Подробнее Запомнить город


В Киеве показали сердечный театр

14.03.14 , Газета
размер текста:

В Театре на левом берегу Днепра состоялась премьера спектакля "Веселье сердечное, или кепка с карасями". Рассказы московского писателя украинского происхождения Юрия Коваля впервые на киевской сцене поставил Дмитрий Богомазов.

Режиссер признался, что репетировать прозу Коваля, вошедшую в сборник "Чистый Дор", в нынешней ситуации было крайне сложно. Добрейшие сердечные рассказы "детского писателя", коим он сам себя считал, шло вразрез с той накаленной эмоциональной обстановкой, которая царила не только на Майдане, но и в большинстве городов Украины.

"Последние недели и дни просто кощунственной всем казалась сама мысль о предстоящей премьере, – рассказывает режиссер. – Наше настроение разделяли и мой учитель Эдуард Маркович Митницкий, и администрация театра. Всем казалось невозможным в дни революции, во времена жестокого и кровавого противостояния предлагать зрителям Юрия Коваля – с его доброй, тонкой прозой со вкусом счастья, с его любовью к жизни и чутким вниманием ко всем ее проявлениям".

Между тем, в самый канун премьеры, когда улица Институтская, освященная кровью героев, уже была переименована в народе на аллею Славы Небесной сотни, режиссер все же решил играть спектакль:

"У меня появилась уверенность в том, что эта премьера необходима, что какая-то очень глубокая, непостижимая до конца, наверное, даже для меня самого, первопричина подтолкнула к выбору для постановки этого текста. Потрясения последних дней неожиданно открыли внутреннюю логику ряда последних моих работ, которая стала основанием и опорой в выпуске этой премьеры и для меня и для артистов". Что это была за Первопричина – мы догадываемся.

Предыдущими работами Дмитрия Богомазова были "Войцек" Г.Бюхнера (Театр на левом берегу Днепра), автора известного лозунга "Мир хижинам – война дворцам", и спектакль "Morituri te salutant", поставленный по новеллам Василия Стефаныка в Театре им.И.Франко. Название последнего переводится как "идущие на смерть приветствуют тебя" – так римские гладиаторы, идя на смертный бой, чествовали своего Цезаря.

Но в случае со В.Стефаныком это обращение направлено не к Цезарю, а к Всевышнему. Идущие на смерть на Институтской, среди которых преобладали христиане, уж точно рисковали своими жизнями не ради правителей. Слово Бог у многих было написано на щитах. А у кого-то оно, без сомнения, было вычеканено и в сердце.

В нынешних наших событиях много символичного. Много таинственных знаков нам подается, и многие события выстраиваются в непостижимую ранее логическую цепь. Вот и у Дмитрия Богомазова пазл сложился: Войцех, чьи тексты, появляясь на сцене, часто становились предвестием революционных потрясений и разрушений, перешел в В.Стефаныка, повествующего о боли и бренности этого мира, где смерть, как ее не заклинай, преследует нас повсюду. И, наконец - Юрий Коваль с его чистыми, звенящими текстами, в которых любовь к жизни, к людям, превосходит мысли о смерти. Ибо там, где царит любовь, тлену, как и страху, места нет.

"Веселье сердечное…" можно рассматривать как своего рода модель, некий манифест будущей жизни, о которой грезит Майдан. А в него, заметим, теперь превратилась вся Украина, и вся мистерия Майдана, похоже, повторится в противостоянии восставшей за человеческое достоинство Украины и путинской России - паранойя оказалась заразной, засевший в Кремле майор КГБ подхватил ее в общении с нашим бывшим "гарантом". Или "наш" параноик, торгуясь за Украину, заразился безумием у очередного фюрера, угрожающего миру с Востока – это уже не важно, важно самому не подхватить эту опасную для жизни болезнь.

Однако, вернемся к спектаклю. Сын режиссера, театральный художник Петр Богомазов обозначил на сцене два начала, два источника биологический жизни на Земле – Луну и Солнце, чьи лубочные изображения размещены по разные стороны сценического пространства. Первая, как известно, является проводником женской энергии, тогда как изначальное светило, чье сияние отражает Луна, символизирует энергию мужскую; Солнце питает энергией растения днем, Луна способствует их росту ночью. Мы не зря упоминаем о растениях, о земле, с которой они произрастают, ибо действие спектакля происходит в деревне, живущей естественной, а не искусственной, как мы, горожане, жизнью.

