Автосбор: конфликт украинской и американской логики

Точка зору

Здравая идея заложить автотранспортный сбор в цену бензина родилась в самом БЮТ. Но коалиция и Кабмин на пути к автомобилистам не смогли «объехать» интересы торговцев бензином.

На следующей неделе парламент вернется к вопросу автотранспортного сбора. Во втором чтении будет рассматриваться законопроект коммунистов, определяющий ставки для различных автомобилей. По данным «proUA», ко второму чтению этот проект могут объединить с правительственным вариантом, в котором ставки чуть выше, чем у КПУ.

Для наглядности «proUA» подсчитал, сколько будет составлять налог на примере автомобилей двух сотрудников издания: BMW 525 (выпуск 2000 г., объем чуть меньше 2500 куб. см) и Hyundai Getz (2006 г.в., объем 1600 куб. см).

Для девятилетнего и более мощного BMW «коммунистическая» ставка налога, взимаемого при проведении техосмотра, составила бы 250 грн. Правительственная ставка – 500 грн.

Hyundai по всем версиям стоит владельцу 112 грн. в год, то есть в два или четыре раза меньше, чем «бумер».

Автосбор предназначен исключительно на ремонт и содержание местных дорог. То есть автовладельцы платят за ущерб, который сами же и дорогам наносят. Однако «вскрытие» показывает несправедливость, заложенную в саму логику украинского налога.

По оценкам владельцев, Hyundai и BMV в месяц пробегают приблизительно одинаковые расстояния – чуть больше 1000 км. При этом, как мы уже подсчитали, разница в ставке налога для них весьма существенна.

Но разница в массе этих машин не настолько велика, чтобы говорить «BMW бьет дороги в два-четыре раза сильнее, чем Hyundai». Понятно, что среди легковых авто больше бьет дорогу тот, кто больше ездит, например, те же таксисты.

Тогда как суть украинского налога такова: налог взимается с каждого автомобиля и зависит от объема двигателя по прогрессивной системе. То есть чем больше объем, тем больше ставка налога в перерасчете на 100 куб. см. Украинская логика: большой двигатель – видимо, большая машина – может разбивать дорогу сильнее маломощной – должен больше платить. Даже если машина выезжает из гаража только летом на дачу.

В мире есть пример того, как решается вопрос с этой несправедливостью, например США.

Суть «американки» чрезвычайно проста – налог закладывается в цену топлива и взимается в момент его продажи на АЗС. Американская логика: покупаешь много бензина – много ездишь – много бьешь дороги – платишь больший налог. Не страдает тот, кто мало ездит или имеет малолитражный автомобиль, и, соответственно, бьет дороги меньше, чем грузовик или таксист.

Эту логику использована в законопроекте бютовца Александра Сочки. Однако в момент рассмотрения аж 13 законопроектов, посвященных урегулированию скандала с декабрьским многократным повышением ставки налога, до него депутаты даже не дошли. Сразу был принят коммунистический, являющийся лишь одной из разновидностей «украинской» логики.

Сочка предлагал сделать ставку налога в размере 6% от цены топлива (около 30 копеек) и взимать его в месте продажи конечному потребителю.

(Подобную новеллу предложили также «руховцы» Тарасюк, Коваль и Черноволенко. Но в их версии размер налога отдается на откуп Кабмина. А также забиваются некие льготы, которые у нас традиционно уводят в тень всех кому не лень).

Для владельцев вышеупомянутых Hyundai и BMV несправедливость была бы и в этом случае. «Бумер» съедает почти в два раза больше дизтоплива, чем корейская малолитражка. Поэтому для него «бензиновый» налог такого размера за год составил бы около 450 грн. А для Hyundai – чуть меньше 300 грн. И в обоих случаях это выше, чем предложенные коммунистами ставки «украинского» сбора.

Однако «американская» логика приближает Украину к хотя бы приблизительному осознанию сумм, которые необходимы и возможны на содержание дорог. Ведь сейчас никто в Украине не знает даже приблизительно, сколько на самом деле денег от автосбора через местный бюджет попадает на ремонт дорог.

