Подробнее Запомнить город


Итоги Брюсселя: без Москвы не обошлось?

24.03.09 , СейЧас
размер текста:

Руководство Евросоюза пообещало Украине помощь в модернизации ее газотранспортной системы. Европейским чиновникам удалось добиться практически невозможного - усадить за одним столом украинских лидеров, прибывших в Брюссель. Вот только вопрос "Когда будут деньги и сколько?" остался без ответа. Сначала - реформы, потом - инвестиции, осторожничали европейцы. В Украине обещали с выполнением "домашнего задания" не затягивать.

Как известно, предложение созвать международную конференцию по вопросу модернизации украинской ГТС возникло в разгар январского "газового кризиса", когда газпромовские чиновники обвинили Украину в неспособности осуществить транзит "голубого топлива" в Европу. Идейными вдохновителями мероприятия выступили Секретариат президента и Еврокомиссия.

В прошлый четверг украинские лидеры побывали в Брюсселе, чтобы "прощупать почву" накануне конференции. Но вместо конкретных обещаний и цифр Тимошенко и Ющенко получили наставление - возобновить сотрудничество с МВФ, "работать вместе во благо Украины" и перестать жить иллюзиями, что "какая-либо финансовая институция решит все проблемы".

По мнению ЕС, в этом мероприятии, в первую очередь, заинтересован официальный Киев, а сама конференция предоставляет Украине уникальную возможность "обеспечить реабилитацию украинской ГТС".

К кому развернется Юлия Тимошенко?

23 марта президентская сторона прибыла в Брюссель с готовым базовым документом в форме общей декларации, предварительно согласованным в Европейской Комиссии, Европейском инвестиционном банке, ЕБРР и Всемирном банке.

Помимо этого, президент привез с собой мастер-план по модернизации украинской ГТС, позволяющий повысить ее эффективность на 25%. По его словам, план предусматривает замену устаревшего парка компрессорных станций, подземных газохранилищ, газоизмерительных станций, линейной части газопроводов со вспомогательными объектами.

Несмотря на то что украинские лидеры прибыли в столицу Бельгии одним самолетом, акценты каждый расставил свои.

Виктор Ющенко, несмотря на обтекаемые формулировки, просил у Европейской Комиссии помощи в борьбе против попыток "Газпрома" установить контроль над украинской ГТС, а также пресечения возможных уступок Тимошенко в пользу России.

Виктор Андреевич остался верен своей идее интегрировать украинскую трубу в Европу, поскольку это "соответствует стратегическому курсу Украины на вступление в ЕС". Глава государства также заверил присутствующих, что Украина готова присоединиться к Договору о совместном европейском энергопространстве и навести порядок в энергетической отрасли.

Вдоволь насмотревшись на украинские междоусобицы, брюссельские лидеры решили перестраховаться и настояли на обязательном участии в конференции Юлии Тимошенко. По их мнению, личное присутствие Леди Ю послужит гарантией выполнения взятых обязательств после 2010 года, когда в Украине сменится власть.

В свою очередь, премьер не упустила возможности сыграть в Брюсселе "в две руки": призывая Еврокомиссию инвестировать в украинскую ГТС, поскольку это "намного выгоднее", чем строить обходные газопроводы, она, просила также учесть интересы России. Но как именно угодить РФ, которая настаивает на строительстве "потоков" в обход Украины, премьер не уточнила.

"Необходимо иметь твердые гарантии со стороны России и Европейского Союза по объемам транзита газа через территорию Украины в долгосрочной перспективе", - ограничилась Тимошенко.

Ющенко как будто тоже не против "гармонизации интересов производителя, транзитера и потребителя", вот только мнение РФ он готов слушать исключительно в рамках "других инвестиционных форумов".

Единственное, в чем украинские лидеры были едины, - статус госсобсвтенности украинской ГТС не подлежит сомнению.

Зато в вопросе денег мнения сторон окончательно разделились. Скромностью на этот раз отличилась президентская сторона. По словам Виктора Ющенко, на реконструкцию ГТС необходимы $2,57 млрд. Уполномоченный президента по вопросам международной энергетической безопасности Богдан Соколовский назвал сумму $3 млрд.

