Победителей не будет

В предвыборные месяцы в Москве идет западное шоу, посвященное выборам.

«Кандидат» — это бельгийский проект, адаптированный для России командой импресарио Федора Елютина. Простое зрелище, требующее несложного участия публики, в наших обстоятельствах выглядит очень необычно. Впечатлениями от театральных выборов делится Ольга Федянина.

Федор Елютин — важный московский театральный феномен хотя бы уже потому, что за последние пять лет он приучил столичную публику обращать внимание не только на репутацию режиссера, звездный актерский состав и название театра, но еще и на фамилию продюсера.

Или, как он сам себя называет, импресарио. Феноменально при этом еще и то, что Елютин последовательно выбирает достаточно экспериментальные форматы современного европейского театра и на практике доказывает, что на них есть вполне платежеспособный спрос.

Что само по себе словосочетание «современный театр» необязательно требует от публики специальных познаний и что с ним можно обращаться как с коммерческим продуктом. По крайней мере отчасти.

Так, он уже успешно адаптировал для Москвы два проекта немецко-швейцарской группы Rimini Protokoll и еще два проекта бельгийской театральной компании Ontroerend Goed. «Кандидат» — третий проект бельгийцев в Москве. И, вероятно, проект с самой нестандартной формулой успеха, которую вряд ли в точности себе представлял и сам импресарио.

При этом формально «Кандидат» как раз не из самых сложных шоу-продуктов: здесь нет специальных требований к логистике и локациям, пространство Experience Space на верхотуре торгового центра «Цветной» выбрано удачно, но подошло бы и какое-то другое, более традиционное. Действие довольно лапидарно: каждому зрителю на входе выдается пульт для голосования, после чего залу предъявляются пять кандидатов (неизвестно на что) и один ведущий на ринге.

Следующие за этим полтора часа пролетают незаметно, время делится примерно поровну между выслушиванием коротких программных заявлений кандидатов на разные темы — от биографических данных до взглядов на расовое неравенство — и нажиманием на кнопки пульта в поддержку одного из пятерки.

Результаты немедленно отражаются на электронном табло; в финале на нем появляется не только имя победителя, но и некий суммарный портрет зрителя данного конкретного представления: каждый раз, нажимая на кнопки, вы не только ставите оценку кому-то другому, но этой оценкой еще и рассказываете что-то важное о самом себе.

То, что на первый взгляд похоже на среднестатистическое полуденное телешоу, на деле оборачивается наглядным психологическим экспериментом, который хочется порекомендовать к просмотру и политическим колумнистам, и политтехнологам, и просто политикам. Речь не о результатах голосования, а о той атмосфере, которая накапливается в зале.

Оказавшись в ситуации выбора, неизбежной манипуляции и рефлексии по поводу этой манипуляции, московская публика реагирует растерянностью. Растерянностью, которая буквально повисает в воздухе вокруг ринга и стоящих на нем пятерых кандидатов. У зрителей в этом спектакле-шоу самая трудная роль: их приглашают участвовать в чем-то, что является обманом и при этом не является иллюзией.

Вопрос о том, считаются ли голоса на самом деле, заведомо смешон: какая вам разница, если вы даже не знаете, кандидатами на что именно являются эти пять человек. Таким же образом последовательно проваливаются в никуда все остальные вопросы. Вы действительно считаете, что та рыжеволосая девушка симпатичнее той темноволосой?

А этот молодой человек, заявивший, что он не любит иностранцев, вы ему сейчас поверили, сравниваете его мнение со своим и делаете выбор на основании его слов? А вы еще понимаете, что и зачем здесь считают?

Каждый следующий раунд убирает со сцены одного из претендентов неизвестно на что, но при этом усиливает единственную реальную тему происходящего: ответственно выбирающий гражданин — это всего-навсего роль. И сыграть ее нужно так, чтобы не было мучительно больно. Или не нужно?

Но, увы, и отказ участвовать в игре тоже роль. Манипуляция тотальна. И неважно, подтасованы результаты или нет, они все равно фальшивы.

Жаль, что нельзя сравнить российского «Кандидата» с его европейским аналогом, проходящим в какой-нибудь из стран, где зрители привыкли к тому, что их голоса в реальных обстоятельствах должны иметь значение. Московских зрителей сложно удивить демонстрацией иллюзорности выбора, но в их финальных аплодисментах есть и благодарность, и облегчение.

Потому что за полтора часа театр показал им, что даже такое личное чувство, как растерянность, необязательно переживать в одиночестве — вместе все же веселее.

Фото: Дарья Нестеровская 

МинПром

Новини

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

Ціни на нафту зростають, Brent торгується вище 80 дол/барель

Black Iron оновить пропозицію щодо Шиманівського залізорудного проекту

Єврокомісія відправила в Україну ще 500 електрогенераторів

Санкції зірвали запуск найбільшого у росії заводу з виробництва скрапленого газу

На кордоні з Польщею продовжують стояти майже 4 тисячі вантажівок

ВСІ НОВИНИ ⇢