Подробнее Запомнить город


Игра в защите

22.03.11
размер текста:

В начале 2000 годов одной из основных тем металлургических конференций и саммитов были санкции, которые ряд стран применили в отношении украинских производителей стального проката. После относительно спокойных 1990 годов зарубежные металлурги при поддержке властей озаботились защитой своих территорий от украинских, российских и других компаний, которые, по их мнению, использовали инструменты неконкурентной борьбы, в том числе демпинг. Что даст отмена антидемпинговых санкций отечественным производителям?

Точечные удары

В итоге антидемпинговых и специальных расследований перед отечественным стальным прокатом фактически был зажжен красный свет на рынках Северной и Центральной Америки, были существенно ограничены отгрузки в Китай и другие страны. "Всем известна цикличность рынка стали – после нескольких лет оживления происходит перенасыщение этого рынка, что безусловно, приводит к новой волне протекционистских мер. Для украинской металлопродукции наиболее негативные последствия принесла волна конца 1990 – начала 2000 годов", – подтверждают в Министерстве экономического развития и торговли Украины (МЭРТ).

В последнее время начался пересмотр мер относительно украинского проката. Так, в феврале 2011 года Республика Перу объявила об отмене антидемпинговой пошлины, которая действовала в отношении холоднокатаного и горячекатаного плоского проката происхождением из Украины с 1999 года. В конце февраля Национальная тарифная комиссия Пакистана завершила свое расследование и решила не применять санкции к украинским металлургам.

"Пакистан – достаточно важный для украинских металлургов рынок, на который в прошлом году было поставлено около 180 тыс. тонн отечественного проката, причем эта цифра далека от рекордной. А вот Перу – удаленная страна, куда наша металлопродукция вряд ли будет экспортироваться в больших количествах. По опыту прошлых лет это 5-20 тыс. тонн проката в год. Но, в условиях глобальной конкуренции, которая из года в год ужесточается, подобные решения открывают украинским предприятиям дополнительные возможности для маневра", – уверен заместитель руководителя департамента по вопросам ГМК центра "Держзовнишинформ" (ДЗИ) Вячеслав Попов.

Однако наиболее привлекательные рынки по-прежнему закрыты для Украины. В первую очередь, это США и Мексика, на территории которых действуют очень высокие пошлины в отношении арматуры, катанки и горячекатаного плоского проката. "Главной причиной введения ограничений этими странами является то, что там есть собственные значительные мощности по производству металлопродукции. К тому же широко используется национальное антидемпинговое законодательство", – говорят в МЭРТ.

В.Попов добавляет, что рынок США всегда был очень привлекательным для зарубежных производителей, так как цены практически на все виды стального проката здесь выше, чем в других регионах. "После введения пошлин в размере от 41,69% до 237,91% на разные виды стальной продукции, произведенной в Украине, отечественные предприятия фактически отстранены от рынка США", – констатирует В.Попов, добавляя, что большинство из этих решений были приняты задолго до того, как Украина получила статус страны с рыночной экономикой и вступила в ВТО. Сегодня отношение к нашим металлургам несколько изменилось, но вряд ли стоит ожидать быстрой отмены пошлин, особенно в условиях возрастающей глобальной конкуренции.

Общие барьеры

Антидемпинговая пошлина – не единственный способ защиты внутреннего рынка. В МЭРТ отмечают, что по итогам антидемпинговых расследований могут быть приняты меры в виде ценовых обязательств экспортера. По итогам антисубсидиарных расследований применяются меры в виде компенсационной пошлины и ценовых обязательств страны-экспортера. Специальные защитные расследования (в случае если поставка продукции идет по рыночной цене, но в объемах, которые наносят ущерб производителям страны-импортера) могут привести к введению специальной защитной пошлины или квотирования. В ДЗИ уточняют, что обычно расследование идет в течение нескольких месяцев, и в его процессе изучаются материалы за 3-5 лет.

