Наша труба устремилась в ЕС

Точка зору

Сегодня в Брюсселе состоится Международная инвестиционная конференция по вопросам модернизации отечественной газотранспортной системы, которая играет главную роль в поставках российского газа в Европу. Это мероприятие позволит не только собрать необходимые ресурсы, чтобы повысить эффективность работы ГТС, но и реабилитировать имидж Украины как надежного транзитера энергоресурсов в страны Евросоюза.

В конференции по вопросам модернизации украинской ГТС примут участие представители всех 26 стран — членов Евросоюза, а также Россия, США, Канада и Япония. В повестке дня, размещенном на официальном сайте Еврокомиссии,— выступления официальных лиц. В частности, президента ЕК Жозе Мануэля Баррозу, комиссара ЕК по внешним отношениям Бениты Ферреро-Вальднер, комиссара ЕК по энергетике Андриса Пибалгса, министра промышленности и торговли Чехии Мартина Римана. От украинской стороны выступят премьер-министр Юлия Тимошенко и президент Виктор Ющенко, который скажет заключительное слово перед церемонией подписания совместного заявления по итогам конференции.

Государственные приоритеты

Накануне поездки в Брюссель Виктор Ющенко сообщил, что на международной конференции будет представлен базовый документ по обеспечению инвестиций в украинскую ГТС. По его словам, Киев намерен синхронизировать свою энергетическую политику с энергополитикой Евросоюза, реформировать внутренний энергорынок «в соответствии с принятыми в Евросоюзе принципами», которые подразумевают, в частности, разделение транспортных и производящих активов энергетических концернов.

Глава государства отметил заинтересованность Украины в том, чтобы интегрировать свою газотранспортную систему в европейскую. «Мы убеждены, что формировать такого типа коллективный интерес — это лучшая позиция для перспективного использования украинской ГТС»,— сказал господин Ющенко. При этом, по его словам, Украина поддерживает диверсификацию и выступает за реализацию тех принципов, которые бы сохранили стабильное участие страны в формировании европейского газового рынка. Президент также заверил, что украинская ГТС поддерживается в надлежащем техническом состоянии и ее модернизация позволит существенно увеличить прокачку газа в европейские страны. Такая модернизация должна быть взаимовыгодной. «Речь идет не о подарках. Речь идет о взаимовыгодной экономической основе сотрудничества в теме технологического обновления ГТС»,— отметил он.

В свою очередь президент ЕК Жозе Мануэль Баррозу накануне сегодняшней конференции вспомнил газовый конфликт между Россией и Украиной, в результате которого в январе была прекращена подача газа в Европу. Поэтому, по его словам, в Брюсселе «украинская сторона должна представить свои обязательства по стабилизации ситуации, без которых невозможно участие иностранных инвесторов в развитии украинского энергетического сектора».

А посол США в Украине Вильям Тейлор считает, что сегодняшняя конференция позволит собрать все необходимые ресурсы, чтобы сделать работу украинской ГТС более эффективной. «Украина, Россия и ЕС нуждаются в эффективной и современной украинской ГТС. Поэтому встреча 23 марта даст возможность европейцам сделать свой вклад в эту систему. В свою очередь такие улучшения пойдут на пользу и России. В то же время такие улучшения подчеркнут, что право собственности на эту ГТС продолжает уверенно оставаться в руках украинского правительства»,— отметил господин Тейлор.

Коммерческие интересы

На брюссельской конференции украинская сторона презентует инвестпроекты по модернизации и реконструкции ГТС. Их общая сумма достигает $3,185 млрд. По словам замминистра иностранных дел Украины Константина Елисеева, Киев работает над тем, чтобы основными инвесторами выступили Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк и Всемирный банк. «При любых условиях газотранспортная система Украины была и останется собственностью украинского государства, в соответствии с национальным законодательством. И это положение, я надеюсь, будет отражено в тексте итоговой декларации»,— отметил дипломат.

Руководитель киевского международного энергоклуба Q-Club Александр Тодийчук также сомневается, что европейские инвесторы, вкладывая большие средства в украинскую ГТС, намерены получить над ней контроль. «Инвестиции — это будущее газотранспортной системы. В скором времени станет понятно, на каких конкретно условиях европейские инвесторы намерены вкладывать средства в модернизацию украинской ГТС. Пока же, общаясь с коллегами из Брюсселя и стран ЕС, я не слышал ничего о стремлении создать для Украины какие-то неблагоприятные условия. Основные требования инвесторов, очевидно, будут касаться целевого и прозрачного использования выделенных средств для укрепления надежности поставок газа европейским потребителям»,— сказал «і» господин Тодийчук.

Эксперт также обратил внимание, что наша ГТС, если сопоставлять с европейскими стандартами, ежегодно получает только 30% средств, необходимых для ее содержания. Но ее состояние пока является удовлетворительным. Тем не менее в предыдущие годы были аварии на магистральных газопроводах, а это значит, что сами трубы требуют модернизации. Кроме того, по мнению господина Тодийчука, необходимо модернизировать газокомпрессорные станции и установить современные газовые счетчики, чтобы избежать обвинений в несанкционированном отборе газа. «Украина как член Всемирной торговой организации и потенциальный участник единой экономической зоны ЕС должна установить на своих границах современные газоизмерительные приборы, которые будут обслуживаться третьей стороной»,— отметил он.

Новини

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

Байден запропонував підвищити мита на китайський імпорт сталі

Rio Tinto планує виробляти мільйон тонн міді у 2030 році

Vale збільшила видобуток руди 

Влада має вивести Україну з-під дії європейського екоподатку

УЗ продовжила заборону на перевезення до порту Чорноморськ

Екологічні фонди ЄС втрачають мільярди через зниження цін на вуглець

У березні експорт феросплавів впав до рекордного мінімуму

Росія знищила майже всю теплову генерацію України – Зеленський

ВСІ НОВИНИ ⇢