Час расплаты

Точка зору

Чтобы заставить должника расплатиться, его нужно довести до банкротства. Этот механизм — последняя возможность кредитора взыскать задолженность. Если кредитору удалось инициировать банкротство – это успех: суд признал долг, есть сведения об активах должника и его возможностях.

«Хоть зеленым горошком, хоть шампунем, но корпорация Roshen получит 250 тыс. грн, которые ей задолжала торговая сеть «О’Кей», — в этом не сомневается президент компании Roshen Вячеслав Москалевский. Торговый дом кондитерской фабрики им. Карла Маркса обратился в суд с просьбой о взыскании средств, не сумев полюбовно договориться с гипермаркетом о погашении задолженности. «Обращение в суд может использоваться как давление на должника, чтобы показать серьезность намерений», — отмечает старший юрист юридической фирмы «Лавринович и партнеры» Антон Луковкин. Если суд подтвердит требование кондитера, но судебное решение не будет выполнено в течение трех месяцев, Roshen получит право инициировать процедуру банкротства ретейлера.

Этот механизм — последняя возможность кредитора взыскать задолженность. Процедура банкротства позволяет продать активы должника, дальнейшая судьба которого будет зависеть от комитета кредиторов. Они должны или каким-то образом воспользоваться имуществом, или реализовать его.

Мелкий бес

Если кредитору удалось инициировать банкротство — значит, он уже добился некоторых успехов: суд признал долг и предприятие-должник больше не оспаривает факт его существования, есть сведения об активах должника и его возможностях. Владея такой информацией, легче выстраивать стратегию взыскания задолженности.

С момента появления в прессе (в изданиях «Голос Украины» и «Урядовий кур’єр») сообщения о возбуждении судом дела о банкротстве у остальных кредиторов предприятия есть месяц, чтобы подать заявления с указанием суммы взыскания. На практике компании обычно не укладываются в отведенный срок — далеко не все кредиторы отслеживают публикации, а потому могут и не знать, что против должника возбуждено дело. Требования, о которых кредитор не успел заявить, считаются погашенными. Процедура же изменения списка кредиторов сложная и длительная — опоздавшему необходимо получить отдельное определение суда. «Такой проблемы можно избежать, получив доступ к электронной системе «Банкротство», которую ведет госпредприятие «Информационные судебные системы», — отмечает партнер юридической фирмы Arzinger Игорь Ткач.

После утверждения судом реестра кредиторов распорядитель имущества проводит собрание заимодавцев, на котором путем голосования принимается решение о создании комитета. Голоса распределяются пропорционально денежным требованиям кредиторов. В комитет, который может состоять максимум из семи человек, попадают представители лишь крупнейших заимодавцев. Задолженность перед кредиторами первой очереди (ссуды, обеспеченные залогом) удается погасить, как правило, полностью, или на 70–80%. По словам партнера юридической фирмы «Ильяшев и партнеры» Романа Марченко, у предприятия, привлекшего несколько банковских займов под залог имущества, активов хватает обычно лишь на погашение требований финучреждений. Последние же распродают активы так, чтобы побыстрее возместить свои потери, но при этом не задумываются о судьбе других заимодавцев. Банки не тратят времени на поиск лучшего покупателя, который предложил бы самую высокую цену за активы. Когда в комитете кредиторов собираются только представители банков, то остальным заинтересованным участникам процесса, занявшим пассивную позицию в ожидании решения комитета, рассчитывать не на что. В какой-то момент небольших кредиторов поставят перед фактом: имущество распродано, погашено 80% задолженности первой очереди, и предприятие ликвидируется.

И хотя повлиять на решение комитета довольно сложно, мелким заимодавцам следует принимать активное участие в процедуре банкротства. Они имеют право не только обжаловать решения комитета кредиторов, но и попытаться отозвать его членов. Правда, только с согласия большинства на общем собрании кредиторов.

Юристы советуют постоянно знакомиться с новыми материалами дела, пытаться вести диалог с теми, кто играет в комитете кредиторов ведущую роль. «Если игра стоит свеч, то не брезгуйте даже гринмейлом (законное шантажирование). Можно, например, заявить о том, что если члены комитета не учтут ваши интересы, то принятие любого решения будет обжаловано вами и пройдет длинную процедуру апелляций, кассаций, повторных кассаций», — советует Роман Марченко. Однако такая тактика приносит успех лишь в процессе реального банкротства и мало чем помогает, в случае если банкротство инициировано с целью захвата предприятия.

«Иногда стоит пообщаться с одним из крупных заимодавцев и пообещать ему, что в случае введения вас в комитет, вы будете поддерживать его позицию при голосовании», — говорит Роман Марченко. В юридической практике бывали случаи, когда таким образом из комитета кредиторов выводили крупных заимодавцев и их место занимали несколько мелких.

Дело банкрота

Украинское законодательство защищает интересы в первую очередь крупных кредиторов. Заимодавец, инициирующий процедуру банкротства, имеет право предложить свою кандидатуру распорядителя имущества, и, как правило, именно это лицо назначается судом. Комитет кредиторов, куда входят обычно самые крупные заимодавцы, принимает решение о санации, ликвидации предприятия-должника или о заключении с ним мирового соглашения. Он может ходатайствовать о назначении арбитражного управляющего, ликвидатора, руководителя санации. Комитет кредиторов играет ту же роль на обанкротившемся предприятии, что и наблюдательный совет и общее собрание акционеров в работающем акционерном обществе.

