Снова вместе

Точка зору

Общая позиция президента и премьера по поводу будущего нашей газотранспортной системы, которую они продемонстрировали в Брюсселе, спровоцировала топ-менеджмент «Газпрома» на резкие заявления. В МИД России не исключают, что европейская ориентированность Киева может привести к удорожанию газа.

После продолжительных конфликтов Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко снова стали публичными единомышленниками. В ходе прошедшей вчера в Брюсселе Международной инвестиционной конференции по вопросам модернизации украинской ГТС, первые лица нашего государства сошлись во мнении, что наши газопроводы должны оставаться в госсобственности, а их модернизация — наиболее выгодный и перспективный вариант увеличения технических возможностей для наращивания транспортировки газа в ЕС на 60 млрд. куб. м в год. Сейчас мы можем перекачивать в страны Европы не более 142,5 млрд. куб. м газа в год.

Но первые лица страны разошлись в инвестиционных расчетах. По словам главы государства, на совершенствование ГТС понадобится $2,57 млрд. Премьер назвала $5,5 млрд. А в материалах, подготовленных украинской стороной для брюссельской конференции, необходимый объем инвестирования в проекты по модернизации и реконструкции отечественных газопроводов, оценен в $3,185 млрд.

Впрочем, все расчеты по инвестпроектам будут совершенствоваться и уточняться. План модернизации, по словам Виктора Ющенко, будет подготовлен до конца года. «У государства единая позиция (в вопросах о будущем украинской ГТС и перспективе реформирования газового рынка.— «і»)»,— подтвердил «і» уполномоченный президента по вопросам международной энергобезопасности Богдан Соколовский. По его словам, Кабмин поддержал все предложения президента, и это позитивно отразилось на переговорах с европейскими партнерами.

Украинской идиллии в Брюсселе помешал зампредправления «Газпрома» Валерий Голубев. Ознакомившись с предложениями Киева по модернизации ГТС, он заявил, что сумма, необходимая на эти цели, должна быть в десять раз больше той, которую анонсировала украинская делегация (топ-менеджер российской монополии имел в виду $3,185 млрд.— «і»).

Дождавшись церемонии подписания совместной декларации между Украиной, Еврокомиссией и европейскими финансовыми организациями по итогам конференции, российская делегация покинула мероприятие. «Нам неинтересно то, что будет дальше. И так все ясно… Нам жалко, что Украину втянули в европейские разборки»,— так объяснил свой демарш господин Голубев.

А министр энергетики России Сергей Шматко высказал мнение, что «вряд ли итоги конференции будут интересны самой Украине».

О возможных последствиях предостерег российский МИД. «Ряд положений совместной декларации… могут привести к удорожанию стоимости газа для его украинских и европейских потребителей»,— сказано в заявлении внешнеполитического ведомства. В нем также говорится, что любые несогласованные с российской стороной действия по модернизации ГТС «приведут к росту технологических рисков и возможным сбоям в поставках природного газа на Украину и в Европу».

Впрочем, подобные опасения развеяли Юлия Тимошенко и глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу. Они подтвердили, что Украина и Евросоюз планируют привлечь Россию к модернизации нашей ГТС. «В модернизации ГТС должны участвовать как поставщики природного газа, так и его потребители и, конечно же, Украина как собственник ГТС»,— подчеркнула госпожа Тимошенко. Господин Баррозу подтвердил эти планы, отметив, что если Россия выскажет желание участвовать в модернизации, то «мы с радостью ее примем».

По мнению экспертов, реализация положений Декларации по модернизации нашей ГТС может существенно снизить привлекательность для ЕС альтернативных газопроводов, которые планируются в обход Украины, в том числе по инициативе «Газпрома».

Что подписали

Согласно Совместной декларации, подписанной вчера в Брюсселе Украиной, Еврокомиссией, Европейским инвестиционным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Всемирным банком, наше правительство взяло обязательства:

— обеспечить независимого оператора ГТС, который получит возможность использовать поступления от доходов по оказанию услуг по транспортировке газа;

— обеспечить прозрачность и открытость заемщика для осуществления модернизации ГТС, а также контроль за использованием средств;

— позволить оператору ГТС работать на коммерческих принципах для реализации планов по развитию в долгосрочной перспективе, в крайнем случае — пока займы для осуществления модернизации ГТС будут оставаться непогашенными;

— обеспечить формирование экономически обоснованных тарифов на доступ к газовым сетям;

— обеспечить обнародование оператором ГТС детальной информации по тарифным расчетам, их методологии и структуре;

— предоставить третьим сторонам доступ к ПХГ на прозрачных коммерческих условиях и под контролем регулирующего органа;

— разработать до конца 2009 г. Программу реформирования газового сектора Украины на 2010-2011 гг, с определением временных рамок, которые будут соответствовать обязательствам в контексте Соглашения об Ассоциации между ЕС и Украиной и в контексте присоединения Украины к Соглашению об Энергетическом сообществе.

Новини

25 Квітня 2024

Модель економічного бронювання порушує основоположні принципи конституції – юрист

Тариф на світло треба поступово збільшити до ринкового – експерт

Сумихімпром після тривалої паузи відновив роботу

Україна може стати одним із найважливіших транспортних хабів Європи

НБУ погіршив прогноз зростання української економіки до 3%

Австралійська Mineral Resources збільшила видобуток літію

У НБУ очікують на уповільнення темпів інфляції

Нацбанк знизив облікову ставку до 13,5%

В Німеччині скорочується споживання сталі

SSAB очікує зниження цін на сталь у другому кварталі

Імпорт сталі до США у березні зріс на 1,5%

Нігинський кар’єр повторно виставили на аукціон за 26,32 млн грн

Україна продовжила антидемпінгові мита на імпорт арматури та катанки з рф

До порту Одеси прибув великий контейнеровоз з Китаю

Держава має прибрати перепони, які блокують інвестиції в розвиток зеленої енергетики – адвокат 

Centravis збільшив випуск труб на 14%

ВСІ НОВИНИ ⇢