Президент остался без микрофона

Точка зору

Согласно принятым вчера законодательным изменениям, НТКУ и НРКУ меняют статус госпредприятий на статус государственных телерадиоорганизаций, а организационно-правовые уставы вещателей утверждаются теперь Кабинетом министров. Но главным изменением стало то, что отныне президент не имеет никакого отношения к назначению руководителей НТКУ и НРКУ. Теперь правом назначать и увольнять глав государственных вещателей обладает исключительно Верховная Рада (предложение должны поддержать не менее трети народных депутатов от конституционного состава).

С одной стороны, относительно прав президента назначать руководителей Национальной телекомпании и радиокомпании действительно были сомнения. «Эти полномочия делегировались ему скорее по инерции, и юристы давно говорили, что с изменениями в Конституции президент лишился этого права. Однако сейчас это больше походит на борьбу за мощный информационный ресурс перед выборами, в которой президент потерпел поражение. В любом случае это не является шагом к увеличению прозрачности механизмов деятельности и деполитизации государственных телерадиокомпаний, которые в глобальном смысле должны перестать существовать и уступить место общественным каналам вещания»,— считает Виктория Сюмар, исполнительный директор Института массовой информации.

На сам рынок либо же на принципы деятельности национальных теле- и радиокомпаний переподчинение вряд ли сильно повлияет. Тем более что и НТКУ, и НРКУ должны быть реорганизованы в будущем в общественные, а не государственные, вещатели. «Когда руководство НТКУ и НРКУ назначает парламент как представительский орган, это действительно нужно воспринимать как шаг к основам общественного вещания. Шаг, безусловно, в правильном направлении, но я не считаю его революционным»,— говорит Екатерина Мясникова, исполнительный директор Независимой ассоциации телерадиовещателей. Ведь, по ее словам, нужно понимать, что без глубинных изменений как в структуре органов управления и контроля, так и в схеме финансирования государственных телерадиокомпаний, которая напрямую сейчас зависит от Кабинета министров, ни о каких кардинальных изменениях не может быть и речи.

С политической точки зрения такой шаг очень даже сейчас понятен: президент фактически теряет возможность влияния на достаточно мощный канал коммуникации с избирателями. Относительно возможной будущей ликвидации государственных вещателей (если, к примеру, будет принят недавно зарегистрированный законопроект Андрея Шевченко), то вряд ли можно всерьез надеяться, что система общественного вещания будет внедрена в ближайшем будущем. А пока этого не случится, именно парламентское большинство будет контролировать государственных вещателей. Кому это будет выгодно, мы точно узнаем только после смены руководства НТКУ и НРКУ. А вот кому не выгодно, видно уже сейчас.

Новини

26 Січня 2024

У минулому році турецькі металурги виробили 33,71 млн тонн сталі

В Україні завершили монтаж першої вітротурбіни

Уряд розробляє пільгові програми оренди житла для українців

На ЗАЕС може виникнути нова загроза ядерній безпеці

УЗ охоронятиме інфраструктуру за допомогою дронів

Попередньо всі держави ЄС погодили виділення 50 млрд євро Україні

Система бронювання працівників потребує якісного оновлення – Наталуха

Автогаз у мережах АЗС продовжує дешевшати

Вартість фрахту суден з портів Одеси продовжує падати 

США витратить 254 млн дол на декарбонізацію промисловості

Українська промисловість збільшує споживання електроенергії

УГД запустила в експлуатацію нову свердловину

Україна через потепління скоротила споживання електрики

Аграрний комітет Ради схвалив ліквідацію багатомільярдного корупційного ринку – Кисилевський

Tata Steel отримає від Лондону меншу допомогу на декарбонізацію у порівнянні з європейськими компаніями

Підприємства Ostchem збільшили виробництво міндобрив на 19,5% 

ВСІ НОВИНИ ⇢