Украинские металлурги уже имеют большой опыт работы на международных рынках. Многие предприятия являются частью международных холдингов или, по крайней мере, привлекали средства у западных финансовых институтов. Поэтому они не допускают ошибок, присущих периоду становления рыночной экономики и стараются организовать прозрачную деятельность, в которой практически исключено трансфертное ценообразование.

Кроме того, Украина уже много лет является полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО), что дает определенную "страховку". Поэтому вероятность "нарваться" на антидемпинговое расследование достаточно низка, а вот специальные расследования сегодня – обычное дело, в результате чего металлурги могут получить квотирование поставок или согласиться на самоограничение.

В украинском МЭРТ напоминают, что в 1998-2007 годах действовали экспортные квоты при поставке в США из Украины некоторых изделий из обрезного углеродистого плоского проката. А в 2005-2007 применялись экспортные квоты на отдельные категории металлопродукции, экспорт которой в страны-члены ЕС подлежал лицензированию.

"Следует отметить, что после вступления Украины в ВТО и отмены вышеуказанных и других ограничений, применяемых другими странами в отношении поставок украинской продукции, количество товарных позиций в ежегодных списках товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию, уменьшилось с 442 в 2004 до 154 в 2009 году", – отмечают в Министерстве, добавляя, что в 2010 году закончилось действие двух соглашений между Украиной и Россией в отношении регулирования экспорта плоского холоднокатаного проката и прутков для армирования железобетонных конструкций (арматуры) в РФ.

Однако участники рынка уверены, что украинские металлурги не захотят увеличивать поставки арматуры на рынок северного соседа и согласятся на добровольное самоограничение на уровне прошлогодней квоты – 400 тыс. тонн арматуры. Ведь в противном случае Россия в любой момент сможет инициировать новое специальное расследование.

Нетипичное решение

Некоторые ограничения принесли и выгоду украинским металлургам. В первую очередь, речь идет о покупке сталеплавильных и прокатных мощностей в странах ЕС в середине 2000 годов. Одним из движущих мотивов украинских компаний для получения активов в Европе стало желание обойти квоты на поставку готовой продукции. В результате "Метинвест Холдинг" получил контроль над двумя прокатными предприятиями в Италии и одним в Великобритании, а ИСД приобрел сталеплавильные заводы в Польше и Венгрии. "Желание обойти квоты на поставку плоского проката в страны ЕС также играло не последнюю роль при принятии решений о покупке предприятий в Европе. Помимо всего прочего, благодаря такому решению украинские компании увеличили свою долю на европейском рынке металлопроката, расширили сортамент продукции, клиентскую базу и получили новых стабильных потребителей полуфабрикатов, производимых в Украине", – говорит В.Попов.

После вступления Украины в ВТО квоты со стороны ЕС были отменены, но купленные тогда предприятия продолжают успешно работать. Не исключено, что подобные действия будут актуальны на рынках Ближнего Востока и Северной Африки, ведь местные прокатные заводы импортируют большое количество украинской товарной заготовки и слябов. Из этого региона все чаще звучит мнение о необходимости ограничить круг поставщиков странами арабского мира. Так, в ноябре 2010 года Иордания заявила о необходимости ввести 20% пошлину на импорт стального проката из стран, которые не входят в Арабский союз чугуна и стали.

"Риск проведения антидемпинговых расследований существует в любой стране, где есть действующее антидемпинговое законодательство. Вместе с этим любая информация о вероятном начале расследования является конфиденциальной", – сообщили в МЭРТ. В.Попов добавляет, что на данный момент риск введения заградительных мер высок как в Европе, так и в развивающихся странах. А ведь именно в эти регионы экспортируется существенная часть украинского стального проката.

Даже Турция, которая находится на пороге вступления в Евросоюз, достаточно динамично регулирует ценовую ситуацию на внутреннем рынке с помощью заградительных пошлин. Так, с началом кризиса, в первом полугодии 2009 года, Турция повысила импортные пошлин для РФ, Украины и Китая на горячекатаный рулон – с 5% до 13% , на холоднокатаный рулон – с 6% до 14%.

