Подробнее Запомнить город


ВЕТО-мины

03.03.09 , Бизнес
размер текста:

Пока Президент и депутаты демонстрируют друг другу свою принципиальность, приватизация стратегических объектов остается под запретом, а нестратегические распродаются по старым схемам.

Президент

Украинская власть продолжает блокировать приватизационные процессы в стране. 20 февраля 2009 г. Президент Украины Виктор Ющенко в восьмой раз ветировал и вернул в парламент для повторного рассмотрения Закон “О Фонде государственного имущества Украины”. Документ, цель которого регламентировать деятельность приватизационного ведомства, в том числе процедуру назначения его председателя, был принят парламентом 4 февраля. Тогда же в сессионном зале нардепы одобрили все восемь замечаний главы государства и внесли их в окончательный вариант текста. Примечательно, что президентские поправки пылились в Верховной Раде Украины с 13 июня 2007 г., и работа по внесению их в текст законопроекта началась лишь после того, как Виктор Ющенко Указом №200 от 06.03.08 г. “О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 15 февраля 2008 г. “Об обеспечении национальных интересов и национальной безопасности в сфере приватизации и концептуальных принципах их реализации” запретил проведение приватизации стратегических объектов без принятия законов “О Фонде государственного имущества Украины”, “О государственной программе приватизации на 2008-2012 гг.” и внесения изменений еще в целый ряд документов.

На этот раз поводом для ветирования Закона, похоже, стало элементарное недопонимание: народные депутаты недоуловили несколько основных и, видимо, принципиальных мыслей г-на Ющенко. “Некоторые замечания Президента были нечетко сформулированы и не относились к конкретным статьям”, — оправдывался председатель подкомитета по вопросам приватизации государственного и коммунального имущества, национализации (реприватизации), банкротства и управления имуществом, находящимся в государственной или коммунальной собственности, Комитета по вопросам экономической политики Верховной Рады Украины Александр Бондарь. Кстати, в ходе принятия документа присутствовавший в сессионном зале первый замглавы Секретариата Президента Александр Шлапак во всеуслышание заявлял, что замечания главы государства полностью учтены.

Но самому Виктору Ющенко показалось, что в Раде неправильно поняли два его предложения. Во-первых, ветированный Закон определил Фонд госимущества как “орган государственной власти со специальным статусом”, хотя Президент настаивал на том, чтобы ведомство считалось “государственным органом со специальным статусом”. По мнению главы государства, законодатели таким образом пытались присвоить Фонду статус органа исполнительной власти со спецстатусом и подчинить его Кабмину. Это намерение, по мнению Президента, подтверждает тот факт, что принятый Закон предоставляет правительству право направлять и координировать деятельность Фонда, а такие полномочия правительства, согласно п.9 ст.116 Конституции Украины, распространяются лишь на органы исполнительной власти. Кроме того, Виктору Андреевичу не нравится, что Закон предоставил Кабмину право назначать на должности и освобождать от них первого заместителя и заместителей председателя ФГИ; утверждать состав коллегии Фонда; устанавливать порядок отмены (приостановки) приватизационных конкурсов, а также принимать от ведомства предложения о совершенствовании законодательства по вопросам приватизации и управления гособъектами.

Во-вторых, Президент еще в ходе прошлого ветирования настаивал на необходимости согласования Закона о ФГИ с Законом Украины “Об управлении объектами государственной собственности” в той части, где расписываются задачи, возлагаемые на Фонд. Однако список задач приватизационного ведомства, определенный последней редакцией Закона о ФГИ, включал и не предусмотренные Законом об управлении госсобственностью. Например, реализация государственной политики в сфере управления объектами государственной собственности, использование и отчуждение государственного имущества, управление корпоративными правами государства и т.п.

Воспользовавшись представившимся случаем, Виктор Ющенко решил придумать еще несколько замечаний к тексту документа. Президент просит нардепов определить в Законе последствия решений Фонда об отмене (приостановке) приватизации государственного имущества. А также убрать из него перечень оснований для увольнения председателя ФГИ, так как этим ограничиваются конституционные полномочия Верховной Рады (в соответствии со ст.85 Конституции полномочия парламента относительно освобождения от должности главы ФГИ не ограничены никакими основаниями).

Депутаты

Впрочем, тормозит приватизацию и сам парламент. На прошлой сессионной неделе депутаты бойкотировали принятие двух законов, без которых Президент Украины, согласно своему прошлогоднему Указу №200, не намерен разрешать приватизацию.

