Есть ли свет в конце угольного забоя?

Точка зору

Одна из базовых отраслей Донетчины – угольная – в завале. Главные причины: снижение спроса и обвал цен на уголь. А бюджетное финансирование отрасли на этот год вызывает тревогу. "Мы запросили Министерство угольной промышленности, чтобы нам дали приказ о перспективах и организации работы угледобывающих предприятий, в том числе и Донецкой области, и соответственно финансовое сопровождение. Пока мы этого не получили", – сообщил на последней пресс-конференции председатель облгосадминистрации Владимир Логвиненко. По его словам, на 2009 год предусмотрена господдержка на себестоимость в сумме 750 млн. грн. Тогда как в 2008 году только на угольные предприятия области господдержка на себестоимость поступила в размере 2,3 млрд. грн. Годовой объем господдержки на частичное покрытие расходов по себестоимости угольной продукции в сумме 422 млн. грн. использован уже в января-феврале…

Уголь есть, денег – увы…

"Есть долги за отгруженный уголь где-то около 700 млн. грн. И есть в наличии добытого угля на складах предприятий, цена которого тоже примерно такая же. То есть в активах угледобывающих предприятий Донецкой области есть 1,7 млрд. грн.", – сказал Логвиненко. Средства на капстроительство и техническое переоснащение предусмотрены лишь за счет Стабфонда, из которого на угольную отрасль планируется выделить 5 млрд. грн. Они будут направлены, в том числе на финансирование инвестиционных проектов по строительству и техническому переоснащению. Однако механизм распределения и использование этих средств до сих пор еще не определен. На 30% уменьшено финансирование горноспасательных мероприятий, сокращается количество работников горноспасательных служб.

Недостаточное финансирование приводит к срывам по выплате текущей заработной платы. В одном только Донецке на начало февраля долг по зарплате составлял 56 млн. грн., львиную долю из которых занимают предприятия угольной промышленности: шахтоуправление "Донбасс" (долги порядка 21 млн. грн.), шахта им. Горького (около 1 млн. грн.), шахта им. Засядько (5,4 млн. грн.).

Склады – завалены

Основная причина накопления долгов по зарплате – сокращение спроса на уголь. Например, на протяжении двух последних месяцев 2008 года шахта им. Засядько практически не продавала уголь (хотя ее основными потребителями являются такие металлургические гиганты, как ММК им. Ильича, "Азовсталь", "Криворожсталь", "Запорожсталь"). К концу прошлого года на складах шахты накопилось почти 30 тыс., что вынудило сократить объемы добычи. В январе 2009 года эта шахта добыла около 100 тыс. т, что на 12% (или 14 тыс. т) меньше, чем в январе прошлого года. Такая же ситуация на шахте "Краснолиманская", которая считается одним из ведущих предприятий региона. В августе 2008 года тонна угля этой шахты стоила порядка 1,9 тыс. грн., то сейчас – 560 грн. При этом себестоимость добычи угля составляет 600-620 грн./т. Шахта имеет возможность добывать до 10 тыс. т угля в сутки, а из-за падения спроса на продукцию добывает не более 6-7 тыс.

Есть резерв

Один из красноречивых примеров – ситуация на ГП "Макеевуголь", которое объединяет семь шахт региона. В январе этого года предприятие добыло 289 тыс. т угля, что на 1,7% (или 4,9 тыс. т) больше, чем в январе прошлого года. Предприятие, как и прежде, на производственном подъеме, но при этом даже не в состоянии заплатить в полном объеме налоги. Задолженность "Макеевугля" перед бюджетами всех уровней и Пенсионным фондом – около 380 млн. грн. (например, в городской бюджет предприятие прекратило платить с сентября 2008 года, долги перед Макеевкой составляют приблизительно 18 млн. грн.). Главная причина – стремительное падение цены на уголь, который добывает это объединение. В сентябре 2008 года тонна концентрата коксующегося угля (который занимает более 80% в объеме добычи этого ГП) стоила около 2 тыс. грн., сегодня – 600 грн./т. На добычу упомянутых 289 тыс. т угля ГП потратило 153 млн. грн., а от реализации этого товара получило 87,5 млн. грн. Основной заслугой объединения можно считать разве что оплату труда своим работникам.

Понятно, у государства нет возможности рыночными методами повышать цену на уголь и тем самым внести оживление в деятельность шахтеров. Однако эксперты считают, что правительство может легко найти способ поддержать угольщиков. Например, ввести временный запрет на ввоз угля из-за границы либо установить жесткие квоты. Тем самым для отечественных угольщиков открылся бы рынок сбыта емкостью до 0,5 млн. т угля в месяц.

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

ВСІ НОВИНИ ⇢