Подробнее Запомнить город


Итоги Брюсселя: без Москвы не обошлось?

24.03.09 , СейЧас
размер текста:

Руководство Евросоюза пообещало Украине помощь в модернизации ее газотранспортной системы. Европейским чиновникам удалось добиться практически невозможного - усадить за одним столом украинских лидеров, прибывших в Брюссель. Вот только вопрос "Когда будут деньги и сколько?" остался без ответа. Сначала - реформы, потом - инвестиции, осторожничали европейцы. В Украине обещали с выполнением "домашнего задания" не затягивать.

Как известно, предложение созвать международную конференцию по вопросу модернизации украинской ГТС возникло в разгар январского "газового кризиса", когда газпромовские чиновники обвинили Украину в неспособности осуществить транзит "голубого топлива" в Европу. Идейными вдохновителями мероприятия выступили Секретариат президента и Еврокомиссия.

В прошлый четверг украинские лидеры побывали в Брюсселе, чтобы "прощупать почву" накануне конференции. Но вместо конкретных обещаний и цифр Тимошенко и Ющенко получили наставление - возобновить сотрудничество с МВФ, "работать вместе во благо Украины" и перестать жить иллюзиями, что "какая-либо финансовая институция решит все проблемы".

По мнению ЕС, в этом мероприятии, в первую очередь, заинтересован официальный Киев, а сама конференция предоставляет Украине уникальную возможность "обеспечить реабилитацию украинской ГТС".

К кому развернется Юлия Тимошенко?

23 марта президентская сторона прибыла в Брюссель с готовым базовым документом в форме общей декларации, предварительно согласованным в Европейской Комиссии, Европейском инвестиционном банке, ЕБРР и Всемирном банке.

Помимо этого, президент привез с собой мастер-план по модернизации украинской ГТС, позволяющий повысить ее эффективность на 25%. По его словам, план предусматривает замену устаревшего парка компрессорных станций, подземных газохранилищ, газоизмерительных станций, линейной части газопроводов со вспомогательными объектами.

Несмотря на то что украинские лидеры прибыли в столицу Бельгии одним самолетом, акценты каждый расставил свои.

Виктор Ющенко, несмотря на обтекаемые формулировки, просил у Европейской Комиссии помощи в борьбе против попыток "Газпрома" установить контроль над украинской ГТС, а также пресечения возможных уступок Тимошенко в пользу России.

Виктор Андреевич остался верен своей идее интегрировать украинскую трубу в Европу, поскольку это "соответствует стратегическому курсу Украины на вступление в ЕС". Глава государства также заверил присутствующих, что Украина готова присоединиться к Договору о совместном европейском энергопространстве и навести порядок в энергетической отрасли.

Вдоволь насмотревшись на украинские междоусобицы, брюссельские лидеры решили перестраховаться и настояли на обязательном участии в конференции Юлии Тимошенко. По их мнению, личное присутствие Леди Ю послужит гарантией выполнения взятых обязательств после 2010 года, когда в Украине сменится власть.

В свою очередь, премьер не упустила возможности сыграть в Брюсселе "в две руки": призывая Еврокомиссию инвестировать в украинскую ГТС, поскольку это "намного выгоднее", чем строить обходные газопроводы, она, просила также учесть интересы России. Но как именно угодить РФ, которая настаивает на строительстве "потоков" в обход Украины, премьер не уточнила.

"Необходимо иметь твердые гарантии со стороны России и Европейского Союза по объемам транзита газа через территорию Украины в долгосрочной перспективе", - ограничилась Тимошенко.

Ющенко как будто тоже не против "гармонизации интересов производителя, транзитера и потребителя", вот только мнение РФ он готов слушать исключительно в рамках "других инвестиционных форумов".

Единственное, в чем украинские лидеры были едины, - статус госсобсвтенности украинской ГТС не подлежит сомнению.

