Подробнее Запомнить город


Хлеба горбушку - и ту пополам

15.03.09 , Профиль
размер текста:

Украинский парламент опять не смог заняться кадровыми изменениями в правительстве. Причина проста: в зале нет необходимых 226 голосов для принятия нужного премьеру решения. Вроде бы, несмотря на войну СБУ с «Нафтогазом» и прочие яркие моменты новейшей реальности, эти люди и есть, уже не в коалиции, а во всех фракциях понемножку, но… Считают-считают заинтересованные лица, ведут индивидуальные кулуарные переговоры все равно кого-то да не хватает. И если совсем недавно в аналогичной ситуации мы строили предположения, что депутаты-бизнесмены спасают свой бизнес в кризисе, оттого и прогуливают, то теперь, по всей видимости, уже «бедные» парламентарии предпочли подрабатывать на стороне в рабочее время. Потому что зарплата у них теперь маленькая, и из-за курса валюты, и сами себе урезали…

Ограниченные вдвое

Не самое приличное занятие – считать чужие деньги. Даже если они для нас, налогоплательщиков, вроде бы и свои. Просто решение парламента уменьшить вдвое и ровно на год (пока пройдет если не кризис, то хотя бы минут выборы главы государства) зарплату всех высших государственных чиновников, включая президента, премьера, министров, самих депутатов и многих других, кажущееся таким своевременным и понятным народу, может принести совсем не экономию бюджета…

Впрочем, попробуем разобраться. Для начала – с парламентариями. Сколько они будут получать в результате на руки, пока не знают. «Бютовец» Виктор Уколов, живущий только на зарплату и никакими льготами, включая машину, квартиру, услуги связи, вообще ни разу ни пользовавшийся, уже задал этот вопрос в бухгалтерии. И выяснил: только 16 марта парламентские финансисты решат, как трактовать принятое постановление. Разночтение в нем хитрое: если речь идет об уменьшении вдвое зарплаты, которая нынче 7 тысяч гривен, то вместо минимума ‑ 14 тысяч, которые получает на руки парламентарий (к зарплате положено надбавок на сумму, ей равную, а у некоторых депутатов и значительно большую), получит 10,5 тысячи гривен. Если же вдвое должны быть снижены доходы, тогда денег окажется те же 7 тысяч – голая зарплата. А вот вольность трактовки постановления, что поучительно в нынешней ситуации, ограничивает Министерство финансов – именно оно должно выделить парламенту сумму на его содержание, подлежащую разделению на все депутатские потребности. На что хватит, на то и хватит. Только вот, как говорилось выше, круг замкнулся. Ведомство с уходом Пинзеныка уже два месяца как обезглавлено, а назначение нового руководителя до сих пор невозможно утвердить в парламенте: не находится нужного числа голосов.

Не будем повторять читателю – это уже сделали другие СМИ, – что на порядок существеннее вышла бы экономия на депутатских льготах по бесплатным полетам и пользованию мобильной связью, что есть резервы в сокращении оплаты охраны парламента в целом и его руководства в частности. Эти резервы, по подсчетам посторонних ‑ до 700 миллионов гривен в год, в отличие от тех пяти-семи миллионов, которые будут сэкономлены на зарплате парламентариев. Все просто: если минимальный доход депутата 14 тысяч, то средний – 24 тысячи гривен, так как ежемесячно каждый избранник получает дополнительно и расходует по собственному усмотрению еще 10 тысяч на так называемое осуществление депутатских полномочий. (Для справедливости уточним, что около 60 из 450 депутатов сразу же после избрания отказались от этого своего права.) Деньги могут быть потрачены на выступления в СМИ, телефонные разговоры (причем с другими странами можно говорить на 15 тысяч гривен в год), содержание отдельных кабинетов с мебелью и компьютерной техникой в столице и избирательных округах, командировки помощников-консультантов, покупку квартиры при потребности в ней, отдых в ведомственных санаториях и так далее.

Но пока Верховная Рада предпочитает мелкие ограничения: так, впервые в новейшей истории одна из двух кухонь теперь закрыта, ассортимент парламентского буфета сократился примерно вдвое. Правда, причиной называют не экономию на традиционном предоставлении народным избранникам деликатесов по умеренным ценам, а пост ‑ подавляющее большинство представителей всех фракций стали следовать православному календарю.

