Подробнее Запомнить город


По недрам - молотком. Аукционным

17.02.09
размер текста:

Кабинет министров утвердил порядок выдачи в 2009 году лицензий на недропользование. Чиновники заверяют, что он прозрачнее и проще, чем прошлогодний. Но то же cамое они говорили и в предыдущие годы. Тем временем, пока процедура продажи на аукционах специальных разрешений (лицензий) на пользование недрами не будет прописана законодательно, особой пользы от них не получат ни государство, ни искатели полезных ископаемых.

Согласно нынешней практике, порядок проведения аукционов по продаже лицензий на недропользование Кабинет министров пересматривает ежегодно, а то и по нескольку раз в год. Но результат все равно получается такой же, как в басне "Квартет": мол, вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь. Аукционные торги не обрели популярности среди недропользователей по двум причинам. Во-первых, сложилось устоявшееся мнение, что хорошие участки на торги почти не выставляют, а те, что выставляют, как правило, удается купить тем претендентам, к которым благоволит Минприроды. Во-вторых, в самом порядке заложено достаточно лазеек, через которые можно получить спецразрешение и без аукциона. Для многих соискателей разрешений этот путь кажется проще и короче.

Например, в прошлом году через аукционы продано лишь 70 лицензий на недропользование, а по внеаукционной процедуре роздано более 200, что наводит на мысль о том, что руководство Минприроды, вполне возможно, сделало из торгов ширму для прикрытия своих коррупционных схем. Не лучше была ситуация и в предыдущие годы. Президенту даже как-то пришлось своим указом вообще прекратить на 5 месяцев проведение аукционов, вследствие многочисленных жалоб участников на предвзятое отношение чиновников Минприроды.

Не удивительно, что план бюджетных поступлений от недроаукционов в 2008 году был сорван. Он предусматривал заработок как минимум 150 млн грн., тогда как Министерству охраны окружающей среды удалось выручить лишь около 73 млн грн., то есть даже не пол суммы. Да и средняя цена -- один миллион гривен за одну лицензию -- не вдохновляет. Но рассчитывать на большее правительство не могло исключительно по собственной вине, поскольку вся процедурная документация для проведения аукционов была разработана лишь к апрелю, а непосредственно торги стартовали осенью. Таким образом, до конца года удалось провести лишь 4 аукциона с соответствующим результатом.

Прошлогодняя неудача, однако, не поколебала оптимизма Кабмина. На 2009-й оно запланировало собрать на аукционах по продаже спецразрешений на недропользование те же 150 млн грн. Но пока события развиваются по сценарию повторения ошибок минувшего года. Порядок проведения недроаукционов на 2009 год был заслушан и в целом утвержден на заседании правительства еще 21 января, но после этого прошло уже несколько недель, а документ официально так и не опубликован. В Минприроды утверждают, что виной такой задержки является всего лишь техническая правка текста, но, похоже, в кулуарах Кабмина все еще ведется борьба за внесение последних, отнюдь не грамматических, изменений в данное постановление.

Самая спорная его часть - это перечень случаев, при которых разрешается выдавать лицензии на недропользование без аукционов. Прошлогодний порядок предусматривал 14 таких возможностей. В нынешнем, по словам министра охраны окружающей природной среды Георгия Филипчука, осталось только 5 таких пунктов. Они, в частности, касаются добычи питьевой воды для нужд жилищно-коммунального хозяйства; разведки и добычи полезных ископаемых госпредприятиями за государственные средства; расширения территории деятельности для компаний, которые уже обладают правом пользоваться тем или иным участком, а также разведки и добычи природного газа, используемого исключительно для нужд населения. Впрочем, и этих пяти исключений достаточно, чтобы наиболее привлекательные подлицензионные участки разошлись в узком кругу. А ведь не исключено, что в конечной редакции постановления к ним добавится еще пункт-другой.

