельской газовой конференции грозят в очередной раз разделить официальный Киев по линии «кто больше любит Родину». В Брюсселе 23 марта состоялось первое заседание Межнародной инвестиционной конференции по модернизации украинской газотранспортной системы (УГТС), по итогам которого был одобрен меморандум, обещающий Украине кардинальную реформу системы торговли и транзита газа, часть которой планируется осуществить за $2,57 млрд кредитов. Соответствующий меморандум подписали премьер-министр Украины Юлия Тимошенко, а также главы правления ЕБРР, Мирового банка, Европейского инвестиционного банка, комиссар ЕС по вопросам внешних отношений и европейской политики соседства Бенита Ферреро-Вальднер и комиссар ЕС по вопросам энергетики Андрис Пибалгс. В ходе подписания документа Ющенко и Тимошенко чуть ли не впервые в современной истории смогли продемострировать полное единодушие, приятно удивив Брюссель и явно огорчив Москву.

К началу конференции НАК «Нафтогаз Украины» предоставил всем сторонам саммита детальный мастер-план с обоснованием дефицита инвестиций на общую сумму более $4.6млрд. Мастерски исполнененый план не содержал в себе ссылок на профильные проектные институты либо выводы других подобных организаций, которые обладаюют сертифицированным правом подобного рода рассчетов на территории Украины либо ЕС. Не взирая на такие внешние шероховатости, Киев все же добился от Брюсселя одобрения выделения почти половины от требуемой суммы, составившей $2,5 млрд. Для дальнейшего контроля над расчетами и финансовыми потоками стороны договорилсь создать при правлении «Нафтогаза Украины» группу технической координации. Ее фактический межгосударственный статус позволит максимально обойти все существующие законодательные барьеры на пути привлечения иностранного капитала к управлению или выкупу активов украинской ГТС.

По меморандуму, взамен перспективы предоставления без малого трехмиллиардной суммы кредитов, Украина взяла на себя три обязательства, которые обещают адаптировать отечественный рынок к газовым нормам ЕС. Даже при поверхностном анализе, они грозят перерасти в модернизацию не столько технической, сколько «бумажной», контрактной базы работы ГТС.

Первое из этих обещаний — гарантия Киева уже в текущем году разделить ныне единое управление «Нафтогазом Украины» и его транзитным подразделением ДК «Укртраснагсаз» (иными словами, вывести Укртрансгаз из прямого управления Нафтогаза).

Второе — обеспечить равный доступ к услугам украинской ГТС и подземным хранилищам газа, которое (в процессе освоения кредитов) должны получить все европейские потребители газа без исключения.

Третья гарантия Киева – принять в 2009 году внутреннюю Программу реформирования газового сектора, а также увтердить одноименную украино-европейскую прграмму на 2010-2012 годы, предполагающую полное открытие газового рынка.

Ликвидация монополизма в пользу европейских потребителей не на шутку всполошила российские власти. Делегация РФ, самая многочисленная на Брюссельском саммите, покинула зал заседаний, не дождавшись одобрения итогового коммюнике. В ходе такого демарша представители «Газпрома» эффектно воспользовались отсутствием подобающего проектного статуса у представленного «Нефтегазом» мастер-плана. Качество принесенного Украиной в Брюссель документа позволило менеджерам российской монополии перепутать ремонт газопроводов низкого давления с модернизацией транзитных магистралей. В итоге, руководство «Газпрома» с апломбом колониальных концессионеров взялось убеждать европейскую прессу, что украинским аборигенам, оказывается, для нужд ГТС на самом деле нужно не $4,6 млрд., а $30 млрд. кредитов.

Такой весьма далекий от маркетинга массаж нервов европейских потребителей газа можно было бы отнести на счет излишних эмоций, елси бы он не продолжился 25 марта, на следующий день после российского демарша. Тогда президент РФ Дмитрий Медведев официально заявил, что в связи с одобрением Брюссельского меморандума, украино-российские переговоры о подготовке на апрель переговоров Тимошенко-Путин будут перенесены.