18 февраля ВР поддержала во втором чтении законопроект “О государственной программе приватизации на 2009-2013 гг.”, однако принять данный законопроект в целом депутаты отказались. “Была нарушена процедура голосования. Комитет предложил поддержать программу во втором чтении и в целом, вместо этого председатель Верховной Рады поставил вопрос только о втором чтении, хотя никаких других предложений не было”, — заявил г-н Бондарь. В результате вопрос принятия государственной программы приватизации завис. “Документ не был поддержан (в целом. — Авт.), но в то же время не было заявлено о том, что он отклонен или снимается с рассмотрения”, — отмечает глава парламента Владимир Литвин. К слову, нардепам стоит еще поработать и над самой программой, иначе она разделит судьбу Закона о ФГИ. Дело в том, что ко второму чтению практически не были учтены замечания Президента. В Комитете по вопросам экономической политики называют несколько причин. Во-первых, замечания поступили по истечении предусмотренного законодательством срока (две недели). Во-вторых, поправки Президента к госпрограмме приватизации являют собой фактически новый расширенный текст документа: принятая в первом чтении программа насчитывает 53 пункта, а Президент предлагает изложить более 150. В-третьих, предложения главы государства не согласуются с принятыми в первом чтении изменениями, которые вносятся в Закон “О приватизации государственного имущества”.

Но если к программе Верховная Рада еще может вернуться, то вот законопроект №2331 “О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам приватизации” нардепы окончательно “закопали”. Документ, которым фактически утверждались новые редакции законов “О приватизации государственного имущества” и “О приватизации малых государственных предприятий”, а также вносились другие изменения и дополнения в различные законы (в частности, об особенностях приватизации незавершенного строительства и объектов агропромышленного комплекса), 19 февраля не нашел поддержки в сессионном зале.

Кстати, вместе с коммунистами и депутатами от “Партии Регионов” не голосовали за принятие приватизационных законов и пропрезидентские силы. “Президент Украины Виктор Ющенко поставил основное задание, чтобы бюджет Украины не наполнялся за счет приватизации. Из-за этого НУНС блокирует принятие законов, на которых Президент настаивает в своих указах, отмечая, что они нужны для того, чтобы начать процедуру приватизации”, — поясняет замглавы Специальной контрольной комиссии ВР по вопросам приватизации Валерий Писаренко (БЮТ). Как ни пытались докладчики и глава Верховной Рады объяснить своим коллегам, что рассматриваемые документы не позволяют и не запрещают приватизацию, а лишь вносят процедурные изменения в устаревшее законодательство, чтобы запретить коррупционные схемы, используемые для проведения непрозрачной приватизации, им это не удалось. Посему и в 2009 г. приватизация будет осуществляться по старой госпрограмме на 2000-2002 гг. и старому законодательству. “Законодательная база есть, однако она несовершенная, непутевая и устаревшая. Опять будут приватизировать что, как и кому заблагорассудится”, — спрогнозировал ситуацию г-н Литвин. В частности, Фонд госимущества, как и прежде, сможет по собственному усмотрению объявлять или прекращать распродажу, устанавливать дополнительные условия для потенциальных покупателей и проводить закрытые конкурсы.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
Нацбанк у вересні презентував концепцію валютного регулювання.
Газпром уже давно используется Кремлем в политических целях.
25.09.18, Вести
У украинцев не прекращаются проблемы с документами. Владельцам id-паспортов продолжают отказывать в предоставлении ряда услуг из-за невозможности считать с пластиковых документов необходимую информацию.
25.09.18, ubr.ua
Налоговики применяют их в случаях, когда работники компаний делают мелкие покупки по поручению начальства, и получают возмещения по чекам.
Основным местом назначения наших трудовых мигрантов стала Польша, где уже работают от двух до трех миллионов украинцев.
25.09.18, Вести
С началом осени цены стремительно полетели вверх. Больше всего подорожание ударило по так называемому борщевому набору, но в скором времени ценники изменятся также на хлеб и на сало.
Если все будет очень хорошо и прогноз МВФ относительно роста нашего подушевого дохода на 50% до 2023 г. оправдается, Украина... так и не догонит даже развивающийся мир, оставшись в корзине третьих экономик.
Отрасль ждет роста цен на фоне отказа ОПЕК+ нарастить добычу.
Цены на квартиры на первичном рынке недвижимости Киева и области продолжают расти. Застройщики рассказали, почему это не отпугивает покупателей и почему они ожидают всплеска спроса накануне 2019-го.
25.09.18, Financial club
Миссия МВФ уехала из Украины после двух недель переговоров, так и не пообещав транш. В НБУ говорят, что реформы проводят даже быстрее, чем просит Фонд.
24.09.18
22.09.18
21.09.18
20.09.18


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!