Одна из главных проблем аукционной торговли разрешениями на недропользование как раз в том и состоит, что более-менее интересные участки редко доходят до открытых торгов. Если просмотреть сводки по аукционам последних годов, то видно, что главными объектами продажи там выступали месторождения стройматериалов, питьевых и минеральных вод, реже -- нефтегазовые, почти никогда -- рудные или угольные залежи. Обусловлен такой выбор приоритетов исключительно волей чиновников из Министерства охраны окружающей среды. И он наводит на мысль, что не всегда эту волю можно считать доброй.

В качестве иллюстрацию к данному тезису годится спор за Сахалинское газоконденсатное месторождение в Харьковской области (одно из крупнейших в Украине), лицензия на которое находится сейчас в подвешенном состоянии, но на торги ее упорно не выставляют. Несмотря даже на то, что компания "Укрнафта" уже заявила о готовности заплатить за нее не менее 300 млн грн., то есть вдвое больше, чем предусматривает бюджетный план годовых поступлений от недроаукционов. Однако в "Укрнафте" опасаются, что Минприроды уже приняло решение без аукциона отдать сахалинскую лицензию некой компании "Укрнефтебурение", которая была приведена на это месторождение группой народных депутатов еще в 2004 году, хотя позже вследствие ряда судебных исков приостановила здесь работы.

Некоторый оптимизм вселяет тот факт, что в 2009 году проведением аукционов будет заниматься не само Минприроды, а специальный комитет, в состав которого входят делегаты от различных министерств и ведомств, в том числе и руководитель Государственной контрольно-ревизионной службы Николай Сивульский лично. Но безаукционная выдача лицензий все равно остается прерогативой Министерства охраны окружающей природной среды.

Не упускают случая вставить свои палки в колеса недропользователям и местные органы власти власть -- начиная с областных губернаторов и заканчивая главами сельсоветов. В последнее время участились случаи, когда местные облгосадминистрации отказывают добывающим компаниям в согласовании лицензий, фактически шантажируя их требованиями вкладывать деньги в региональные социальные проекты. А без такого согласия нельзя ни выставить лицензию на расположенные в соответствующей области участки на аукцион, ни передать права на их исследование или разработку по безаукционной процедуре. Как утверждает глава Минприроды Георгий Филипчук, согласование участков месторождений с местными советами является наиболее сложным заданием для министерства при проведении аукционов. Правда, он надеется, что в связи с финансово-экономическим кризисом и необходимостью обеспечить наполнение местных бюджетов региональная власть теперь будет более охотно сотрудничать с его ведомством.

Более радикально призван решить эту проблему подготовленный правительством проект закона об отчуждении частных земельных участков для общественных нужд, зарегистрированный в Верховной Раде в конце января. Разработка месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения входит в число объектов, под которые могут отчуждаться земли. Надо лишь дождаться, чтобы этот закон приняли. Тогда он станет довольно серьезным инструментом давления на несговорчивые местные советы.

