Студийная светскость

В Музее Людвига в Кельне показывают выставку забытого фотографа и художника Карла Шенкера "Мастер красоты". Много современного в глянце столетней давности обнаружил специально для "Ъ" АЛЕКСЕЙ МОКРОУСОВ.

Трудно понять, что заставляло людей в начале прошлого века собирать фотографии неизвестных им красавцев и красавиц — видимо, то же чувство охотника-вуайериста, которое движет сегодня завсегдатаями чужих аккаунтов в социальных сетях. Карл Шенкер (1886-1954) сумел воспользоваться страстью к коллекционированию чужих образов.

Сто лет назад он был одним из самых популярных светских фотографов Германии, причем занимался не репортажными съемками (папарацци тогда еще не появились), а студийными.

Его портреты успешных актрис, танцовщиц, газетных знаменитостей и просто красавиц расходились многотысячными тиражами, их печатали иллюстрированные еженедельники и выпускали на открытках, их собирали те, чьи потомки будут позже млеть от толстых глянцевых журналов. Журналисты называли Шенкера "прирожденным ваятелем прекрасных образов" и "режиссером женских головок", но можно было бы и просто — "мастером светских львиц", настолько он уверенно обходился с капризно-поэтичными современницами.

Их фотографии вместе со снимками манекенов, рисунками и обложками журналов кельнский Музей Людвига показывает на выставке "Мастер красоты. Светские образы Карла Шенкера".

Уроженец Сирета в южной Буковине (когда-то город принадлежал Австро-Венгрии, сегодня это Румыния), Шенкер рано увлекся новыми медиа. После переезда семьи во Львов он уже в 1900 году стал членом общества друзей художественной фотографии, в 18 лет участвует в международной любительской фотовыставке в Кракове и получает там серебряную медаль. В каком-то смысле второе место кажется вечным в его биографии — всегда популярен, никогда первый. Но думал ли он об этом, когда открывал ателье в Мюнхене, а затем и на Курфюрстендамм в Берлине?

В немецкой столице он становится популярным, его снимки печатают журналы мод, среди главных заказчиков знаменитое издательство "Ульштайн", среди запечатленных — исполнитель роли Голема Пауль Вегенер и Лени Рифеншталь. Имена же большинства моделей, прикрытых мехами и накидками из шифона и отлично заретушированных, не сохранились до наших дней, в их анонимности есть особая эротичность.

Шенкер женится на ученой из России, химике Ольге Лабенской, а в 1925-м уезжает в Нью-Йорк — несколько работ той поры выставлены в Кельне в виде репродукций, сами оригиналы утеряны, но вырезки из журналов даже лучше помогают понять дух эпохи, склонной к стилизации. Успех в Нью-Йорке напоминал второе место — вроде бы есть, а в то же время Шенкер, ставший в Америке Каролем, занимается в основном рисунком и живописью. Пять лет спустя он возвращается в Берлин и снова открывает фотоателье — как выяснилось, теперь ненадолго.

После 1934-го он пару лет относительно свободно работает в Германии в качестве иностранного фотографа, а затем, как еврей, подвергается запрету на работу в немецкой прессе. Перед войной ему удается уехать в Лондон, где он открывает еще одно ателье и вновь снимает знаменитостей, но былой славы уже не было. В послевоенной Германии о нем не вспомнили (Шенкер стал к тому времени английским гражданином), его уход остался незамеченным, о смерти некогда модного автора, законодателя фотостиля не написала ни одна газета.

Интерес к его наследию возродился четыре года назад, когда известная американская фотохудожница Синди Шерман показала на Венецианской биеннале шенкеровские фотографии кукол. Музей Людвига выкупил коллекцию из ста его работ, всего же в Кельне выставили более 250 экспонатов, в том числе рисованные портреты композитора Джакомо Пуччини и скрипача Яши Хейфеца из Художественной галереи Онтарио в Канаде.

Сегодня фотопортреты знаменитостей исчезают с печатного рынка, их место занял Instagram; герои массмедиа теперь не только сами рассказывают о себе, но и сами себя фотографируют. Хозяин — барин (в большинстве случаев, впрочем, это случай "хозяйка — барыня"), в таком самообслуживании можно открыть немало возможностей для самоидеализирования и самопиара. И все же как приятно, когда этим занимаются другие!

Сто лет назад лица выглядели как-то иначе. Возможно, косметика тогда была другой, а может, когда тебя снимают со стороны, что-то меняется в выражении глаз. Карл Шенкер смотрел на своих героинь как последний романтик, идеализируя, ретушируя и украшая — в хорошем, разумеется, смысле слова.

Алексей Мокроусов

МинПром

    

Новини

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

Через недосконалість санкцій російські металурги стали багатшими на $50 млрд

ВСІ НОВИНИ ⇢