Не исключено, что подобные действия могут предпринять и другие государства, поэтому очень важной является грамотная юридическая поддержка отечественных экспортеров. Если в начале 2000 годов украинские металлурги в силу разных причин пользовались услугами только одной юридической компании, то сейчас в сфере торгового права в Украине работают несколько юридических фирм. "Необходимо отметить, что в случае защиты интересов украинских производителей на внешнем рынке принципиальное значение приобретает наличие у украинских компаний иностранных юридических представителей, то есть юридических компаний, которые имеют непосредственный опыт работы с соответствующими компетентными органами зарубежных стран", – уверены в Министерстве экономического развития и торговли Украины.

Действующие антидемпинговые, антисубсидиарные и специальные меры в отношении украинской продукции

Название товара Действующие меры Год начала расследования Дата применения окончательных мер (вступление в силу) Дата продления действия мер Срок, до которого действуют меры
Антидемпинговые меры
США
1 Арматура 41,69% 2000 09/2001 08/2007 08/2012
2 Прокат горячекатаный плоский в рулонах 90,33% 2000 11/2001 12/2007 12/2012
3 Катанка – пруток и проволока из углеродистой некоторых сортов легированной стали 116,37% 2001 10/2002 07/2008 07/2013
4 Прокат углеродистый горячекатаный плоский, не в рулонах МК "Азовсталь" – 81,43%; ММК им.Ильича – 155%; другие – 237,91%. 1996 10/1997 10/2009 11/2014
Европейский союз
5 Трубы бесшовные Днепропетровский ТЗ – 12,3%, Никопольский ЗБТ, Нижнеднепровский ТЗ – 25,1%, Никопольский ЗСТ ЮТиСТ, все прочие компании – 25,7%. 2005 06/2006 06/2011
6 Трубная продукция (сварные трубы) Нижнеднепровский ТЗ и Интерпайп НТЗ – 10,7%, другие – 44,1%. 2001 09/2002 12/2008 12/2013
Соединенные Штаты Мексики
7 Арматура 30,5% 1999 09/2000 09/2005 09/2010
8 Горячекатаный прокат (обрезной) 60,1% 2003 09/2005 09/2010
9 Прокат горячекатаный плоский в рулонах 46,66% 1999 03/2000 03/2006 03/2011
Российская Федерация
10 Трубная продукция (трубы малого и среднего диаметра) – на обсадные трубы – 11,4%,
– на подшипниковые трубы – 55,3%;
– на насосно-компрессорные трубы – 18,1%;
– на нефтегазовые и горячедеформированные трубы общего назначения диаметром до 820 мм – 8,9% (для всех предприятий кроме ММК им.Ильича – 0%);
– на котельные трубы – 11,3%.
2004 01/2006 01/2011
Аргентинская Республика
11 Прокат холоднокатаный плоский 71,22% 2001 01/2003 07/2009 07/2010
12 Прокат горячекатаный плоский не в рулонах Меры в размере 360 долл./тонн на условиях FOB 1998 12/1999 06/2006 06/2011
Королевство Таиланд
13 Прокат горячекатаный в рулонах и не в рулонах ММК им.Ильича – 32,17%, другие – 71,52%. 2002 05/2003 05/2009 05/2014
Канада
14 Прокат горячекатаный плоский в рулонах 63% 2001 08/2001 08/2006 08/2011
15 Прокат из углеродистой стали и прокат из высокопрочной низколегированной стали МК "Азовсталь" и другие компании группы "Метинвест" – 15%, другие – 21,3% 2009 02/2010 02/2015
Специальные меры
Российская Федерация
16 Трубы нержавеющие Специальная защитная пошлина – 28,1% от таможенной стоимости 2007 10/2009 10/2012
Источник: Министерство экономического развития и торговли Украины

Артем Ильин

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


новости
17.01.18
16.01.18



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!