Соседство без альтернативы

Точка зору

Инициатива Евросоюза «Восточное партнерство», предложенная Украине и еще пяти постсоветским республикам, предлагает сфокусировать взаимное сближение, прежде всего на экономике, энергетике и безопасности. Именно эти сферы сотрудничества сегодня наиболее актуальны для ЕС. Сможет ли Украина воспользоваться новым инструментом общеевропейской внешней политики с пользой для себя?

Отвечая на вопрос о том, что нового прибавляет «Восточное партнерство» в отношения Украины с ЕС, сопредседатель двустороннего парламентского комитета сотрудничества, евродепутат Адриан Северин шутит: мол, и сам постоянно задаю этот вопрос Совету ЕС. «Нам не нужны новые ярлыки, нам нужна большая производительность», – заявляет Северин.

Другой сопредседатель парламентского комитета, Борис Тарасюк, предостерегает: «Восточное партнерство» не должно стать альтернативой расширения для ЕС. Оно не может препятствовать нашему желанию присоединиться к Европейскому союзу».

Заседание двустороннего комитета сотрудничества Украина–ЕС завершилось в Брюсселе 25 февраля. По итогам встречи парламентарии признали потенциал Украины в разработке новой политики, согласились, что «Восточное партнерство» не должно мешать членству в ЕС и не преминули подчеркнуть, что успех инициативы зависит от ее дальнейшего финансирования.

А двумя днями ранее главы МИД стран – членов ЕС так и не договорились выделить дополнительные €350 миллионов своим восточноевропейским соседям. Против высказался Париж: изначально две трети бюджета политики соседства уходят в Средиземноморский регион, и лишь треть – в восточноевропейский.

До официального старта «Восточного партнерства» на саммите ЕС в Праге остается два месяца. Вместе с тем в самом Евросоюзе до сих пор продолжаются споры и о содержании новой политики, и о том, что считать оправданными расходами на проект.

Update политики

«Восточное партнерство» в Брюсселе принято объяснять как усовершенствование Европейской политики соседства (ENP). Фактически это – фокусировка ENP по регионам. Ведь с самого запуска в 2004-м ее критиковали за распорошенность и поверхностность: инструмент сотрудничества ЕС с соседями охватывал такие разные государства, как, например, Украину и Алжир или Молдову и Иорданию. И если на юге, в Средиземноморье, ни одно государство не заявляло о намерении вступать в Евросоюз, то в Восточной Европе подобные заявления исходили сразу от нескольких стран.

В 2007-м, во время своей президентской кампании, Николя Саркози заговорил о необходимости создания Союза Средиземноморья – политического, экономического и культурного объединения южных соседей ЕС. Ведь предыдущий формат сотрудничества, евро-средиземноморское партнерство, к тому моменту многие называли провальным. В 2008-м даже Турция согласилась участвовать в новой инициативе, получив уверения, что она – не альтернатива членству. И на июльском саммите в Париже новое объединение получило старт.

К тому моменту в Восточной Европе и Брюсселе уже месяц как обсуждали предложенное Польшей и Швецией «Восточное партнерство» – новую программу сотрудничества с Украиной, Молдовой, Грузией, Азербайджаном, Арменией и, возможно, Беларусью. Коль появилось объединение для юга Европы, проект для востока выглядел не только логичным, но даже неизбежным.

События на Кавказе и глобальный финансовый кризис прибавили аргументов в пользу «Восточного партнерства» внутри самого ЕС – и новая политика как прописанная концепция появилась в конце декабря. А после газового конфликта, случившегося между Россией и Украиной в первые недели 2009-го, переговоры по «Восточному партнерству», без сомнения, пошли еще интенсивнее. Так, 18–19 марта в Брюсселе страны – члены ЕС должны высказать свое мнение об инициативе и окончательно определить приоритеты сотрудничества с шестью республиками, охваченными ею.

Украине в «Восточном партнерстве» отводится особая роль: даже в рамках политики соседства она была среди лидеров – вместе с Молдовой, Марокко и Израилем. После того как «южан» отсекли в отдельный формат, Киев призван задавать тон в сотрудничестве в Брюсселем. Правда, еврочиновники не скрывают, что сильно разочарованы внутриполитическим кризисом в стране.

«Украина – страна, являющаяся ключевой для выстраивания успешных отношений ЕС с Россией и Центральной Азией. И мы совсем не в восторге от того, как развивается политический процесс в Украине, – заявляет Кристина Галлах, официальный представитель Хавьера Соланы. – ЕС внес большой вклад в политическую стабильность в Украине – и что мы видим в последнее время? Постоянные политические ссоры и борьба. Не раскрою большой тайны, когда скажу, что, глядя на нерабочий парламент и несогласие лидеров страны, мы чувствуем себя не очень хорошо. Но значит ли это, что мы теряем веру в Украину? Наоборот».

