Национальной опере исполнилось 150 лет: мифы и история театра

Национальному академическому театру оперы и балета Украины имени Т. Шевченко в этом году исполнилось 150 лет.

За эти годы он пережил страшный пожар, войны и обрел здание, построенное 116 лет назад по проекту Виктора Шретера, который не дожил до открытия пару месяцев. Киевская опера давно стала символом Киева. Мы расскажем вам об истории театра и о людях, чьи судьбы с ним тесно переплелись.

Последствия от пожара для Киевской оперы были катастрофическими. Театральный сезон 1895—1896 годов открылся оперой "Евгений Онегин" и ею же печально закрылся. Тогда даже говорили о фатальном призраке оперы, уничтожившем здание.

Благо, что никто из людей во время пожара не пострадал. Но сгорело все: декорации, музыкальные инструменты, которые музыканты оставили после спектакля в оркестровой яме, и шикарная библиотека театра. Горожане без театров не остались, они посещали другие заведения в городе, где давали оперетки. А в Гиппо-Паласе (конный цирк Крутикова на Николаевской улице — ныне Городецкого) даже выступал сам Федор Шаляпин.

Возрождение Оперного театра

Но городские власти решили возродить оперный театр. Долго спорили с выбором места под новое здание, даже рассматривался вариант Бессарабки. В итоге было решено строить его на месте погорельца. Его стены разобрали, пересчитав каждый кирпич (использовали для строительства фундамента нового здания). Властями был оглашен международный конкурс, в котором участвовало 30 проектов. А из 18 наилучших был выбран проект академика Виктора Шретера, главного архитектора императорских театров.

Смета составила 400 тысяч рублей. Здание строилось под руководством архитектора Владимира Николаева. Работы заняли три года, на строительстве было задействовано от 300 до 500 строителей и даже более 60 лошадей. Театр планировали открыть в 1900 году, но стройка затянулась еще на год.  Оперный театр открыли 16 сентября 1901 года, под аккорды кантаты "Киев". Слушателей поразила неимоверная акустика нового шикарного зала. Говорят, из-за того, что его стены и колонны под штукатуркой были обшиты камышом.

АНШЛАГ. До открытия новое здание критиковали газетчики, даже прозвали его "большой черепахой" из-за необычной формы. Возмутились и священники. Духовенству не понравилось, что на фасаде театра между двумя обнаженными женскими скульптурами установили герб Киева с изображением архистратига Михаила.

Духовенство требовало заменить скульптуры. В итоге герб над театром убрали… А вот внутреннее убранство четырехъярусного зала понравились всем: театр был рассчитан на 1650 мест, шикарные зеркала, позолота, лепнина на стенах и потолке, мрамор на лестницах, мозаика на полу, сотни светильников и люстры. Сезон открыла опера Михаила Глинки "Жизнь за царя". Несколько месяцев купить билеты в оперу было просто невозможно, киевляне раскупали их наперед.

Первый городской театр: был на Крещатике

Первый киевский театр появился в районе нынешней Европейской площади в 1805 году. Это было двухэтажное деревянное здание, построенное по проекту архитектора Андрея Меленского из разобранных зданий на Печерске. С его открытием началась культурная жизнь в Киеве. Даже дома на Крещатике строить стало престижно.

Зал театра вмещал 470 зрителей. Он имел 32 ложи, амфитеатр, галерею и партер, в котором было 40 кресел и стоячие места. С годами здание обветшало, и его решили снести. Последние представление состоялось в 1851 году. Здание никто не хотел покупать и разбирать. Это сделали в приказном порядке арестанты. На месте театра была построена гостиница "Европа". Теперь тут Украинский дом.

Сгорел после "Евгения Онегина"

В 1856 году на углу улиц Владимирской и Кадетской (теперь Богдана Хмельницкого) по проекту Ивана Штрома было построено второе помещение городского театра, в котором и началась история Киевской оперы. Первый сезон был открыт оперой Алексея Верстовского "Аскольдова могила". В феврале 1896 года после утреннего показа "Евгения Онегина" случился пожар, уничтоживший здание театра.

Причиной называли даже выстрел дуэлянтов, но самое главное — это отсутствие в театре противопожарного занавеса. Остановить огонь было невозможно. Рядом с театром была электростанция для освещения театра, под ней огромный резервуар с нефтью. Пожарные защищали резервуар, чтобы не допустить страшного взрыва.

Фото из прошлого: любимцы публики

Киевская опера была сформирована летом 1867 года. Первую постоянную оперную труппу возглавил бывший певец и антрепренер Фердинанд Бергер. Он пригласил на работу в театр многих известных артистов, среди которых Александра Сантагано-Горчакова. Городская дума выделила здание под театр, и 8 ноября 1867 (эта дата стала исторической для Украины) впервые подняла свой занавес киевская опера. Печально, конечно, что здание театра сгорело через 29 лет, на его сцене выступали великие артисты.

