Куда уходит гривна, или Трудности перевода

Точка зору

Кризис ликвидности банков привел к задержке платежей. Что делать, когда деньги нужны всем – и финучреждениям, и их клиентам, а графики платежей срываются.

Ситуация с задержкой платежей наблюдается практически во всех сферах. В некоторых супермаркетах даже составлен список банков, чьи платежные карточки не принимаются к обслуживанию из-за проблем с переводом денег. Интернет-провайдеры, например, рекомендуют производить оплату через моментальные электронные системы и платежные терминалы, а предприниматели вынуждены переводить свои расчеты в более надежные банки.

Трудности перевода

"Проблемы с банком возникли в конце января, – рассказывает Олег Матовецкий, директор фирмы "ИнеяПлюсСервис". – Наши партнеры сообщили нам, что не получили от нас денег за отгруженную продукцию. После разбирательств выяснилось, что банк задержал перевод денег на восемь дней". Сегодня юристы, нанятые Матовецким, требуют от финансистов компенсацию за нанесенный ущерб репутации фирмы, а сам предприниматель перешел на обслуживание в другое финучреждение.

Неприятности с банком были и у компании "Воля". "Сумма долга банка достигла за два месяца в общей сложности нескольких сотен тысяч гривен. При этом банк возвращал "по капле" – по несколько тысяч в месяц, – рассказала интернет-газете "СЕЙЧАС" Алина Сигда, руководитель отдела PR компании "Воля". – Мы вынуждены были кредитовать тех абонентов, которые оплатили свои счета через отделения банка "Киев", поскольку реальной оплаты за услуги мы не получали".

Сигда отмечает, что проблемы были и с другими финучреждениями. "По отдельным банкам ("Надра", "Родовид Банк") также существенно возросли риски задержек платежей абонентов. Кроме того, увеличилось время перечисления денежных средств: минимальный срок – два-три дня, максимальный – до десяти дней и больше", – заявили в компании.

Пик задержек пришелся на февраль этого года, подтвердил на правах анонимности еще один интернет-провайдер Киева.

Ликвидность любит тишину

Сами банкиры предпочитают эту тему не комментировать. Хотя официально признают, что проблема существует в принципе, но именно их банк вовремя и в полном объеме выполняет все перечисления. Неофициально – подтверждают, что деньги идут на выполнение текущих обязательств (выплат по депозитам, межбанковских и кредитных обязательств) и только потом – "на все остальное".

По словам председателя совета НБУ Петра Порошенко, в феврале платежи задерживали 15 банков. "Так или иначе, задержки с платежами были у половины банков, и сегодня ситуация кардинально не изменилась, – отмечает председатель правления одного из банков. – Существуют большие проблемы с ликвидностью. С начала кризиса из системы "уплыло" более 90 млрд. грн., а рефинансирование составило чуть больше 70 млрд., из которых в этом году – 14 млрд. Отсюда и задержки. Банкам нужна наличность для погашения своих обязательств".

Фемида всех рассудит

Если банк действительно тянет с перечислением денег, физические и юридические лица могут апеллировать к ст. 1068 Гражданского кодекса Украины, считает Ольга Герасимова, адвокат, партнер адвокатского бюро "Адлер и партнеры". Именно эта статья заставляет финучреждения выполнять операцию в день поступления расчетного документа (платежного поручения), если другой срок не предусмотрен договором, объясняет она.

Дальнейшие действия клиента банка – немедленно подать письменное заявление в банк и отстаивать свои интересы, исходя из ст. 1073 ГКУ. Финучреждение, обнаружив нарушение со своей стороны, должно немедленно зачесть соответствующую сумму на счет клиента или счет получателя, компенсировать убытки и выплатить проценты за срок задержки. "Размер этой процентной ставки, как правило, определен в договоре с банком или принимается равным 3% годовых в соответствии со статьей 625 ГКУ, которая также предусматривает компенсацию влияния инфляции, – объясняет Герасимова. – Платежи за коммунальные услуги, мобильную связь, оплата госпошлины и другие платежи, которые производятся без открытия счета на основании платежного поручения (квитанции), также должны быть выполнены банком в день поступления платежного поручения".

Юрист рекомендует сохранять все документы – квитанции, отчеты, подтверждающие проведение операций – до момента, пока не придет подтверждение об успешном перечислении денег. А в случае, когда обнаружены нарушения со стороны банка, все требования и жалобы к банку специалист советует оформлять письменно. Ведь если дело дойдет до суда, эти документы послужат дополнительными доказательствами.

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

ВСІ НОВИНИ ⇢