Юлия Тимошенко мелочиться не стала и "рубанула с плеча" цифру в $5,5 млрд. Именно такая сумма, по ее мнению, позволит не только отремонтировать "железо", но и увеличить пропускную способность ГТС на 60 млрд. кубометров газа.

По оценкам заместителя председателя правления ОАО "Газпром" Валерия Голубева, на модернизацию украинской ГТС необходима сумма "в десять раз больше обсуждавшейся в Брюсселе", где-то около $16 млрд.

Однако известный принцип - проси больше, чтобы получить то, что хотел, не сработал. Стороны ограничились подписанием Совместного заявления по результатам конференции. Главный его недостаток - отсутствие конкретики относительно размеров помощи на модернизацию трубы и сроков ее предоставления. Неясно также, будет ли помощь предоставляться безвозмездно или в кредит. Если безвозмездно, то каков интерес европейских инвесторов, если труба по-прежнему остается в собственности Украины. Но, несмотря на эти вопросы, Виктор Андреевич назвал проведение конференции финальной точкой "трехлетних внешнеполитических усилий Украины".

По словам Соколовского, речь идет о сумме, равной примерно $2,5 - $3 млрд. Если Европа согласится еще и на увеличение пропускной способности ГТС, то понадобится около $5,5 млрд. Но даже это дешевле строительства газопроводов по дну Балтийского моря - "Северного потока" ($20 млрд.) и дну Черного моря - "Южного потока" ($25 млрд.).

"Домашнее задание" в нагрузку

В документе, подписанном сторонами, отражены, в частности, такие моменты:

- принципы предоставления кредитов на модернизацию украинской ГТС;

- перспективы украинской ГТС в общеевропейской транзитной системе;

- принадлежность ГТС государству Украина, со слов Тимошенко;

- создание в структуре "Нафтогаза" группы технической координации, которая проведет экспертную оценку проектов, определенных в мастер-плане модернизации украинской ГТС.

В ответ Еврокомиссия, желая убедиться, что "деньги не будут зарыты в землю", поставила перед Украиной ряд условий:

1) выделить газопровод в отдельную хозяйственную структуру и административно разделить "Нафтогаза" и "Укртрансгаза" до следующей зимы. Таким образом, на использовании "Нафтогаза" как "дойной коровы" украинского бюджета будет поставлен крест;

2) имплементировать директиву ЕС об организации газового рынка путем принятия соответствующих законов;

3) обеспечить инвесторам равный доступ к информации и контролю за использованием средств, полученных на модернизацию газотранспортной системы;

4) обеспечить доступ третьих сторон к подземным хранилищам газа на прозрачных коммерческих условиях.

Еще ранее к Украине со стороны МВФ выдвигались требования прекратить дотирование населения и коммунального сектора при закупке газа для бытового потребления и отопительных нужд.

На выполнение плана у официального Киева есть время до конца 2011 года. Учитывая предстоящие выборы, отчитываться о выполнении "домашнего задания" придется уже новому украинскому президенту.

Как сообщил источник "СЕЙЧАС", есть вероятность, что кроме установления измерительной аппаратуры, снижения технологических потерь и повышения надежности компрессоров, первостепенное внимание во время модернизации будет уделено строительству перемычек, которые должны отделить внутренние магистрали газоснабжения от транзитных газопроводов. Таким образом, европейцы будут с газом даже в тех случаях, когда "Газпром" посадит на "газовую диету" украинских потребителей.

Путешествие из Брюсселя в Москву

Еврочиновники надеются привлечь к проекту как международные финансовые организации, так и частный капитал, передает "Немецкая волна". Но, как сообщают ее источники, пока никто не объявил о готовности дать Украине средства на модернизацию ГТС, хотя в кулуарах Еврокомиссии называются несколько потенциальных доноров.

Примечательно, что первым "в отказ" пошел посол США в Украине Уильям Тэйлор, по словам которого, штаты готовы помогать Украине только опытом, но не деньгами.

