В тон черно-белому

На сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко прошла церемония вручения национальной театральной премии "Золотая маска". Рассказывает Сергей Ходнев.

Перед началом церемонии над сценой висели три огромных белых диска с анимированными рожицами, которые, покуда рассаживались зрители, вели между собой нескончаемый разговор. "А нельзя просто сделать хороший спектакль, без мата, без задниц, с красивыми костюмами? — брюзжала одна из них.— Я в театр прихожу отдыхать". Вторая кипятилась: "Театр должен обновляться! Театр нельзя цензурировать!" Третья устало призывала будущих лауреатов говорить покороче и процедуру не затягивать.

Можно было подумать, что этот пролог сулит и в ходе церемонии какой-то разговор — может, серьезный, а может, такой же шуточный — на предмет уж как минимум взаимоотношений театра и общества. В конце концов, устроили же кинематографисты на своей "Нике" совершенно неожиданный каскад фрондерских высказываний — а вокруг театра в последнее время тоже происходило много будоражащего.

Однако на поверку церемония, поставленная Ниной Чусовой, оказалась зрелищем совершенно другого рода. Никакого капустника, никаких настойчивых увеселений в духе некоторых прошлых церемоний, когда вручение "Маски" обставлялось то как цирк с клоунами, то как спортивное состязание, то как малоудачная инсценировка "Мастера и Маргариты". Но и никакой злобы дня тоже. Чистое искусство, ничего больше.

Весь визуальный ряд художница Ксения Перетрухина выдержала в строгой черно-белой гамме: и заставку на огромном круглом экране, и сценический антураж, и костюмы задействованных в церемонии артистов, музыкантов и ведущих (парный конферанс достался актерам Анне Чиповской и Сергею Епишеву).

Лаконичность преобладала не только в спичах лауреатов и репликах ведущих, но и в художественно-зрелищной части: между тематическими блоками номинаций артисты театра "Новый балет" исполняли компактные пластические этюды (тоже в черно-белых тонах), а музыканты Московского ансамбля современной музыки — минималистские пьесы. Впрочем, это была лаконичность на редкость хорошего тона, недешевая и тщательно рассчитанная.

Спору нет, изящество, динамичность, отсутствие помпы и лишней глянцевитости наградному вечеру "Маски" невероятно к лицу. Другое дело, что по настроению в этом образцово красивом и причесанном зрелище все-таки недоставало спонтанности и экспромта. Неотрепетированных и неожиданных моментов, благодаря которым премиальные церемонии, что греха таить, чаще всего и запоминаются, была сущая щепотка.

Так, вручать премии в оперных номинациях пригласили вместе с сопрано Венерой Гимадиевой режиссера Михаила Кислярова, который как раз в эти дни находится в громком конфликте с Камерным музыкальным театром имени Покровского и его музыкальным руководителем Геннадием Рождественским. В таком контексте сардонические остроты господина Кислярова о взаимоотношениях режиссеров и дирижеров в оперном театре (а также его фраза: "Лучшим дирижером для меня был и остается Геннадий Николаевич Рождественский") начинали звучать совершенно вразрез с общим "благорастворением воздухов".

Кое-кто из "вручантов" все-таки умудрялся в отведенный краткий хронометраж аккуратно втиснуть разряжающий эстетскую атмосферу экспромт — как режиссер Марат Гацалов и хореограф Владимир Варнава, разыгравшие абсурдистский мини-скетч перед вручением премии в номинации "Эксперимент".

Наконец, нельзя сказать, что обошлось совсем уж без фронды — только нужна была известная способность улавливать намеки и флюиды, чтобы распознать критические высказывания в адрес государственной культурной политики. Например, директор "Золотой маски" Мария Ревякина, призывая почтить память многолетнего президента фестиваля Георгия Тараторкина, невзначай упомянула среди прочего: "Он говорил, как губительно некомпетентное вмешательство в искусство".

А худрук Театра наций Евгений Миронов, вручавший премии в категории "Драма", обмолвился, что снимается сейчас в роли Ленина — и что совершенно случайно ему вспомнилась сейчас цитата из вождя мирового пролетариата об "изумительной, нечеловеческой музыке": "Часто слушать не могу, действует на нервы, хочется милые глупости говорить и гладить по головкам людей, которые могут создавать такую красоту.

А сегодня гладить по головке никого нельзя — руку откусят, и надобно бить по головкам, бить безжалостно…" (При этом актер как бы оговорился, указав, что так Ленин высказывался о вагнеровском "Тангейзере", а не о бетховенской "Аппассионате", как было на самом деле.) И зал взорвался аплодисментами, будто услышав зажигательное прямое высказывание. Оставляя в стороне собственно премиальные итоги "Маски", приходится констатировать, что умение ловко и красиво пользоваться эзоповым языком, очевидно, снова становится актуальным искусством.

Александринский театр (Санкт-Петербург)

"Лучшая работа художника в драматическом театре" (Николай Рощин, "Ворон").

"Лучшая женская роль второго плана в драме" (Елена Немзер, "Ворон").

Специальная премия жюри драматического театра и театра кукол (Игорь Волков, Виталий Коваленко, Елена Вожакина, "По ту сторону занавеса").

Театр имени Маяковского (Москва)

"Лучший спектакль в драме. Большая форма" ("Русский роман", режиссер Миндаугас Карбаускис).

"Лучшая женская роль в драме" (Евгения Симонова, "Русский роман").

"Лучшая работа драматурга" (Марюс Ивашкявичюс, "Русский роман").

Театр оперы и балета имени Чайковского (Пермь)

"Лучшая работа дирижера в опере" (Теодор Курентзис, "Травиата").

"Лучшая женская роль в опере" (Надежда Павлова, "Травиата").

"Лучшая работа художника по свету в музыкальном театре" (Роберт Уилсон, "Травиата").

МинПром

    

Новини

28 Березня 2024

ЦГЗК модернізував обладнання з випуску окатишів для підвищення працездатності

Оператор ГТС України інвестує в розвиток газотранспортної системи 813 млн грн

За місяць українські споживачі імпортували 74,13 тис тонн плоского прокату

Україна та Польща близькі до укладення угоди щодо розблокування кордону

У 2023 році українська економіка зросла на 5,3%

Залежність України від експорту через Польщу наразі мінімізована

19% усього продовольства у світі викидається – ООН

Бразильська Vale може побудувати завод залізорудних брикетів у США

Суха Балка скоротила чистий прибуток утричі

Китай знову збільшив імпорт нержавіючої сталі

Імпорт сталі у США у лютому знизився на 3,3%

Запоріжкокс капітально ремонтує коксову батарею №2

Рудник Суха Балка знизив прибуток у 4,2 раза

Внаслідок ракетної атаки окупантів пошкоджені всі блоки Бурштинській і Ладижинській ТЕС

На кордоні з Польщею розблокували рух вантажівок у пункті пропуску Угринів-Долгобичув

Експорт морем зменшився через російські обстріли

ВСІ НОВИНИ ⇢