А комиссар ЕС по внешним связям Бенита Ферреро-Вальднер уверена, что Брюссель и в будущем не снизит темп сближения с Киевом – независимо от исхода президентских выборов.

«Я думаю, кто бы ни пришел к власти в Украине, новый лидер, конечно, продолжит процесс интеграции в Евросоюз. Нужно разделять вопросы НАТО и ЕС – это разные вещи. Но приведение законодательства к стандартам ЕС и продолжение реформ важны для каждого государства. Мы в этом вопросе сотрудничали даже с Виктором Януковичем в его бытность премьер-министром», – говорит Бенита Ферреро-Вальднер.

Прикладные решения

Ценность «Восточного партнерства», по мнению брюссельских экспертов и еврочиновников, – актуальность и соответствие требованиям именно сегодняшнего дня. Суть программы заключается в сотрудничестве ЕС со странами-партнерами как в двустороннем, так и в многостороннем формате. Каждой участнице предлагается заключить Договор об ассоциации, основной частью которого станет углубленная зона свободной торговли – то есть доступ на рынки друг друга. А в будущем, когда такие договоры будут работать во всех государствах «Восточного партнерства», можно будет говорить о создании Экономического сообщества соседей. Предполагается, что к тому моменту между странами – участницами проекта и ЕС начнет действовать безвизовый режим.

Немаловажный аспект инициативы – энергобезопасность. Странам «Восточного партнерства» предлагается работа по трем направлениям: модернизация существующих энергосетей и их интеграция в ЕС, участие в глобальных энергетических проектах ЕС, например NABUCCO, и сотрудничество в разработке и использовании альтернативных источников энергии. Мотивация Евросоюза прозрачна: разнообразить пути доставки энергии в Европу и заручиться при этом долгосрочными гарантиями.

Поэтому и последствия нынешнего газового конфликта между Украиной и ЕС в Брюсселе оценивают однозначно. «Газовый кризис, безусловно, не прибавил очков ни репутации России как поставщику топлива, ни Украине как транзитеру. И восстановление репутации, конечно, займет какое-то время, – говорит официальный представитель комиссара ЕС по энергетике Ферран Тараделлас Эспуни. – Но мы считаем, что контракт, подписанный премьерами Путиным и Тимошенко, – шаг позитивный, раскрывающий их желание восстановить репутацию надежных партнеров».

Подтянуть отстающих

Европейская политика соседства в Украине всегда воспринималась достаточно сдержанно: дипломаты неоднократно заявляли, что успехи по линии Украина–ЕС достигаются главным образом в двустороннем формате. Так случилось и с усиленным соглашением, названным теперь Договором об ассоциации, и с соглашением об упрощении визового режима. Сейчас оба эти документа в Брюсселе называют пилотными и говорят, что они лягут в основу аналогичных договоров с участниками программы «Восточное партнерство». Поэтому и саму инициативу киевские евроскептики воспринимают как «пионерское поручение» для Украины: мол, страна поставлена в роль отличника, от которого требуют подавать пример и подтягивать отстающих.

Подобное настроение озвучил на днях и президент Молдовы. Кишинев не намерен участвовать в программе «Восточное партнерство», он будет добиваться полноправного членства в ЕС, заявил Владимир Воронин. Молдова продвинулась по пути евроинтеграции гораздо дальше Грузии, Армении и Азербайджана. Сомнительна, по словам президента, и цель инициативы – «создать кольцо вокруг России» и «еще один СНГ под контролем ЕС».

До сих пор не ответил на предложение Евросоюза и президент Беларуси Александр Лукашенко. Условия Брюсселя ему хорошо известны – дальнейшая демократизация и коренные реформы в стране. Пойдет ли Лукашенко на такие меры ради доступа на рынок ЕС и отмены виз для граждан Беларуси?

А без Молдовы и Беларуси «Восточное партнерство» превращается в формат сотрудничества ЕС с Украиной и кавказскими республиками. Между последними тремя, в таком случае, можно найти немало общего. Несомненно, действенными окажутся и предложенные Евросоюзом решения. Но каковы в таком формате перспективы Украины?

Впрочем, глава миссии Украины при ЕС Андрей Веселовский призывает коллег сосредоточиться на практических преимуществах, предоставляемых программой, и отвлечься от ее символизма. «С нашей точки зрения, «Восточное партнерство» – шаг в правильном направлении. Украина его поддержала на всех уровнях, – говорит Андрей Веселовский. – Как всегда, мы ноем, что там – не так много, как мы бы хотели. Как всегда, потом по факту оказывается, что можно было бы использовать то, что давали, более полно. Политика соседства предполагает создание ДЛЯ Европейского союза надежности, безопасности, стабильности. Другой вопрос – что для этого надо сделать? Для этого надо сделать так, чтобы в соседстве не было проблем, потому что эти проблемы будут выливаться на ЕС. Вместе с тем ЕС – богатая и развитая организация, которая выделает на это большие суммы денег, а самое главное – предоставляет возможности соседним странам изучать ее опыт и применять его в своих собственных условиях».