Аналогичным юридическим инструментом борьбы с коррупцией в высших эшелонах власти потенциально призвана стать новая редакция Кодекса "О недрах" -- как универсальный документ, регламентирующий не только порядок выдачи лицензий, но и взимание платы за недропользование, отношения между добытчиками полезных ископаемых и государством, экологические аспекты и т.п., причем исходя из современных обстоятельств, а не с позиций 1994 года. Именно тогда и был принят действующий сегодня в Украине Кодекс "О недрах". Последняя попытка утвердить его в новой редакции имела место еще в 2006 году, но успехом не увенчалась. После этого в ходе парламентских и правительственных ротаций обновленный вариант Кодекса "О недрах" попросту затерялся где-то в недрах двух ветвей власти. Извините за каламбур.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
13.02.19, Ярослав Ярош
25 февраля собрание акционеров Днепровского металлургического завода намерено утвердить привлечение кредита Ощадбанка на сумму до 30 млн долл. С большой вероятностью средства с этой линии пойдут на финансирование строительства машины непрерывного литья заготовок. Проект анонсировал в 2017 г. еще старый хозяин ДМЗ – российский холдинг "Евраз". Новый владелец завода Александр Ярославский не отказался от задумки.
08.02.19, Игорь Воронцов
Производство металлоконструкций в Украине по итогам 2018 г. вернулось к уровню 2011-2012 гг. Несмотря на уверенный рост показателей, многие участники рынка оценивают прошедший год как менее успешный, чем предыдущий, и констатируют, что подъем в 2019 г. будет ограничиваться скромными возможностями национальной экономики.
25.01.19, Ярослав Ярош
В течение февраля национальная компания "Энергоатом" планирует провести серию общественных слушаний в 9 областных центрах Украины относительно достройки третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС и их влияния на окружающую среду. Это означает, что один из крупнейших долгостроев в истории Украины снова пытаются вернуть в активную фазу. Согласно последним подсчетам проект будет стоить 72,4 млрд грн. Его основная цель – увеличение экспорта электроэнергии в ЕС.
23.01.19, Игорь Воронцов
Увеличение спроса в ряде регионов мира толкает вверх закупочные цены на стальной лом. В результате существующая в Украине экспортная пошлина в размере 42 евро/тонну перестает выполнять свою задачу – обеспечение стабильной работы украинской металлургии, стратегически важной отрасли для национальной экономики.
18.01.19, Игорь Воронцов
Чушковый чугун по итогам января-ноября 2018 г. оказался "палочкой-выручалочкой", вытянувшей в позитивную динамику весь экспорт украинской металлопродукции. Однако и в этом сегменте украинским металлургам становится все сложнее находить сбыт на внешних рынках. К традиционным конкурентам в лице россиян добавились производители из Ирана, Индии, Бразилии.
15.01.19, Ярослав Ярош
Под конец 2018 г. украинский рынок металлолома погрузился чуть ли не в дзен: покупатели не метались из-за нехватки запасов, продавцы наслаждались хоть и медленным, зато стабильным ростом цен. Но любая идиллия недолговечна, а эта тем более. Нынешняя сбалансированность на внутреннем рынке опирается только на одну ногу – административно-тарифное регулирование. Вторая – эффективность ломозаготовки – продолжает хромать.
08.01.19, Игорь Воронцов
Регион Юго-Восточной Азии не входит в число основных рынков сбыта для украинских металлургов. Но растущий торговый протекционизм в ЕС и обострение конкуренции в регионе MENA (Ближний Восток и Северная Африка) делают ЮВА привлекательным для производителей, желающих поддержать и нарастить стальные продажи.
04.01.19, Ярослав Ярош
Украинские производители подшипников празднуют промежуточную победу. В декабре Межведомственная комиссия по международной торговле возбудила антидемпинговое расследование против импорта подшипников с цилиндрическими роликами происхождением из Казахстана. Но конечной мишенью в этом деле является российский холдинг ЕПК, чья продукция давно мозолит глаза Харьковскому подшипниковому заводу – инициатору расследования.
27.12.18, Игорь Воронцов
Рост стоимости активов в мировом горно-металлургическом комплексе и оживление процессов M&A свидетельствуют о подъеме и окончательном завершении кризиса в отрасли. При этом "болезни", которые к нему привели, никуда не делись: избыточные сталеплавильные мощности по-прежнему велики, а барьеры торгового протекционизма в уходящем году стали еще выше.
21.12.18, Ярослав Ярош
В 2018 г. большая приватизация снова провалена. И несостоявшиеся торги по "Центрэнерго" – как кислая вишенка на этом приевшемся торте. Правительство, возможно, даже отправит в отставку и. о. главы Фонда госимущества Виталия Трубарова. Не особо веря, что кадровые перестановки кардинально изменят ситуацию. Ведь у предшественника Трубарова тоже ничего не получилось. Да и накануне избирательной кампании в стране на эту стратегическую должность придется искать такого же временщика. Серьезные ставки пойдут уже после выборов.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!