Цена вопроса

Вопрос в другом: опрошенные нами парламентарии, поддержавшие постановление, на самом деле с ним не согласны. И каждый – по своей, достаточно убедительной, причине. Одни просто потому, что живут на эту самую зарплату и уверены, что с их квалификацией и опытом даже в бюро по трудоустройству им могли бы предложить более высокооплачиваемую, чем 7 тысяч гривен, да еще и при нынешнем курсе доллара, должность. «На всем придется экономить, я и так не роскошно живу, ‑ делится Иван Заяц, фракция НУ-НС. ‑ Я один из немногих политиков, которые рассматривают политическую деятельность как профессию, и у меня нет пароходов, акций и других доходов, кроме зарплаты».

Другие, в том числе Ринат Ахметов, ни разу не получали в парламенте заработную плату – ее согласно поданному заявлению парламентская бухгалтерия немедленно перечисляет на адресную благотворительность. И таких благодетелей в Раде около 30 человек, в основном из Партии регионов, афишировать свои перечисления они не стремятся, а ограничение ежемесячных поступлений теперь просто огорчит сотрудников детских домов, домов престарелых и детских спортивных клубов.

Третьи, как оказалось, – и их едва ли не три четверти народных депутатов – отдают свои деньги на оплату и доплату помощникам. По законодательству каждому члену парламента за счет бюджета положено четыре помощника, иногда – в считанных случаях ‑ этого количества просто не хватает, но чаще на три вакансии берут просто знакомых и родственников, чтобы деньги не пропадали, а одному, высококвалифицированному специалисту, доплачивают из собственного кармана.

«Ранее моя зарплата уходила на оплату помощников, как почти у всех депутатов, – рассказывает Святослав Олийнык, фракция БЮТ. – Причем мне зарплаты для этого не хватало, а приходилось доплачивать еще из своих резервов. Теперь придется доплачивать больше. Помощники необходимы в работе, они пишут законопроекты, обращения, готовят депутатскую деятельность. А пресс-секретари – это блажь, конечно, кроме реально известных фигур. Ведь чем занимается пресс-секретарь? Рассылает спам по СМИ о своем клиенте, засоряет информационное пространство». Это мнение депутата, но у парламентских журналистов уже появилось рациональное предложение о совмещении в целях экономии должности охранника и пресс-секретаря парламентария: зачастую те, кто занимает эту должность, просто защищают своего шефа от контактов с представителями СМИ. А дороговизна помощников действительно может стать проблемой для обедневших законотворцев.

«Я один из считанных политиков в Украине, который занимается политикой за счет собственных средств, – откровенничает Инна Богословская. – Всю зарплату я отдаю помощникам, но ее все равно недостаточно, потому что для качественной работы в Раде нужны очень квалифицированные люди. А ведь свою зарплату я отработала хотя бы законом о тендерных процедурах, который сэкономил гражданам и предпринимателям семь-восемь миллиардов гривен в год».

Плата за страх и за совесть

В истории украинского парламентаризма предпринималось достаточное количество попыток проанализировать эффективность работы каждого из депутатов. Считаются прогулы – есть избранники, за год появившиеся в парламенте всего лишь три-пять раз, учитывается число поданных своих законопроектов и замечаний к чужим. На парламентском сайте фиксируется каждое выступление с места или с трибуны. И все равно на телеэкранах одни лица, а в распечатках парламентской повестки дня – совершенно другие фамилии авторов законопроектов. И платить зарплату «от выработки», к сожалению, нереально, хотя, возможно, это могло бы подстегнуть вечно тормозящий парламент.

«Эффективность депутата зависит не от сидения на рабочем месте или количества принятых законопроектов, – подытожил для «Профиля» экс-спикер Арсений Яценюк. – У нас чем больше антикризисных проектов принимается, тем больше углубляется кризис. Никто не понимает, за что голосует, поэтому я просто не принимаю участия в голосовании».

По мнению Анны Герман, поддерживающей нынешнее сокращение льгот: «Сейчас ситуация в стране тяжелая, и депутат должен сам чувствовать проблемы народа – если у тебя болит, то и ты будешь чувствовать чужую боль», разумный предел все-таки должен быть. «Очевидно, на следующих выборах будет введен имущественный ценз, – шутит она, – если у депутата есть деньги, и он может работать, его выбираем, если государство должно будет его содержать, не выбираем».

«Вообще по поводу оплаты депутатского труда существует давний законопроект коммунистов, так и не дошедший до рассмотрения в парламенте. Суть его – в возвращении советской практики Верховных Советов, когда избранные депутаты просто продолжали получать зарплату на своем прежнем месте работы. «Тогда ведь не было профессиональных депутатов, – объясняет Спиридон Килинкаров, фракция КПУ, – и народные избранники приезжали только на съезды и пленумы».