Не думать о собственной роли в рамках ENP и заняться реформами советует Киеву и эксперт Центра европейской политики Аманда Аксакоса.

«Чем выискивать дыры в Европейской политике соседства и размышлять об особом месте Украины, Киеву будет гораздо полезнее «видеть стакан наполовину полным, а не наполовину пустым, – говорит «Профилю» Аманда Аксакоса. – Нужно начать работу и максимально сблизиться с ЕС в экономической сфере, сфере безопасности и т. д., используя инструмент политики, уже существующий между партнерами».

Альтернативы нет

Альтернативой политике «Восточного партнерства» на сегодня может стать лишь двусторонний формат отношений Украина–ЕС. Правда, настояв на нем, Украина тем самым выйдет из общности соседей ЕС, разделяющих ценности сообщества. Возможная новая конфигурация – треугольник ЕС–Украина–Россия. Но такая модель едва ли соответствует курсу евроинтеграции.

«Такая позиция (о модели треугольника отношений ЕС–Украина–Россия. – Профиль) высказана немецким министром иностранных дел Штайнмайером, но это – не доминирующая позиция, – рассказывает Майкл Эмерсон, эксперт Центра изучения европейской политики. – Россия не хочет, чтобы к ней относились так же, как к Украине. Да и Украина не хочет быть воспринятой так же, как и Россия. Для модели треугольника отношений необходимо гораздо более глубокое сходство, большая общность, чем существует на сегодня между тремя партнерами».

На сегодня курс Украины на интеграцию в ЕС остается неизменным, стабильно и желание Брюсселя близко общаться с Киевом. Не скрывая недовольства украинским политическим классом, европейцы признают: граждане Украины вполне справедливо чувствуют разочарование Евросоюзом.

«Отказ ЕС четко задекларировать перспективу членства для Украины действительно очень разочаровывает украинцев, – считает Майкл Эмерсон. – Но с другой стороны, важно, чтобы сам ЕС сохранил способность функционировать и продолжать расширение. Евросоюз очень честно говорит Украине: «Мы не дадим вам пустых обещаний. Мы создаем ожидания, которым можем соответствовать». По состоянию на сегодня ЕС должен быть уверен, что успешно преодолеет последствия расширения. Первый вопрос в этом смысле – Турция. Прежде чем говорить об Украине, нужно дать ясный ответ относительно Турции».

Для Украины «Восточное партнерство» фактически заполняет собой пробел между политикой соседства и политикой расширения. В кратко- и среднесрочной перспективе оно обеспечивает переход Украины на стандарты ЕС, объединяет самые прикладные сферы жизни партнеров в единое пространство. И главное для Киева в процессе интеграции – чтобы общеевропейский интерес не противоречил национальному. «Самая большая проблема – достичь координации действий между различными ведомствами внутри Украины», – считает глава миссии Украины при ЕС Андрей Веселовский.

Буквально к концу марта Евросоюз заявит о том, каких целей хочет достичь своей восточноевропейской политикой. К этому моменту Украине было бы неплохо сформулировать и собственные евроамбиции как минимум на пять лет вперед, пусть даже там не будет слов о членстве в ЕС.

Новини

26 Січня 2024

У минулому році турецькі металурги виробили 33,71 млн тонн сталі

В Україні завершили монтаж першої вітротурбіни

Уряд розробляє пільгові програми оренди житла для українців

На ЗАЕС може виникнути нова загроза ядерній безпеці

УЗ охоронятиме інфраструктуру за допомогою дронів

Попередньо всі держави ЄС погодили виділення 50 млрд євро Україні

Система бронювання працівників потребує якісного оновлення – Наталуха

Автогаз у мережах АЗС продовжує дешевшати

Вартість фрахту суден з портів Одеси продовжує падати 

США витратить 254 млн дол на декарбонізацію промисловості

Українська промисловість збільшує споживання електроенергії

УГД запустила в експлуатацію нову свердловину

Україна через потепління скоротила споживання електрики

Аграрний комітет Ради схвалив ліквідацію багатомільярдного корупційного ринку – Кисилевський

Tata Steel отримає від Лондону меншу допомогу на декарбонізацію у порівнянні з європейськими компаніями

Підприємства Ostchem збільшили виробництво міндобрив на 19,5% 

ВСІ НОВИНИ ⇢