И пошлину сьесть, и с ВТО сесть

Точка зору

Вчера Кабинет Министров отменил действие 13% надбавки к пошлине на импорт товаров, кроме автомобилей и холодильников . Сделано это было без участия Верховной Рады, так как согласно закону, которым такая надбавка была введена, правительство имеет право принимать решение о ее отмене на некоторые товары. Таким образом, повышенная импортная пошлина не просуществовала и двух недель.

Кому и зачем нужны были такие метания сказать сложно. Ведь именно БЮТ лоббировал этот документ. Напомним, что его автором значится Сергей Терехин, которого сложно заподозрить в антипатии к правительству Тимошенко. То, что введение заградительных мер приведет к ответной реакции торговых партнеров Украины, было ясно изначально. Однако, сегодня протекционистские шаги являются нормой для многих стран поэтому подобные шаги власти выглядели агрессивной тактикой, которая при определенных условиях могла бы принести успех.

Но, оказалось, что никакими системными действиями здесь по большому счету и не пахнет. Закрыв рынок, Украина сразу же открыла его, не добившись абсолютно никаких результатов. Государство лишь в очередной раз продемонстрировало, что никакого системного подхода к выходу из кризиса нет.

В сухом остатке после всей эпопеи вокруг 13% остался лишь лоббизм. По-другому объяснить, почему надбавку на импорт не отменили именно для холодильников и автомобилей сложно.

Начнем с автопрома. Именно повышение импортной надбавки в данном секторе вызвало чуть ли не наибольшие протесты со стороны иностранцев. Так, Япония объявила о намерении принять ответные меры, если действие временной надбавки не будет отменено на импортируемые в Украину японские автомобили. Для ЕС этот вопрос также является весьма болезненным. То есть, Кабмин, по сути, не решил основную «тему» из-за которой и отменял надбавку. Претензии к Украине все равно будут, несмотря на нынешний шаг «доброй воли».

В «плюсе» от таких действий правительства оказываются лишь отечественные производители. А их лобби в парламенте весьма внушительно. Поэтому надеяться, как министр экономики Данилишин, что правительственный законопроект, которым 13% собираются упразднить вообще, пройдет через парламент, не стоит. Господа Васадзе (БЮТ) и Святаш (ПР) сделают все для того, чтобы пошлины на продукцию автопрома не были сняты.

То же касается и холодильников. Вчера народный депутат Валентин Ландик (ПР), в миру собственник группы «Норд», с парламентской трибуны очень долго и эмоционально рассказывал о трудностях отечественных производителей холодильников. Поэтому вряд ли чтобы правительственный законопроект нашел горячую поддержку и этого лобби, которое имеет весьма серьезные позиции в стане «бело-синих».

По сути, Кабмин сделал подарок данным отраслевым группам влияния. Ведь ничто не мешало правительству не «спускать» данный законопроект в Верховную Раду, а провести решение через себя, как было сделано по остальным группам товаров. То есть, правительство элементарно сняло с себя ответственность за будущее данных норм – ведь все знают, что Рада в Украине работает очень нервно и непредсказуемо. В информационном поле создана ситуация: Кабмин сделал все что смог, а остальное – не наши проблемы.

Вряд ли, чтобы зарубежные партнеры позитивно восприняли такую ситуацию. Для ЕС и Японии главное результат, а не процесс. Поэтому если парламент все же откажется снимать 13% с импортных автомобилей и холодильников, Украина понесет ответственность. В виде санкций. И никого, по большому счету, не будет волновать, по чьей вине это произошло: Кабмина, Рады или Президента. Разбираться в хитросплетениях украинской политики не будет никто.

Если бы Украина системно защищала весь свой рынок от импорта, как это предполагалось ранее, такие игры с ВТО можно было бы объяснить, а возможные санкции принять как данность. Как говорится, алягер ком алягер. Но идти на поводу у лобби, закрывая только часть рынка, «нарываясь» на конфликт, как минимум нелогично. Это уже не борьба с кризисом, а нечто совершенно иное.

Новини

19 Квітня 2024

ДТЕК попереджає про можливі відключення світла у Києві

Відвантаження довгого прокату за кордон зросли на 13,4%

EDF постачатиме зелену енергію для французького заводу з виробництва DRI

Асоціація портів України звернулась до уряду щодо ситуації на Дунаї

Ворог пошкодив припортову інфраструктуру на Одещині

Сім країн у світі виробляють всю свою енергію з відновлюваних джерел

Pilbara Minerals відзначає збільшення цін на літій

Nippon Steel намагається розвіяти побоювання з приводу придбання US Steel

Каметсталь освоює виплавку заготовки підвищеної якості

Виробництво в будівельному секторі ЄС зросло на 1,8% 

США виділило $28 млн на розробку технологій очищення чавуну та сталі

Україна отримає від ЄІБ 560 млн євро на відновлення енергетики та житла

Китай у березні збільшив видобуток руди на 14,5% 

УЗ планує відремонтувати майже 1200 кілометрів колій

Зміна клімату призведе до значних економічних втрат у майже всіх країнах світу

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