Вещие овощи

В римском палаццо Барберини, в Национальной галерее старинного искусства проходит масштабная выставка, посвященная художественному миру знаменитого позднеренессансного художника Джузеппе Арчимбольдо. На ней побывал Андрей Плахов.

Редкостная по представительности выставка (подключены не только итальянские собрания, но и музеи Мюнхена, Стокгольма, Хьюстона, Вены) занятна еще и тем, что показывает живопись Арчимбольдо в контексте работ его современников и немногих последователей. И сразу становится очевидной, например, связь искусства Арчимбольдо с многосторонним гением Леонардо да Винчи.

В ранних парадных портретах главный герой выставки выступает классическим живописцем именно высокой ренессансной традиции. Но еще более явно его связывает с Леонардо пристальный, по сути, научный интерес к физиологии человека, к жизненным структурам и циклам, к удивительным феноменам и тайным законам живой природы, которые начали становиться явными в эпоху Великих открытий.

Сын известного миланского художника Бьяджо Арчимбольдо, Джузеппе вел свою генеалогию от южногерманских переселенцев (и даже сам иногда называл себя Йозефом). Профессиональную школу прошел в Ломбардии, работая вместе с отцом над росписями и витражами Миланского собора и выполняя эскизы гобеленов для собора в Комо.

Но большая часть его творческой жизни прошла при дворах императора Священной Римской империи Максимилиана II в Вене, а позднее в Праге — под опекой Рудольфа II.

Именно там приглашенный италийский художник провел в общей сложности четверть века, развив и доведя до высшей кондиции свое искусство причудливых портретов, составленных из овощей, плодов, листьев, колосьев, цветов, корней, животных и других объектов природного мира.

Самые известные из них складываются в циклы «Четыре стихии» и «Времена года»; Арчимбольдо выполнял по заказу многочисленные вариации последнего, предназначенные для императорских подарков. Он занимался также декорированием дворцовых праздников с волшебными спецэффектами, используя передовую инженерную технику XVI века, а также курировал императорскую кунсткамеру.

Несмотря на то что придворная деятельность Арчимбольдо тщательно задокументирована венскими и пражскими летописцами, в его биографии остается много пробелов, а его плодовитое наследие порождает споры, включая вопросы атрибуции и датировки даже самых знаменитых его работ. Значительная часть их осела в частных коллекциях, многие были утрачены, а имя художника на века предано забвению, оставшись в ряду второстепенных явлений великой эпохи живописи.

Только в 1930-е годы острые курьезы и небанальные композиционные решения Арчимбольдо привлекли внимание современников, поскольку показались созвучными идеям сюрреалистов, дадаистов и даже абстракционистов: с той поры он оказывается официально введен в пантеон больших художников позднего Ренессанса.

Философию, питающую его творчество, по-своему интерпретируют структуралисты, включая Ролана Барта и Умберто Эко: они находят в работах художника инверсии прекрасного и безобразного, а также лингвистические игры художественного языка.

Служба при дворе наложила отпечаток на творчество Арчимбольдо, носившее (если не считать раннего, «соборного» периода) преимущественно светский, развлекательный, галантно-праздничный и эксцентричный характер. Что на самом деле не исключало присутствия в нем более сложных философских элементов — в частности, перекличек с ренессансным неоплатонизмом.

Что касается стиля художника, его гротески, при их кажущемся легкомыслии, несут в себе следы влияния немецкой готики, а их аллегорический язык подчас служит самым серьезным целям — например, репрезентации государственной власти.

Обыгранная в его работах сложная гармония растительного и животного мира, выверенная симметрия стихий и времен находили свое высшее выражение в апофеозе мудрой империи под правлением Габсбургов. Отсюда символы величия — павлин, орел, львиная шкура. Имперскую идею воплощает даже «Вертумн» — составленный из плодов портрет Рудольфа II, уподобленного богу плодородия.

Увлечение императора мистикой и оккультизмом сказалось и на поздней живописи самого Арчимбольдо, хотя первичным все равно кажется живое, почти детское естественно-научное любопытство.

Среди вершин Арчимбольдо — «Библиотекарь», почти кубистический портрет, составленный из книг и являющий собой непревзойденный образец философской карикатуры — сродни сегодняшним интеллектуальным комиксам и авторской анимации. А также натюрморты-перевертыши: жаркое из поросенка, если посмотреть на него снизу вверх (с помощью специального зеркала), превращается в голову насмешливого повара.

А ваза с овощами — в портрет садовника, чей нос напоминает фаллос. Хочешь — воспринимай это как шалость, а хочешь — как ученую аллюзию на культ Приапа, чьи изображения охраняли древнеримские сады-огороды: ребусы Арчимбольдо тем и прекрасны, что игровое многообразие возможных разгадок ограничивается только степенью искушенности зрителя.

Фото: GettyImages.ru 

МинПром

Новини

24 Грудня 2023

Криворізький залізорудний комбінат знизив виробництво аглоруди на 26,1%

ДТЕК розглядає можливість будівництва міні-АЕС на заміну ТЕС

Загальні інвестиції в інфраструктуру дунайських портів вже склали близько 100 млн дол

В Україні зареєстрували три нових індустріальних парки

Світова виплавка чавуну зросла на 0,1%

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

ВСІ НОВИНИ ⇢