Подробнее Запомнить город


Трудресурсы идут в аверс

20.02.09
размер текста:

Экономический кризис опять заставляет украинцев нелегально ехать на заработки в развитые страны, прежде всего в Евросоюз. Подобный массовый поток трудовых эмигрантов из страны наблюдался в 1998-2000 годах. Как показывает опыт прошлых лет, современные остарбайтеры чаще всего не возвращаются на историческую родину.

В результате после окончания кризиса местные работодатели столкнутся с невосполнимым дефицитом трудовых ресурсов. Эксперты оценивает его в один миллион недостающих рабочих рук. Однако при этом они существенно расходятся в прогнозах относительно количества трудовых эмигрантов на 2009 год.

Так, ряд аналитиков полагает, что наоборот, нас ожидает возвращение нелегалов – поскольку на Западе в экономике также отмечается рецессия и рост безработицы. Однако не следует забывать, что там сейчас теряют работу квалифицированные профильные специалисты, например, слесари-автосборщики и банковские служащие. Зато сокращения практически не коснулись мойщиков посуды и оконных окон, а также домашней прислуги, ухаживающей за престарелыми, но состоятельными (по нашим меркам) европейцами. Что объясняется высоким уровнем социальных стандартов в еврозоне.

Например, в Нидерландах пособие по безработице составляет 1200 евро. А рабочий в теплицах по выращиванию знаменитых голландских роз и тюльпанов получает примерно 800 евро. Понятно, что местный гражданин, имеющий от государства право на социальную защиту, предпочтет сидеть дома в ожидании лучших времен, получая при этом в полтора раза больше, чем на неквалифицированной работе. Иное дело нелегал-украинец, который до кризиса получал у себя на родине зарплату в среднем 2000 гривен, а после увольнения оказался перед перспективой жить на пособие, средний размер которого 549 гривен. При нынешнем обменном курсе евро 1 к 12 работа в теплице принесет ему 9600 гривен в месяц. Или почти в пять раз больше, чем он получал в Украине за более сложную и ответственную работу.

Другие эксперты считают, что работу на Западе отправятся искать 30-50% из тех, кто лишится ее на родине. По прогнозу Государственной службы занятости, в 2009 году работу в Украине потеряют порядка трех миллионов человек. Таким образом, количество трудовых эмигрантов составит от 900 тысяч до полутора миллионов человек. Наибольшее желание работать за границей проявляет молодежь до 30 лет - 60%, согласно данным соцопросов. По профессиональному статусу это студенты, инженерно-технические специалисты, управленцы, работники науки и культуры.

Напомним, что до 2004 года на заработки из Украины уехали около семи миллионов человек. Наиболее популярными странами были Россия, Италия и Португалия. Далее следуют Чехия, Греция, Польша, Германия и Норвегия. Однако из Российской Федерации трудовые эмигранты действительно будут вынуждены вернуться. Поскольку там они работали в основном в сфере строительства, которое пострадало от кризиса не меньше, чем в Украине. А только в Москве, по некоторым данным, работало около одного миллиона наших сограждан.

Впрочем, не следует думать, что заработки за границей – исключительно для разнорабочих. Собственники европейских предприятий в условиях кризиса будут искать возможность использовать более дешевый труд украинских металлургов. Этому будет способствовать, в частности, намерение Еврокомиссии ввести единую трудовую визу – так называемую «голубую карту», по аналогии с американской «зеленой картой», для привлечения талантливых трудовых мигрантов в Евросоюз.
К чему это приведет, можно увидеть на примере судостроительной промышленности. Сейчас она испытывает дефицит высококвалифицированных рабочих кадров. Как отмечают на Черноморском судостроительном заводе, нехватка судовых сварщиков, одной из двух основных специальностей в судостроении, сдерживает дальнейшее развитие отрасли. Так, всего в Украине насчитывается 1500 судосварщиков необходимой квалификации. При этом половина находится на заработках в различных странах ближнего и дальнего зарубежья. И это неудивительно, ведь на судоверфях в Финляндии украинские специалисты получают 6 евро/час, в России – 5 евро/час. А в Украине они могут рассчитывать максимум на 3 долл./час. Между тем только на ЧСЗ в 2008 году для освоения запланированных объемов производства требовалось 350 новых судосварщиков.

В свою очередь, Украина в среднесрочной перспективе тоже столкнется с заменой местных трудовых ресурсов на более дешевые импортные. Сначала на низкооплачиваемые вспомогательные специальности, а потом и на требующие более высокой квалификации, будут постепенно приходить вьетнамцы, китайцы и другие выходцы из Юго-Восточной Азии. В это сложно поверить, но украинские зарплаты кажутся им заоблачно высокими, а условия жизни – просто райскими по сравнению с исторической родиной. И этот процесс уже начинается. Так, по данным Госкомстата, за 11 месяцев 2008 года из Украины выбыло 20844 человек, прибыло – 33546. Прирост составил 12702 человека.

Большинство эмигрантов продолжает поддерживать связи с родственниками. Однако возвращаться в обозримом будущем мало кто планирует – в силу слишком большого дисбаланса между уровнем жизни там и здесь. «Пока не депортируют – буду работать» - такой ответ от приезжающих можно услышать наиболее часто относительно планов на будущее. При этом многие трудовые нелегалы при первой возможности инвестируют средства в покупку домов и квартир в крупных городах Украины – на случай депортации и возвращения. Ежегодный приток средств, поступавших таким образом от остарбайтеров в 2006-2008 годах, оценивается в 19 миллиардов евро. Это с учетом средств, поступавших родственникам в виде денежных переводов.

Ранее наибольшее количество мигрантов выезжало на заработки из западноукраинских областей. Что связано со слабым развитием промышленности в этих регионах, а также с тем, что именно с запада Украины в основном эмигрировали в предшествующие исторические периоды. Однако теперь, по мнению экспертов, акцент эмиграции сместится в восточные регионы, которые ощутившие наибольшее влияние экономического кризиса в виде падения объемов производства и сокращения персонала на предприятиях.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!