На самом деле, а почему бы и нет? Ведь в основном разработку законопроектов и постановлений выполняет Секретариат Верховной Рады, а право народного депутата – прийти и сказать: согласен ли он с разработанным законопроектом или нет. Вот и экономия, еще и здание парламента в парковой зоне центра столицы можно в перерывах между съездами использовать в качестве театра или концертного зала.

Но, по всей видимости, уменьшение заработков многим народным избранникам облегчит моральные страдания как по поводу бездеятельности Верховной Рады («как нам платят, так мы и работаем»), так и по поводу получения «благодарностей» от избирателей.

«Даже депутатские запросы делаются в парламенте небескорыстно, – комментирует положение дел Сергей Руденко, автор ряда книг об украинских политиках и их ближайшем окружении. – Существуют прайсы на депутатские запросы в МВД, СБУ, прокуратуру, другие структуры. Если у какой-то коммерческой структуры возникают проблемы, они обращаются к депутату, потому что на его обращение эти структуры согласно законодательству должны обязательно отреагировать».

С этой точкой зрения согласны и народные депутаты. «Очень плохо чиновнику давать маленькие деньги, потому что он тут же начинает брать большие взятки,– депутат Кирилл Куликов из фракции НУ-НС знает это по опыту работы в правоохранительных органах. – Чиновничество испокон веков брало взятки, поэтому ему традиционно давали преференции по зарплатам и льготам, чтобы чиновников нельзя было подкупить. Почему гаишники берут взятки на дорогах? Не потому, что родились взяточниками, а потому что у них маленькая зарплата, и они не боятся потерять работу. Кто из грамотных людей пойдет в аппарат власти, где такие половинчатые зарплаты? И решения такие чиновники будут принимать такие же половинчатые».

Его коллега Роман Зварыч, знающий мировые тенденции, тоже не в восторге от произошедшего: «Не подумайте, что отстаиваю свои шкурные интересы, но это очень плохо. Да, во всем мире депутатская зарплата регулируется бюджетом, и у нас он достаточно ограничен. Но в каждой стране, где успешно проводились мероприятия по противодействию коррупции, максимально возможное повышение зарплаты законодателям, министрам и госчиновникам входило в меры по недопущению коррупционных явлений. И на этом не экономили».

Депутат и министр – равенство без братства

Усилиями предыдущего правительства Тимошенко еще в 2005 году в отношении зарплаты народных депутатов отошли от привязки к 20 прожиточным минимумам и привязали ее к заработной плате министров. Тогда же и доходы главы государства стали зависеть от зарплаты премьера: не отсюда ли истоки нынешнего пика противостояния Ющенко и Тимошенко?! Для справки: президент с тех пор получает 140% от доходов главы Кабмина, секретарь СНБО и первый вице-премьер – 95%, министры – 90%. «Сегодняшняя депутатская зарплата необоснованна, но не мы ее установили, – разводит руками «регионал» Нестор Шуфрич. – Особой логики в том, что денежное содержание депутата и министра стало равным, нет». Но в министерствах, кроме того же сокращения зарплаты, что и у парламентариев, еще появилась перспектива сокращения кадрового состава. В поддержку курса на тотальную экономию Анатолий Гриценко (фракция НУ-НС) зарегистрировал законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О Кабинете Министров Украины» (относительно нормирования численности руководящего состава). Депутат, ссылаясь на информацию Главгосслужбы, сообщил, что сегодня в Украине работают 20 министерств, в которых введены 29 должностей первых заместителей и 113 должностей заместителей министров. В рекордсменах по общему количеству замов Минэкономики, Минприроды и МинАПК – там, в случае чего, шефа ведомства готовы подменить 10 человек. Гриценко предлагает законодательно закрепить минимум – один первый заместитель и не более трех заместителей министров.

Депутат Сергей Гриневецкий из Блока Литвина согласен с предложением: «Когда в министерстве по 10 замов, которые друг друга в лицо не знают, понятно, что идет дерибан отрасли. Только вот на квалифицированных госчиновниках не надо экономить…»

Те, кто лично руководил министерствами, по-разному реагируют на законопроект: экс-министр топлива и энергетики Юрий Бойко подтверждает, что резервы есть: «Во время моей работы в Кабмине лишних людей было достаточно», а бывший глава Минюста Роман Зварыч утверждает, что у него в центральном аппарате было 572 сотрудника, и работали они все по 12 часов в сутки.