Что касается самого российского премьера-экс-президента, то он даже срочно покинул дачу в Сочи и созвал по поводу Брюссельского меморандума экстренную пресс-конференцию. «Мы можем пересмотреть взаимоотношения между ЕС и РФ. Россия закупает в Европе газотранспортное оборудование на $26 млрд., и если наши интересы будут игнорироваться, то нас вынудят пересмотреть доселе твердые принципы отношений с партнерами», – заявил Путин. Российский премьер при этом забыл уточнить, что большую часть оборудования была закуплена «Газпромом» в силу ранее заключенных кредитных соглашений по разработке месторождений или строительству газопроводов. Так, что разорвать эти сделки не так уж и просто. Кроме этого Путин предпочел не упоминать о том, что подписание базового торгового договора между РФ и ЕС и без того уже почти на два года заторможено.

Подобного рода критику РФ можно было свести на нет, если бы официальный Киев не столь открыто играл на стороне потребителя, а не поставщика. Судя по хронологии российских заявлений, сырость обозначенных в этом плане цифр, а также полное отсутствие в нем карты поставщиков дала Москве прекрасный повод для первых залпов новой украино-российской газовой войны. Где сыро, там и скользко, и, по мнению специализированной российской прессы, именно эти качества представленного Киевом в Брюсселе документа дали Москве прекрасный повод для развертывания качественно иного, очередного этапа украино-российской газоторговой конфронтации. При этом следует отметить, что на благо Украины, Москва все еще не смогла придумать ничего нового в своих целях – в то время, когда Киев смог добиться от Брюсселя нового, максимально многостороннего подхода к решению проблем развития украинской ГТС, Кремль, как указал в своей реакции на Брюссельский меморандум Владимир Путин, все еще грезит возможностью возродить проект подчинения украинских газопроводов международному консорциуму. Который, среди прочего, предлагает эффектно разделит Европу на «государства-чукчи» и «государства-Абрамовичи», одни из которых назначены «быть способными» помочь Украине, а другие – нет.

Комментарий эксперта

Иван Дияк, главный советник председателя правления НАК «Нафтогаз Украины»:

– Причиной болезненной реакции РФ на Брюссельскую конференцию может быть то, что у них не так много газа, как они заявляют.

Это суммарно 44 трлн. куб м, но ресурсы Сахалина, согласитесь, априори не могут пойти в ЕС. В Уренгое, на ведущем Медвежьем месторождении, давно идет падение добычи. Они смогли компенсировать это падение за счет малых месторождений, которые содержат 0,7 трлн. куб м запасов. Но этих ресурсов критически мало при сохранении ежегодных объемов экспорта в ЕС на уровне больше 100 млрд куб м.

Тогда они начали проекты присоединения к экспорту Заполярного месторожджения с ресурсами 3,3 трлн. куб м, месторождений Ямала с 9 трлн. куб м и Штокмановского с 3 трлн. куб м.

Но Штокман расположен на глубине воды в 300 м на расстоянии больше 500 км от Мурманска. Сначала его освоение планировалось на 2000 год, затем на 2010 год, сейчас перенесли еще дальше.

На Ямале также большие проблемы. Украинские предприятия еще в 1980-х годах построили там ремонтую базу, после чего 20 лет прошло, и никто там ничего больше не делает. Это очень важный факт, поскольку осовение Ямала возможно только вахтенным методом, с базой в Уренгое. Есть и проблемы и с выводными газопроводами остуда. Необходимо шесть ниток, строительство которых требует в сумме $47 млрд., причем это расчеты еще в ценах минувшого столетия.

Я много спрашивал у россиян на многих международных конференциях — вот вы построили газопровод Ямал-Западная Европа, а месторождение Ямал в природе есть? Они мне ответили, что начали строить газопровод с другого конца. С какого другого конца? Такого на рынке не бывает.

Новини

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

Байден запропонував підвищити мита на китайський імпорт сталі

Rio Tinto планує виробляти мільйон тонн міді у 2030 році

Vale збільшила видобуток руди 

Влада має вивести Україну з-під дії європейського екоподатку

УЗ продовжила заборону на перевезення до порту Чорноморськ

Екологічні фонди ЄС втрачають мільярди через зниження цін на вуглець

У березні експорт феросплавів впав до рекордного мінімуму

Росія знищила майже всю теплову генерацію України – Зеленський

ВСІ НОВИНИ ⇢