Зато в вопросе денег мнения сторон окончательно разделились. Скромностью на этот раз отличилась президентская сторона. По словам Виктора Ющенко, на реконструкцию ГТС необходимы $2,57 млрд. Уполномоченный президента по вопросам международной энергетической безопасности Богдан Соколовский назвал сумму $3 млрд.

Юлия Тимошенко мелочиться не стала и "рубанула с плеча" цифру в $5,5 млрд. Именно такая сумма, по ее мнению, позволит не только отремонтировать "железо", но и увеличить пропускную способность ГТС на 60 млрд. кубометров газа.

По оценкам заместителя председателя правления ОАО "Газпром" Валерия Голубева, на модернизацию украинской ГТС необходима сумма "в десять раз больше обсуждавшейся в Брюсселе", где-то около $16 млрд.

Однако известный принцип - проси больше, чтобы получить то, что хотел, не сработал. Стороны ограничились подписанием Совместного заявления по результатам конференции. Главный его недостаток - отсутствие конкретики относительно размеров помощи на модернизацию трубы и сроков ее предоставления. Неясно также, будет ли помощь предоставляться безвозмездно или в кредит. Если безвозмездно, то каков интерес европейских инвесторов, если труба по-прежнему остается в собственности Украины. Но, несмотря на эти вопросы, Виктор Андреевич назвал проведение конференции финальной точкой "трехлетних внешнеполитических усилий Украины".

По словам Соколовского, речь идет о сумме, равной примерно $2,5 - $3 млрд. Если Европа согласится еще и на увеличение пропускной способности ГТС, то понадобится около $5,5 млрд. Но даже это дешевле строительства газопроводов по дну Балтийского моря - "Северного потока" ($20 млрд.) и дну Черного моря - "Южного потока" ($25 млрд.).

"Домашнее задание" в нагрузку

В документе, подписанном сторонами, отражены, в частности, такие моменты:

- принципы предоставления кредитов на модернизацию украинской ГТС;

- перспективы украинской ГТС в общеевропейской транзитной системе;

- принадлежность ГТС государству Украина, со слов Тимошенко;

- создание в структуре "Нафтогаза" группы технической координации, которая проведет экспертную оценку проектов, определенных в мастер-плане модернизации украинской ГТС.

В ответ Еврокомиссия, желая убедиться, что "деньги не будут зарыты в землю", поставила перед Украиной ряд условий:

1) выделить газопровод в отдельную хозяйственную структуру и административно разделить "Нафтогаза" и "Укртрансгаза" до следующей зимы. Таким образом, на использовании "Нафтогаза" как "дойной коровы" украинского бюджета будет поставлен крест;

2) имплементировать директиву ЕС об организации газового рынка путем принятия соответствующих законов;

3) обеспечить инвесторам равный доступ к информации и контролю за использованием средств, полученных на модернизацию газотранспортной системы;

4) обеспечить доступ третьих сторон к подземным хранилищам газа на прозрачных коммерческих условиях.

Еще ранее к Украине со стороны МВФ выдвигались требования прекратить дотирование населения и коммунального сектора при закупке газа для бытового потребления и отопительных нужд.

На выполнение плана у официального Киева есть время до конца 2011 года. Учитывая предстоящие выборы, отчитываться о выполнении "домашнего задания" придется уже новому украинскому президенту.

Как сообщил источник "СЕЙЧАС", есть вероятность, что кроме установления измерительной аппаратуры, снижения технологических потерь и повышения надежности компрессоров, первостепенное внимание во время модернизации будет уделено строительству перемычек, которые должны отделить внутренние магистрали газоснабжения от транзитных газопроводов. Таким образом, европейцы будут с газом даже в тех случаях, когда "Газпром" посадит на "газовую диету" украинских потребителей.

Путешествие из Брюсселя в Москву

Еврочиновники надеются привлечь к проекту как международные финансовые организации, так и частный капитал, передает "Немецкая волна". Но, как сообщают ее источники, пока никто не объявил о готовности дать Украине средства на модернизацию ГТС, хотя в кулуарах Еврокомиссии называются несколько потенциальных доноров.

