В Большом показали Большой

На Исторической сцене Большого театра в присутствии политического, финансового, культурного и светского истеблишмента страны состоялась премьера фильма Валерия Тодоровского "Большой", который выйдет в широкий прокат 11 мая. Рассказывает Татьяна Кузнецова.

Название "Большой" обманывает массовые ожидания. В фильме нет толченого стекла в пуантах и подрезанных резинок на балетных туфлях (благо, сценаристы фильма не доверились фантазиям Анастасии Волочковой и Николая Цискаридзе). Нет в "Большом" и кислотной атаки, организованной солистом балета на своего худрука (подсказками самой жизни авторы, к счастью, тоже пренебрегли). Собственно, нет и самого Большого — величественного театра-монстра, живущего бурной и многосложной жизнью.

По признанию Валерия Тодоровского, он делал "фильм-роман", и, надо сказать, выдержать неторопливую повествовательную интонацию режиссеру удалось. Флешбэки позволяют проследить путь героинь в заветный Большой через три возрастных этапа: первые шаги в хореографическом училище, выпускной класс и начальные годы театральной карьеры.

Это, конечно, скорее конспект, чем роман,— Валерий Тодоровский признался, что 3,5-часовой фильм ему пришлось сократить до приемлемых двух часов. От этого разные перипетии, которыми сценаристка Анастасия Пальчикова постаралась оживить действие, текущее довольно вяло из-за конфликта хорошего с лучшим (девушки-конкурентки с детства состязаются в честной борьбе, поддерживая друг друга и даже — по разным причинам — уступая друг другу вожделенные роли), обрываются на полпути.

Так, исчезает в момент кульминации история с драгоценными серьгами, которые страдающая деменцией учительница Белецкая (Алиса Фрейндлих) подарила своей любимице Юле (малолетнюю героиню играет Екатерина Самуйлина), про что из-за болезни забыла, а девочку обвинили в воровстве и собирались выгнать из балетной школы. В темпе аллегро пролетает и любовная тема, пропавшая сразу после выскакивания героини из постели партнера, встреченного ею в электричке. Нам потом намекают, что Юля-выпускница (Маргарита Симонова) лишилась девственности накануне дебюта в партии Авроры не из-за истерики, а по большой внезапной любви, но убедиться в этом возможности не дают.

Но, конечно, не в драматургии дело, хотя экзотичные эпизоды вроде состязания пьяных выпускниц в количестве фуэте, происходящего в холле общежития в присутствии десятков орущих соучеников, которые держат тотализатор, доверия не вызывают. Спору нет: балетные девочки пьют (и блюют), как обычные, но шума и демонстративной публичности все же избегают, особенно на территории школы. Обаяние "Большого" — в искреннем восхищении балетными людьми и этой невероятной профессией, которым пронизан фильм Тодоровского.

Видно, что режиссера пленяет буквально все: одежда, привычки, сленг. Валерия Тодоровского завораживают человеческие отношения в этом странном мире, где бытовые разговоры люди ведут, привычно задрав ноги за уши, где физические перегрузки и солдатская дисциплина — норма жизни, где мальчики хватают девочек за ляжки не от похоти, а по долгу службы, где девочки уверены, что теряют девственность не в постели, а от растяжек.

Он изо всех сил старается избежать фальши, и ему это отчасти удается: диалоги вполне естественны, во французской терминологии путаницы нет, балетные люди — и юные, и вышедшие в тираж — выглядят жизнеподобными. Недаром сценаристка Пальчикова год пропадала в труппе, да и на площадке в консультантах недостатка не было — бывший солист Большого Игорь Захаркин часто мелькает в кадре в роли педагога школы. Александр Домогаров со смачной достоверностью сыграл пенсионера–премьера Большого — опустившегося алкоголика, ставящего танцы в ночном клубе города Шахтинска (откуда он и вывозит в Москву талантливую дочь шахтера, тоже алкоголика).

Прекрасна Валентина Теличкина в роли благолепной изуверки с вкрадчивым голосом и ясным ликом — то ли завуча, то ли директрисы балетной школы. Алиса Фрейндлих с гениальной точностью и тонкостью прожила судьбу своего персонажа — старухи-балерины, одинокой перфекционистки, готовой на все ради талантливых учениц, которые заменяют ей собственных детей. Этуаль Парижской оперы Никола Ле Риш легко и естественно сыграл самого себя — мировую звезду на закате карьеры, человека, находящегося в перманентном отчаянии от непонимания, что в этой жизни делать дальше.

Казус случился с главной героиней, хотя на кастинг Тодоровский потратил больше года, сразу установив, что играть балетных артистов должны артисты балета. Свою Юлю он отыскал в Варшаве (выпускница вильнюсского балетного колледжа Маргарита Симонова работает в Национальном балете Польши уже семь лет). И хотя режиссер мудро отказался от демонстрации сценических достижений, ограничившись показом репетиционного сора с сорванными поддержками и пируэтами, в гениальность юной балерины поверить никак не удается.

А вот в ее шахтинское происхождение — легко, и не потому, что героиня неблагозвучно чокает или "некультурно" изъясняется. Повинен ее физический облик: простецкие черты лица, широкие плечи, накачанные икры — пропорции фигуры принадлежат девушке из разряда тех, что в балете именуются рабочими лошадками, берущими свое тяжким трудом. Куда более одаренной выглядит конкурентка гениальной провинциалки, москвичка из состоятельной семьи (ее играет Анна Исаева, уже завершившая танцевальную карьеру),— девушка с разрезом глаз Шемаханской царицы, удлиненными линиями ног и воспитанной стопой.

Балет — искусство телесное, и режиссер, выбрав на роль артистку с внешностью девушки из глубинки, невольно разрушил веру в талант героини, на которой строится вся коллизия фильма. Между тем ничего специфически провинциального нет в облике мировых звезд, проведших детство вдали от столиц,— взять хоть Светлану Захарову, рожденную в Луцке, хоть Владимира Малахова, уроженца Кривого Рога.

Впрочем, едва ли подобные претензии придут в голову тем домохозяйкам, которые в обозримом будущем насладятся по телевизору полноценной, 3,5-часовой версией "Большого". И хотя она, по словам Валерия Тодоровского, будет "совсем другой", тот "Большой", который представили в настоящем Большом (до сего времени таких почестей удостоился один только "Броненосец "Потемкин""), недалеко ушел от мыльной оперы. Ну а собравшаяся на премьеру сановная аудитория удивления не вызывает: у нас балет всегда больше, чем балет.

В "Большом" есть эпизод: старая балерина идет в Кремль, чтобы с помощью Самого Высокого Лица (которое не показывают в кадре) утвердить свою ученицу на роль в выпускном спектакле. И тут к сценаристу никаких претензий — в стране, где директоров Большого назначает премьер-министр и снимает балерина, увольнение балетных премьеров утверждается на уровне правительства, а депутат Госдумы использует Генпрокуратуру для запрета не вышедшего фильма о балерине, иначе и быть не может.

МинПром

    

Новини

19 Квітня 2024

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

Розвиток зеленої енергетики підштовхує світовий попит на мідь

Німеччина готова інвестувати в ключові галузі української економіки

Туск закликав фермерів припинити блокування кордону з Україною

Вже навесні повернуться графіки відключення світла по всій Україні

В березні українська економіка зросла майже на 5%

Безпеку українського морського коридору посилять

Україна отримала від Німеччини енергообладнання на понад 800 тис євро

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

ВСІ НОВИНИ ⇢