«Регионал» Борис Колесников уверен, что в радикальном сокращении расходов на госаппарат нужно отталкиваться от тех средств, которые государство может позволить себе выделить на свою верхушку. «Надо дать на все три органа власти 100 миллионов, – делится он с «Профилем», – а они пусть решают, аппарат будут сокращать или еще что-либо: охрану, полеты обычными рейсами... Это будет возможность для руководителей предприятия – Литвина, Балоги, Тимошенко – проявить свои менеджерские способности. Иначе знаете, как в СССР во времена самогонного бума говорили: «Сокращаем аппарат – удлиняем змеевик». Надо, чтоб так не получилось». Сокращение расходов на госаппарат в условиях кризиса – объективная реальность. Вот в Латвии президент сам себе уменьшил зарплату и представительские расходы, правда, всего на 15%, а в Литве парламент поступил так же и со своими членами, и с главой государства, – на 20%. Но вдвое… Украина опередила всех!»

Снижение зарплат чиновникам перед выборами опасно также и для действующей власти. Даже если работники госаппарата и не станут брать взятки, они могут заняться саботажем. Тем более что в кризис им и уходить-то особо некуда. Только вот лояльности к начальству у них не прибавится. Политолог Тарас Березовец вспоминает 2004 год, когда Виктор Янукович, уверовав, что поддержка госслужащих у него в кармане, летом-осенью урезал их доход, посадив на голую ставку, без надбавок за выслугу и прочие заслуги. И просчитался. Не нужно забывать, что работники органов власти – тот же электорат. Причем электорат влиятельный. И хоть в постановлении перечислены вроде только первые лица и говорится о руководителях, избиратели не сомневаются, что снижение ставок коснется всех, включая секретарей в приемных, даже ради соблюдения иерархии и субординации. А еще уверены, что обещанным годом ограничения не закончатся: ничего не бывает более постоянного, чем временное. Привязка всех зарплат госчиновников к прожиточному минимуму существовала с 1992-го по 2005-й, а ее тоже обещали «до улучшения экономической ситуации». Тем более что оговоренное в постановлении уменьшение вдвое зарплаты президента, председателя Верховной Рады, премьер-министра, вице-премьер-министров, министров, народных депутатов, руководства Совета национальной безопасности и обороны, Секретариата президента, руководства Государственного управления делами, аппарата парламента, секретариата Кабинета министров, глав областных, Киевской и Севастопольской городских администраций – только первый шаг. Парламент поручил Кабмину срочно, до 16 марта 2009 года, разработать предложения по уменьшению зарплат сотрудников Национального банка Украины. Предполагается также уменьшить зарплаты руководителей судов, сотрудников органов прокуратуры и милиции. И эти шаги уже названы только первыми…

Как заявил спикер Владимир Литвин, «наказание рублем высшего руководства страны – справедливая расплата за экономические и политические провалы». Но неужели все уж так плохи?! И долларом всех уже наказали… И на мировой арене наши теперь на определенном уровне…

P.S. И как смели злые языки сообщить, что Юлия Тимошенко при такой зарплате после встречи с Николя Саркози могла посетить парижские бутики?!

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
20.10.18, ubr.ua
Как только Госказначейство начнет платежи по НДС, валютчики поднимут цену доллара.
Як формується ціна на газ для населення, від чого вона залежить, чого чекає від уряду МВФ, і чому українцям варто чекати на новий етап підвищення.
Мораторий очевидно нарушает Конституцию Украины.
20.10.18, ubr.ua
Украинцы ринулись оспаривать в судах коммунальные долги, чтобы получить субсидию.
ТОП-10 красных карточек для экономики Украины.
20.10.18, Голос UA
Прежде нынешнего повышения тарифов на газ, они уже выросли на 860%, а нормы потребления сократились, как минимум, на 55%. Эксперты отмечают стремительное обнищание населения, и напоминают, что оно потребляет газ украинской добычи, стоимость которого гораздо ниже цены импорта.
Если президент будет наплевательски относиться к выполнению собственных приказов и планов, следующие катастрофы.
20.10.18, Газета.ru
Украинские власти утвердили повышение цен на газ для населения.
19.10.18
19.10.18, ubr.ua
Верховная рада дала добро на запуск процедуры банкротства физических лиц.
19.10.18, Financial club
С начала октября гривна медленно укреплялась, и в конце минувшей недели доллар на межбанке даже упал ниже отметки 28 грн/долл.
18.10.18
17.10.18
16.10.18


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!