Примечательно, что первым "в отказ" пошел посол США в Украине Уильям Тэйлор, по словам которого, штаты готовы помогать Украине только опытом, но не деньгами.

Советник премьера, народный депутат Александр Гудыма еще до начала конференции заявил, что стороны сделали шаг вперед, и "помощь не заставит себя долго ждать". Но, видимо, не сильно полагаясь на европейскую щедрость, Гудыма проанонсировал предстоящий визит Тимошенко в Москву. По его словам, премьер-министр хочет привлечь к проекту модернизации украинской ГТС не только Европу, но и Москву. Данная тема будет обсуждаться во время ее апрельского визита в Белокаменную.

Российский демарш

Российские политики и эксперты не скрывали своего скепсиса по поводу предстоящей конференции. Во-первых, Россия не играла на ней роль "первой скрипки". Во-вторых, официальной Москвы не предложили участвовать в данном проекте модернизации.

В результате, все закончилось демаршем российской стороны. Последняя со словами "Нам не интересно то, что будет дальше. И так все ясно... Нам жалко, что Украину втянули в европейские разборки" покинула мероприятие после объявления церемонии подписания итоговой совместной декларации.

Министр энергетики РФ Шматко обиделся, что в итоговой декларации не была учтена позиция РФ. Также его недовольство вызвало желание Украины вступить в Энергетическое сообщество и допустить к своим ПХГ новых посредников. Наконец, план модернизации не отвечает российской стратегии диверсификации маршрутов поставок газа, заключил российский министр и предложил трехстороний проект модернизации украинской трубы с участием Европы, России и Украины. Предложение не нашло поддержки.

В Европе пообещали "как-то сгладить огорчение" российской стороны и заверили, что даже в мыслях не планировали ослабить позиции "Газпрома" в Европейском союзе.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1
11:11 | 24.03.2009
Червонец
"В Европе пообещали "как-то сгладить огорчение" российской стороны и заверили, что даже в мыслях не планировали ослабить позиции "Газпрома" в Европейском союзе."
Ослабление позиций Газпрома - главная цель этого мероприятия...

...
Новости партнеров


Дайджест
16.10.18, ubr.ua
Пока РФ запрещает поставки топлива в Беларусь, заправщики и власти пытаются сгладить резкое повышение цен на топливо.
Существуют два основных вида инвестиций в жилую недвижимость на первичном рынке - покупка квартир с целью перепродажи и под аренду. Чтобы не потерять деньги, инвесторам необходимо учесть много нюансов.
16.10.18, Дело
Максимальное предложение по оплате труда за час на сегодня составило 300 грн. Водителю для доставки обедов дадут на 50 грн меньше, но предоставят обед.
16.10.18, ubr.ua
Наши заграничные поставки стоят на трех китах — подсолнечном масле, металлургических полуфабрикатах и кукурузе
16.10.18, Сегодня
Пачка сигарет в 2019 г. в среднем будет стоить около 36 грн.
16.10.18, Вести
Со следующего года по всей Украине начнется монетизация льгот в транспорте. Но некоторые города в качестве эксперимента начали выдавать льготникам «живые деньги» еще с конца лета. Что из этого получилось и как относятся к такой инициативе столичные пенсионеры.
16.10.18, Сегодня
Списывать долги путем отработки будет выгодно жильцам, но не ОСМД.
16.10.18, ubr.ua
Киевлянам вернут горячую воду, но платить за нее придется больше.
13.10.18
13.10.18, Сегодня
Какие есть хитрости у застройщиков и что будет с ценами после Нового года.
Бюджет теряет миллиарды гривен, легальный бизнес несет убытки и вынужден задуматься об уходе в тень.
12.10.18
11.10.18
10.10.18
09.10.18


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!