Несчастливое число импорта, или Как государство спасает бюджет

Точка зору

Введение 13%-й пошлины на "некритический" импорт не спасет отечественного производителя, зато приведет к подорожанию иностранной продукции, считают эксперты.

Кто останется в выигрыше?

С 5 марта Закон "О внесении изменений в некоторые законы с целью улучшения состояния платежного баланса Украины в связи с мировым финансовым кризисом" вступит в силу, а значит, таможенные пошлины на "некритический" импорт повысятся на 13% на полгода. В начале осени Кабмин сможет еще на шесть месяцев продлить такие меры.

"Некритический" импорт – это говядина, свинина, мясные субпродукты, рыбные отходы, яблоки, груши, айва, колбасы, мясные консервы, рыба, икра, моллюски, лактоза, тростниковый и свекольный сахар, виноградные вина, вермут, этиловый спирт и др. Из товаров непродуктовой группы это каменный уголь, кожаная и меховая одежда, ковры, ткань, кирпичи, холодильники, двигатели, кухонные плиты, легковой, грузовой и пассажирский транспорт.

Ритейл поставили на колени

У экспертов и предпринимателей данный закон особой восторженности не вызывает. "Под шумок финансового кризиса в Раде пролоббировали закон, якобы направленный на улучшение платежного баланса. Но все это впустую. В условиях, когда Нацбанк постоянно опускает гривну, заниматься импортом – и так непозволительная роскошь", – поясняет Сергей Наливка, директор консалтингового агентства AAA. И не исключает, что торговые сети благодаря новой норме просто "легально" поднимут цены на товары.

Евгений Кулинич, управляющий партнер консалтинговой компании "АСТРА групп", соглашается, что, как минимум, импорт дешеветь не будет. "Покупатели будут вынуждены искать на полках более дешевую отечественную продукцию. Соответственно, продажи товаров зарубежного производства упадут. Попытка ритейлоров компенсировать подорожание за счет сокращения собственной торговой наценки проблемы не решит. В 2009 году для некоторых групп товаров она и так снизилась до 7-8%", – объясняет эксперт.

По его мнению, данное нововведение станет еще одним ударом по ритейлорам, и так в достаточной степени ощутившим снижение покупательской способности потребителей. "Итог этого "нововведения" – то, что для ритейла еще острее встанет вопрос возврата займов и наличия оборотных средств", – считает Кулинич.

Цена будет расти

Да и не во всех товарных группах импорт можно заменить продукцией украинского производства. "Это происходит по нескольким причинам: из-за отсутствия производителей, несоответствия нашим стандартам качества и т. д. Если, например, все свежее мясо и птицу нам поставляют только украинские производители, то в ассортименте обуви в наших центрах оптовой торговли продукции отечественного производства – менее 20%", – объясняет Татьяна Бабенко, начальник отдела корпоративных коммуникаций "МЕТРО Кеш энд Керри Украина". Она признает: увеличение ставок таможенных пошлин автоматически приведет к росту цен. "Украинские потребители уже начали постепенно увеличивать потребление товаров отечественного производства, но это в основном касается продуктов. А, например, бытовую технику и электронику покупатели все равно хотят видеть импортную", – констатирует Бабенко.

О возможном повышении стоимости товаров заявляет и исполнительный директор компании "Фокстрот. Техника для дома" Алексей Павленко. Сумма платежей на таможне с учетом пропорционально увеличенного НДС вырастет с 5 марта на 15,6%, но причин для мгновенного скачка цен на бытовую технику в магазинах Павленко не видит – достаточное количество товара было закуплено до введения 13%-й пошлины.

Олег Назаренко, президент Украинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров, уверен, что дополнительная пошлина не отразится на стоимости импортных автомобилей. "Предприятиям ассоциации рекомендовано завезти максимальное количество машин и провести их таможенное оформление до 6 марта. После этого два-три месяца импорта не будет вовсе", – утверждает Назаренко. Кроме того, ассоциация рассчитывает, что в течение месяца Еврокомиссия рассмотрит вопрос о дополнительной пошлине и потребует от Украины ее отмены.

Сами импортеры пока не столь категоричны в выводах. "Учитывая мировой финансовый кризис, практически полное отсутствие автокредитования в Украине и значительные колебания валютного курса, достаточно сложно делать прогнозы о развитии автомобильного бизнеса страны в долгосрочной перспективе, а тем более в первые месяцы 2009-го", – объясняет Ярослав Вовк, директор департамента маркетинга и рекламы компании "Торговый дом "НИКО". Только за январь 2009 года рынок новых автомобилей сократился на 55% по сравнению с аналогичным периодом 2008-го года и на 59% – по сравнению с декабрем 2008. "При этом часть рынка в январе – это "переходящие" продажи декабря, то есть собственно продаж в январе было еще на 10-20% меньше", – констатирует неутешительную статистику эксперт.

Действие новых ставок акцизного сбора с 10 января 2009 года уже отразилось на увеличении стоимости автомобилей. "Дальнейший рост цен произойдет, когда у импортеров и дилеров исчерпаются запасы автомобилей, ввезенных до установления 13%-й надбавки", – утверждает Вовк.

Потребитель ничто – государство все

Замена иностранной продукции более дешевыми украинскими аналогами – рецепт выживания бизнеса в кризисное время. Однако засилье импорта в "докризисные" годы привело к тому, что даже отечественные производители используют зарубежное сырье. "По нашим оценкам, на конец прошлого года 15% импорта могло быть заменено внутренним производством, еще 55% – заменено частично", – поясняет Марьян Федоришин, финансовый аналитик компании Astrum Investment Management.

Эксперты уверены: пользы от введения пошлин практически не будет. "Импорт уже почувствовал эффект от девальвации гривны, подорожав на 60-80%. Чувствительная к цене продукция, для которой в Украине существует производство товаров-заменителей, должна быть вытеснена за счет внутреннего производства, – настаивает Федоришин. – Сейчас импортируется продукция, мало чувствительная к повышению цен – ее аналогов в Украине просто нет, и потребители продолжают покупать значительно подорожавшие товары".

В свою очередь, увеличение затрат потребителей на импортную продукцию приведет к уменьшению их расходов на продукцию отечественного производства. "Поэтому для украинской экономики, в которой значительная часть потребительских товаров просто не производится, эффективность таких протекционистских мер очень низкая", – утверждают в Astrum.

В то же время специалисты признают, что от введения пошлин однозначно выиграет государство, которое будет получать дополнительные доходы в бюджет. Средства перетекут из реального сектора в государственный, что, в принципе, нежелательный процесс во время экономического спада. Однако некоторый позитив почувствует курс гривны, который выиграет от сокращения спроса на иностранную валюту, резюмируют эксперты.

Новини

19 Квітня 2024

Німеччина готова інвестувати в ключові галузі української економіки

Туск закликав фермерів припинити блокування кордону з Україною

Вже навесні повернуться графіки відключення світла по всій Україні

В березні українська економіка зросла майже на 5%

Безпеку українського морського коридору посилять

Україна отримала від Німеччини енергообладнання на понад 800 тис євро

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

Байден запропонував підвищити мита на китайський імпорт сталі

Rio Tinto планує виробляти мільйон тонн міді у 2030 році

ВСІ НОВИНИ ⇢