Благодаря нехитрой метафоре, возвращающей нас к истокам жизни, обыкновенные, на первый взгляд, отношения простых сельских мужиков и баб обретают в спектакле, если хотите, космическое звучание и наполнение. В деревне же "Чистый Дор", чье название рифмуется с сосновым бором, а существование крестьян с ним соседствует, отношения, как на обитателя мегаполиса, очень даже необычные.

Потому что деревенские жители столь просты, столь бесхитростны, задушевны и наивны в своих отношениях, что напоминают о евангельской заповеди быть чистыми, аки дети. Поэтому всякий, кто попадает в Чистый Дор, становится обитателем земного рая. Вот и Автор (В. Линецкий), приехав в деревню ненадолго, остался в ней на целый год. Встретив в лесу Пантелеевну (Л.Самаева), он не смог отказаться от соблазна войти в ее гостиный уютный дом, где задушевно поет самовар, где готовятся вкусные яства из огородных и лесных даров, где умеющая заботиться о мужчине женщина рассказывает ему на ночь сказки...

Пантелеевна сразу предложила совершенно иной, нежели в зараженном прагматизмом городе подход к жизни: "Оставайся у нас, а потом думать будешь". Чтобы душа переживала сердечное веселье, а не просто дразнилась сомнительными удовольствиями, нужно и жить сердцем, слушать его голос, оставив доводы разума чисто деловой сфере.

Вот так, оставшись в деревне, Автор стал ее счастливым обитателем. Он писал свои рассказы, ходил с деревенскими жителями в гости к их родственниками и знакомым, которые делились не только живыми карасями, используя в качестве аквариума кепку. Жители счастливой деревни щедро делились с гостем мудростью. А мудрость людей, живущих в гармони с миром, с природой, с Богом, наконец, неисчерпаема.

Наполняясь мудростью, Юрий Коваль – а вслед за ним и Театр на Левом берегу Днепра, – щедро делятся ею со всеми нами. Например, для меня, как вегетарианца, было особенно приятно услышать, что свинья "хорошему человеку не нужна". Корова и куры, производящие питательный продукт – да, а свинья, которую нужно убить, чтобы съесть – нет. Любимой же едой одного из жителей Чистого Бора, которого зовут Дядюшка Зуй (В.Горянский), является картошка, потому что "в ней смысла много".

Дядюшка Зуй настолько уважителен, настолько щепетилен в своих отношениях с односельчанами, которые вместе составляют одну большую семью, что даже носит в кармане соль. Зачем? А затем, что если какая-то хозяюшка, угостив картошкой, ее недосолит, тайно источник особого, деревенского "смысла" посолить. Иначе, попросив соли, можно хозяйку обидеть. А еще у него в кармане всегда есть конфеты на тот случай, если ребятишек встретит. Есть и отвертка – вдруг кому-то понадобится помощь в электрическом деле… Чудак!

Но, пожалуй, самое главное, чему учат чудаки из Чистого Бора, так это понимание следующей, вроде теоретически несложной, но непростой для практического воплощения истине: жить надо так, чтобы тебя все любили. Чтобы, когда ты умрешь, все по тебе плакали.

Вадим Дишкант

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи культуры
30.01.18, Коммерсант.ру
Grammy вручены в шестидесятый раз.
30.01.18, Коммерсант.ру
Выставка "Ставки на гласность" в "Гараже".
29.01.18, Сегодня
Почему "Грэмми" так называется и кто в свое время отказался от награды.
29.01.18, Коммерсант.ру
В Нью-Йорке раздали Grammy.
29.01.18, Коммерсант.ру
"Беги, Алиса, беги" в Театре на Таганке.
29.01.18, Коммерсант.ру
Жерар Депардье сыграл Сталина в фильме Фанни Ардан.
28.01.18, Коммерсант.ру
Выставка Родиона Гудзенко в Санкт-Петербурге.
27.01.18, Коммерсант.ру
Вручена кинопремия "Золотой орел".
27.01.18, Коммерсант.ру
Татьяна Алешичева об "Убийстве Джанни Версаче".
26.01.18, Коммерсант.ру
Василий Степанов о новом фильме Мартина Макдоны.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!