Дебютом трупы стала постановка оперы "Аскольдова могила" Алексея Верстовского, которая прошла с аншлагом. Свою лепту в историю оперы внесла Елизавета Лавровская (1845—1919) — любимица киевской публики, певица, вдохновившая Петра Чайковского на создание оперы "Евгений Онегин". А итальянец Сильвио Барбини, был дирижером киевской оперы, впервые поставил в Киеве оперу Чайковского "Мазепа".

В 1874 году впервые была поставлена опера Николая Лысенко "Рождественская ночь", она прошла четыре раза при полном аншлаге. Патриотично настоенная украинская публика была в восторге. В оперном театре бережно хранят архивные фото и документы, по которым можно изучать его историю.

Убийство Столыпина: все помнит старая партитура

Самое драматическое событие в здании Киевской оперы — это, конечно же, убийство премьер-министра Российской империи Петра Столыпина 1 сентября 1911 года, которое изменило ход истории. Все случилось во время парадного спектакля "Сказка о царе Салтане", который давался в честь приезда в Киев царя Николая II. Он приехал на открытие памятника Александру II, на теперешней Европейской площади, в честь 50-летия отмены крепостного права.

Покушение на Столыпина совершил Дмитрий Богров, революционер, анархист, осведомитель полицейской охранки и заядлый игрок. Психологи так и не смогли определить его загадочную личность. После стрельбы в зале его чуть не разорвали зрители. Свои действия он пояснил так: "Мне совершенно все равно, съем ли я еще две тысячи котлет в своей жизни или не съем".

Попасть в театр было нереально — билеты не продавались, приглашение выписывал сам начальник охранки Кулябко. Богров сумел выпросить приглашение на спектакль, сказав, что якобы готовится покушение на одного из сановников и он укажет на убийцу. Он пронес в зал оружие за пазухой, поскольку представителей охранки не проверяли.

"Столыпин сидел в первом ряду на кресле №5, сейчас поменялась нумерация, и теперь это место №18, а Богров был в последнем ряду партера, на месте №406.

Во время второго антракта (представление длилось около четырех часов), Столыпин прошелся по проходу, видимо, чтобы размять ноги, попрощался с военным министром Сухомлиновым и сказал ему: "Как же я вам завидую, что вы уже можете отсюда уйти".

А затем вернулся к своему месту, с кем-то разговаривая, оперся на бортик оркестровой ямы, и в это время Богров подошел к нему и дважды выстрелил из браунинга.

Одна из пуль пробила мягкие ткани руки премьера и попала в ногу одного из музыкантов (он, кстати, потом получал пожизненную пенсию от царя), вторая пуля попала во Владимирский крест на сердце и, срикошетив, тяжело ранила Столыпина в печень", — рассказывает нам архивариус театра Лариса Тарасенко.

Логичным выглядит и тот факт, что, несмотря на слухи о возможном покушении, царя Николая II не посадили в открытую царскую ложу. Во время спектакля он сидел в генерал-губернаторской ложе над оркестром за пару метров до места трагедии.

Во время антракта ему принесли чай, и царь якобы отвернулся, а когда раздались выстрелы, посмотрел в зал. Бледный Столыпин замахал ему рукой, мол, скройтесь и сказал, что он рад умереть за царя. Зал был полон людей, хорошо освещен, Богрова сразу схватили зрители. По приговору военно-окружного суда он был приговорен к смертной казни и повешен в ночь на 12 сентября в Лысогорском форте.

Столыпин скончался через пять дней в клинике Маковского на ул. Маловладимирской (теперь ул. Гончара), хотя к его спасению были привлечены лучшие врачи империи. Брусчатку от театра к клинике устелили соломой, чтобы раненого не трясло на повозке, а позже улицу назвали Столыпинской. Это было уже 12-е покушение на Столыпина, и он завещал похоронить себя там, где его настигнет смерть. Его волю выполнили, похоронив на территории Киево-Печерской лавры, а царь уехал, так и не дождавшись похорон.

В библиотеке оперного театра до сих пор хранится та самая партитура "Сказка о царе Салтане", которая стала немым свидетелем этих событий, поскольку лежала рядом на пульте дирижера. Киевляне приходя в оперу еще долго вспоминали этот случай. Гимназист и будущий писатель Константин Паустовский наблюдал за этим с галерки, а писатель Григорий Григорьев вспоминал, что столкнулся с Богровым в партере, когда тот шел к Столыпину.

Пострадала и первая гимназия, которая должна была получить к своему столетию статус лицея, а поскольку Богров был ее выпускником, это было сочтено не вполне удобным.

Александр Марущак

«Большая черепаха». Перед новым зданием не мог устоять никто, так оно понравилось людям. Автор фото: Александр Яремчук, "Сегодня" 

МинПром

Новини

24 Грудня 2023

Криворізький залізорудний комбінат знизив виробництво аглоруди на 26,1%

ДТЕК розглядає можливість будівництва міні-АЕС на заміну ТЕС

Загальні інвестиції в інфраструктуру дунайських портів вже склали близько 100 млн дол

В Україні зареєстрували три нових індустріальних парки

Світова виплавка чавуну зросла на 0,1%

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

ВСІ НОВИНИ ⇢