Футуристическая путевка

В «Гоголь-центре», изолированном от своего художественного руководителя Кирилла Серебренникова, состоялась уже третья за сезон премьера.

О спектакле «Маяковский. Трагедия» Филиппа Григорьяна, первые показы которого совпали с очередным безнадежным заседанием по изменению меры пресечения для фигурантов дела «Седьмой студии», рассказывает Сергей Конаев.

«Маяковский. Трагедия» — пятая и последняя часть проекта «Звезда», начатого в «Гоголь-центре» в 2016 году. По замыслу Кирилла Серебренникова, каждый спектакль «Звезды» строится вокруг одного поэта XX века и по его текстам, все части проекта поставлены разными режиссерами и в разных жанрах: так, скажем, выдвинутая на «Золотую маску»-2018 «Анна Ахматова. Поэма без героя» самого Серебренникова и Аллы Демидовой тяготеет к сольному поэтическому концерту, «Мандельштам. Век-волкодав» Антона Адасинского — к пластической драме.

В основе спектакля Григорьяна — практически неизвестная публике стихотворная трагедия 1913 года «Владимир Маяковский», которую предваряет иронически инсценированный хрестоматийный шлягер «Крошка сын к отцу пришел…» (драматург Илья Кухаренко). В рукописях трагедия Маяковского называлась «Железная дорога» и «Восстание вещей», но в театральную цензуру из-за спешки отослали рукопись без названия, цензор принял за него имя и фамилию автора, а печатать афиши и давать представления разрешалось только по цензурованному экземпляру.

Так от наложения раздолбайства на запретительное имперское законодательство родился заголовок, вполне адекватно отражавший как смысл трагедии, так и постановку. Ведь Маяковский не только сам ее режиссировал, но и выходил на сцену в образе самого себя, художниками были Павел Филонов и Иосиф Школьник. Трагедию показали 2 декабря 1913 года; перед зрителями предстали «монстры-чудища с удлиненными пропорциями рук и ног, вытянутыми красными лицами: “Человек без глаза и ноги”, “Человек без уха”, “Человек без головы”, “Старик с сухими кошками” — сущее порождение города-ада, ищущее сочувствия у поэта».

Разразился скандал, но не такой этапный и грандиозный, как на следующий день, на опере «Победа над солнцем» Михаила Матюшина и Алексея Крученых, которую оформлял Малевич. Впервые представленный тогда «Черный квадрат» стал одной из икон для искусства XX века, а работы Школьника и Филонова погибли во время наводнения в Петрограде в 1924 году, сохранилось лишь несколько эскизов. Современных прочтений того же уровня, что и, например, «Победа над солнцем» Александра Пономарева в РАМТе (1997), «Владимир Маяковский» тоже не знает.

Филипп Григорьян с самого начала отказался от задач реконструкции и стилизации, от игры с футуристическим первоисточником и исторической дистанцией, отделяющей его от зрителя. Режиссер как будто только тем и занят, что забавляет зрителя всеми способами, тут и видео, и анимация, и скетчи. Но при этом ведет другую чрезвычайно сложную игру — с образом и образами поэта: его текст (гордое «я, быть может, последний поэт») переходит от одного лица к другому и повторяется из сцены в сцену.

Спектакль начинается с того, что крошка-сын (Тимофей Ребенков) проваливается в люк, приводя в ужас и движение всех потенциально ответственных (коммунальщики, полиция, врачи скорой, представители опеки).

Его отец-архитектор (Максим Виторган), возможно, ответственный за все это вполне московское благоустройство, ведет с ним диалог через экстренно налаженную эмчеэсниками связь. Затем все исчезает, и на сцене остается персонаж, названный в программке Духом: проповедь Маяковского из пролога трагедии дается в реальном и деформированно-визуальном планах.

Внизу актер Никита Кукушкин патетически и серьезно декламирует текст, тогда как сверху на экране во весь портал сцены к его лицу липнут страшноватые маски-фильтры, а по углам симметрично пляшут эмодзи — нарочито плоско реализованные метафоры: «царь ламп» — лампочки на короне, «раб» — наручники, мелькают «сухие черные кошки» и т. п.

Голос поэта в очередной раз дематериализуется в трескучем репродукторе и под него разворачивается изысканный городской балет силуэтов на благоустроенной качелями площади Маяковского (хореограф Анна Абалихина). А в финальной части все придуманные Маяковским и от души одетые художником Галей Солодовниковой люди-монстры (без частей тела, но с поцелуями) и девушки (со слезами) собираются в пространстве МФЦ вместе с «поэтом/архитектором» (снова Максим Виторган).

В «Маяковском. Трагедии» сняты сразу два конфликта, ключевых для первоисточника. Соблазнявший и приводивший в ужас футуристов город у Григорьяна и его команды непостижимым образом оказывается Москвой как она есть и какой ее на сцене совершенно точно никогда не было: заредактированный город, где все кричаще разное и притом все настолько близко к другу, что поневоле воспринимается как единство.

Купеческий дом, возле которого вбабахан небоскреб, здание Театра Мейерхольда, превращенное в филармонию, площадь возле которой «облагородили» качелями. Но и вместо агрессивных обывателей, досаждающих поэту, здесь его навязчиво атакуют и мучают его же образы, которые в какой-то момент Маяковский, потеряв терпение, расстреливает из пистолета.

В постановке, которую Григорьян сам и оформил, фокус в том, что она долго притворяется актуализацией. Причем ты вроде бы внимательно следишь за руками, понимаешь все элементарные, а то и нудные манипуляции, но демонстративный прием вдруг куда-то исчезает, а традиционный пафос, пафос поэтического призвания, материализуется ненавязчиво и даже трогательно.

Фото: Ира Полярная

МинПром

    

Новини

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

Через недосконалість санкцій російські металурги стали багатшими на $50 млрд

ВСІ НОВИНИ ⇢