Тогда как «американка» дает такую возможность – можно посчитать простым калькулятором, умножив количество реализуемого в Украине топлива на его цену и налоговый процент.

По данным Сочки, Украина потребляет в год 11 млн т светлых нефтепродуктов – импортных и собственного производства. Суммарный сбор от автоналога, по его расчетам, составил бы 2,65 млрд грн при средней цене на дизтопливо 4,50 грн/л и 5,00 грн/л за бензин.

В этом случае Украина хотя бы знала, сколько денег она собирает на дороги. И что на них можно отремонтировать. Ведь в нашей стране на дороги можно потратить хоть миллиард, хоть триллион – вне государственных трасс ездить зачастую просто опасно. Тогда и водитель бы знал, что, покупая бензин в Житомирской области он платит за дороги именно в этой области.

Тем не менее такая ясность прогнозирования не нашла понимания в Раде. Побеждает нынешняя туманность автосбора. «proUA» изучил возможные причины противодействия новшеству.

Справка об уплате налога, а точнее ее отсутствие, исторически является важным пунктиком в отношениях водителей с ГАИ. К тому же, нынешняя система поступления налога от водителя к бюджету отработана поколениями чиновников еще со времен СССР. А новая система потребует выработки новых навыков.

Но есть и другие схемы, которым угрожает «американская» прозрачность: есть чего бояться бензотрейдерам.

Автозаправка в этом случае становится, по сути, филиалом государственного органа, через который должны проходить чужие продавцу бензина «налоговые» деньги – из кассы продавца они должны уйти сразу в местный бюджет. При этом в Украине наказание за обычный уход от налогообложения намного мягче, чем за манипуляции с бюджетными средствами.

Важнейший момент. Процентное отношение налога к цене топлива позволяет на простом калькуляторе посчитать, сколько топлива проходит через каждую АЗС. Так раскроются все потоки в торговле нефтепродуктами.

По данным «proUA», «американку» не восприняли не только во фракции БЮТ. Такой законопроект вызвал бы сложности с пробютовскими членами НУНС, на которых очень сильно влияет Игорь Палица. А ведь во многом благодаря усилиям бывшего руководителя «приватно»-государственной «Укрнафты» Тимошенко сохранила премьерское кресло .

Теперь вопрос на засыпку: улыбается ли «американская» прозрачность крупнейшему бензотрейдеру Украины Игорю Коломойскому и защитникам его интересов в Кабмине? «Приват» так или иначе контролирует более тысячи АЗС из 6100 заправок, по данным Госкомстата существующих в Украине. А после завершения сделки с «Альфа-нафтой» на «Приват» будет работать каждая четвертая АЗС страны.

«Лоббистская» версия имеет право на жизнь, так же как и другая – «социальная». Ее чаще всего довелось слышать «proUA» в качестве аргумента против «американки». Мол, добавь тридцать копеек к цене бензина и он тут же подорожает на гривну: «Ты не знаешь наших бизнесменов? Для них это будет лучшим поводом взвинтить цены еще раз!»

В том то и дело, что трейдеры известны. Весь вопрос как с ними работать: прогибаться навстречу их пожеланиям в благодарность за помощь в борьбе за власть, или прогибать отдельных олигархов под интересы Украины.

Новини

19 Квітня 2024

Україна отримає від ЄІБ 560 млн євро на відновлення енергетики та житла

Китай у березні збільшив видобуток руди на 14,5% 

УЗ планує відремонтувати майже 1200 кілометрів колій

Зміна клімату призведе до значних економічних втрат у майже всіх країнах світу

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

Розвиток зеленої енергетики підштовхує світовий попит на мідь

Німеччина готова інвестувати в ключові галузі української економіки

Туск закликав фермерів припинити блокування кордону з Україною

Вже навесні повернуться графіки відключення світла по всій Україні

В березні українська економіка зросла майже на 5%

Безпеку українського морського коридору посилять

Україна отримала від Німеччини енергообладнання на понад 800 тис євро

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

ВСІ НОВИНИ ⇢