Тем не менее у должника остается немало возможностей портить нервы кредиторам. Предприятие-банкрот способно годами затягивать процедуру распродажи имущества. К примеру, сначала должник может обжаловать решение суда о возбуждении дела о банкротстве, потом — определение суда об утверждении реестра кредиторов или о назначении управляющего имуществом и т. д. Полностью нейтрализовать подобные процессуальные диверсии невозможно. Но кредитор может убедить суд в том, что должник намеренно затягивает дело. Для этого имеет смысл предоставить документы, которые доказывали бы нежелание банкрота рассчитываться с долгами, и ходатайствовать об отклонении жалоб должника.

В некоторых случаях, чтобы контролировать процесс банкротства и избавиться от долгов, предприятие-банкрот формирует задолженность перед дружественной компанией. Это позволяет ей получить большинство в комитете кредиторов. К примеру, предприятие заключает с дружественной компанией контракт на поставку товаров, которую так и не осуществляет. В бухгалтерских проводках договор не отражается, а потому его можно заключить задним числом. В то же время в контракте стороны предусматривают большой штраф в случае непоставки товаров, который потом используется карманным кредитором как основание для возбуждения процедуры банкротства. Суд признает долг, а компания впоследствии назначает «своего» распорядителя имущества и арбитражного управляющего и принимает решение о ликвидации предприятия-должника. Таким образом должники успешно отбиваются от требований реальных кредиторов.

Если компания пытается так избежать взыскания задолженности, то реальному кредитору остается лишь один выход: активно включиться в судебный процесс. «Во-первых, можно обжаловать процессуальное решение суда, которым утверждается состав комитета кредиторов, а также постановления, связанные с назначением арбитражного управляющего и все его действия», — говорит Игорь Ткач.

Во-вторых, если крупнейший кредитор не имеет реальных денежных требований и был введен в дело должником искусственно, — на основании договоров, оформленных задним числом, — будет не лишним обратиться в суд для признания недействительными этих контрактов.

«Если у предприятия перед вами большой долг — нужно бороться. С одной стороны, нет гарантии, что вы добьетесь положительного результата – признания недействительными каких-то решений. Но с другой – с вами попытаются договориться. Такая тактика может сработать», – говорит Роман Марченко.

Несмотря на ухудшение экономической ситуации в Украине, юристы не ожидают большого всплеска дел о банкротстве. Кредиторы не будут форсировать события и массово обращаться в суды для признания банкротами должников. Активы компаний-должников в период кризиса продавать некому, а потому кредиторы рискуют остаться ни с чем. Они скорее предпочтут реструктуризацию долгов в надежде, что предприятие выживет и со временем вернет деньги.

В то же время не исключено, что сами должники будут все чаще подавать заявления в суды о возбуждении дел о своем банкротстве. Раньше редко кто пользовался этой нормой. Такой шаг позволяет должнику временно прекратить выплаты (закон предусматривает введение моратория на удовлетворение требований заимодавцев) и санировать предприятие.

Не по назначению

Банкротство как способ ликвидации предприятия

По данным Департамента по вопросам банкротства, в начале 2009 года более 14 тыс. украинских предприятий проходили процедуру банкротства. Некоторые компании годами находятся в подобном состоянии, что помогает им избежать взыскания задолженности. Они подают заявление в суд для возбуждения дела о банкротстве, который обязывает их опубликовать соответствующее объявление в прессе, после чего процесс становится необратимым. Но публикация не появляется, и другие кредиторы не могут внести свои заявки в реестр требований. Компания, запустившая процесс, становится его единственным участником. При этом второй процедуры банкротства по законодательству ни один из кредиторов инициировать не может. Они годами пишут жалобы, но мало кому удается сдвинуть дело с мертвой точки.

Как утверждают юристы, половина дел о банкротстве — не более чем техническая процедура, которую предприниматель использует для закрытия юридического лица. Таким образом он избегает неудобного механизма ликвидации, который предусматривает обязательный налоговый аудит. В налоговой службе всегда есть очередь на подобный аудит, и ждать ликвидации можно бесконечно. Без свидетельства же налоговой о том, что у компании нет задолженности по обязательным платежам, предприятие не исключат из Единого государственного реестра. Кроме того, при стандартной процедуре ликвидации все долги компании зачисляются в ее валовой доход, из которого потом рассчитывается сумма налоговых обязательств. При банкротстве основанием для исключения предприятия из реестра может быть судебное решение о ликвидации. В этом случае наличие задолженности не принимается во внимание. Сам же процесс банкротства может быть не таким длительным, как ликвидация по «внесудебной» процедуре.

Новини

5 Лютого 2024

Велика Британія імпортувала російської нафти на 660 млн євро

ОЕСР прогнозує уповільнення темпів зростання світової економіки

Бум сонячної енергетики триватиме в Європі у 2024 році

ЄС зволікає з введенням заборони на імпорт російського алюмінію

З квітня вартість води в Києві може зрости на 34%

У січні Україна поставила рекорд експорту з початку війни

Перше самохідне судно УДП під модернізацію готують до спуску

Запоріжсталь збільшив випуск сталі на 3% 

НБУ може до кінця року знизити облікову ставку до 14%

US Steel Kosice у 2023 році збільшив виробництво і відвантаження металопродукції

Автогаз у мережах АЗС продовжує дешевшати

За допомогою штучного інтелекту у Замбії знайшли велике родовище міді

Фонд держмайна минулого тижня залучив до бюджету 20,4 млн грн

G7 і Євросоюз можуть використати заморожені активи РФ як заставу для допомоги Україні 

Австралія збільшує експорт коксівного вугілля

Бізнес розкритикував новий законопроєкт про мобілізацію

ВСІ НОВИНИ ⇢