Советник премьера, народный депутат Александр Гудыма еще до начала конференции заявил, что стороны сделали шаг вперед, и "помощь не заставит себя долго ждать". Но, видимо, не сильно полагаясь на европейскую щедрость, Гудыма проанонсировал предстоящий визит Тимошенко в Москву. По его словам, премьер-министр хочет привлечь к проекту модернизации украинской ГТС не только Европу, но и Москву. Данная тема будет обсуждаться во время ее апрельского визита в Белокаменную.

Российский демарш

Российские политики и эксперты не скрывали своего скепсиса по поводу предстоящей конференции. Во-первых, Россия не играла на ней роль "первой скрипки". Во-вторых, официальной Москвы не предложили участвовать в данном проекте модернизации.

В результате, все закончилось демаршем российской стороны. Последняя со словами "Нам не интересно то, что будет дальше. И так все ясно... Нам жалко, что Украину втянули в европейские разборки" покинула мероприятие после объявления церемонии подписания итоговой совместной декларации.

Министр энергетики РФ Шматко обиделся, что в итоговой декларации не была учтена позиция РФ. Также его недовольство вызвало желание Украины вступить в Энергетическое сообщество и допустить к своим ПХГ новых посредников. Наконец, план модернизации не отвечает российской стратегии диверсификации маршрутов поставок газа, заключил российский министр и предложил трехстороний проект модернизации украинской трубы с участием Европы, России и Украины. Предложение не нашло поддержки.

В Европе пообещали "как-то сгладить огорчение" российской стороны и заверили, что даже в мыслях не планировали ослабить позиции "Газпрома" в Европейском союзе.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1

...
Новости партнеров


Дайджест
Запасы золота в Украине невелики – если говорить о добыче в промышленных масштабах. Реально можно поднимать на-гора пару тонн в год. Куда большую ценность представляют сопутствующие металлы.
США вновь заблокировали назначение новых судей в апелляционную инстанцию Всемирной торговой организации. Одновременно Вашингтон подал апелляцию на решение арбитров, признающее необоснованным повышение американских пошлин на китайский импорт.
26.10.20
26.10.20, Сегодня
В "Укртрансбезопасности" заявляют: число железнодорожных аварий в Украине растет, и почти 90% случаев происходят из-за неудовлетворительного содержания путей.
Якщо податки на газ зростуть, ми отримаємо різке зростання вартості скрапленого газу в середньому на 4-5 гривень за 1 літр. Це матиме негативні соціально-економічні наслідки. Источник: https://biz.censor.net/m3223502
26.10.20, Дело
За прошедшую неделю (19-23 октября) курс продажи наличного доллара в банках практически не изменился, на других же сегментах валютного рынка курс доллара к гривне незначительно снизился на 0,1-0,3%
В Украине никому не интересны реальные экологические инвестиции, а экология стала ширмой для получения рентабельности одними за счет других.
23.10.20
Отечественная внешняя торговля представляет собой историю неуспехов, а порой - и откровенных провалов. Почему наша страна не умеет защищать свои экономические интересы, и есть ли шанс исправить эту ситуацию.
Подземные хранилища газа в Украине забиты под завязку, но само топливо дорожает. В ближайшие месяцы его стоимость может достичь 7-8 тыс. грн за 1 тыс. кубометров.
В отличие от финансового кризиса 2008–2009 годов, когда глубокий спад спроса (и соответственно — цен) наблюдался по всем сырьевым товарам, последствия пандемии COVID-19 для отдельных частей сырьевого рынка оказались различными, отмечает в своем новом докладе Всемирный банк.
21.10.20
21.10.20, Газета.ru
Цифровизация бизнеса приведет к потере 85 млн рабочих мест в 26 странах мира, предупреждают эксперты Всемирного экономического форума в докладе "The Future of Jobs 2020". Это произойдет уже в 2025 году.
20.10.20
19.10.20
16.10.20
15.10.20
13.10.20
12.10.20
09.10.20
08.10.20
06.10.20
05.10.20
02.10.20
01.10.20
30.09.20
29.09.20
28.09.20
25.09.20


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!