Подробнее Запомнить город


Угроза REACH

30.09.08
размер текста:

У нашей экономики не так давно появился новый вызов, который может оказаться серьезнее проблем с антидемпинговыми расследованиями и квотами, донимавшими отечественных производителей до сих пор. Речь идет о европейском химическом законодательстве REACH. Регламент вступил в силу еще с 1 июня 2007 года, но в Украине до сих пор оставался почти незамеченным.

В основу данной системы, названной REACH (Registration, Evaluation, Authorisation and Restriction of Chemicals - Регистрация, Оценка и выдача Разрешений на производство и использование Химических веществ), положены следующие элементы:

- регистрация химических соединений;
- оценка технического досье и/или вещества;
- выдача разрешений на размещение на рынок и использование;
- ограничения на производство, размещение на рынке и использование;
- согласованная классификация и маркировка;
- доступ к информации.

REACH – достаточно сложный и длительный процесс, рассчитанный на десять лет. Основными его этапами являются:

- 01 июня 2008 - 01 декабря 2008 – предварительная регистрация (подача Регистрационного досье). Проводится идентификация химических веществ, подлежащих регистрации, в продукции каждого отдельного предприятия (юридического лица). С 01 декабря 2008 года начнут вводиться ограничения на импорт в ЕС незарегистрированной продукции. Успешная предварительная регистрация дает возможность беспрепятственно поставлять продукцию на рынок ЕС до 2010 года.

- 01 декабря 2008 - 01 декабря 2010 – оценка (подготовка Технического досье). Осуществляется оценка в сертифицированных лабораториях ЕС поданных на этапе предварительной регистрации технических документов. Конечный срок сертификации для веществ, поставляемых в объеме свыше 1000 тонн в год.

- 01 июня 2013 - конечный срок сертификации для веществ, поставляемых в объеме от 100 до 1000 тонн в год.

- 01 июня 2018 - конечный срок сертификации для веществ, поставляемых в объеме от 1 до 100 тонн в год.

Основными инициаторами введение REACH были влиятельные европейские «зеленые» организации, которые требовали усилить контроль над вредными химическими веществами, содержащимися в различных товарах, поступающих на рынок ЕС. Конечная цель закона — вывести из оборота наиболее опасные для здоровья химические вещества путем их замены на безвредные аналоги.

Новое химическое законодательство направлено на регулирование производства и использования химических веществ внутри Европейского Союза, непосредственно затрагивает широкий круг производителей в различных отраслях промышленности, импортеров, дистрибьюторов и потребителей химической продукции в странах Сообщества. При этом существенное влияние будет оказано и на компании стран вне Евросоюза, осуществляющих экспортные поставки своей продукции на европейский рынок.

Предполагается, что в рамках данного Закона на протяжении 10 лет (с 2008 по 2018 гг.) необходимо будет пререгистрировать и зарегистрировать не менее 30 000 «существующих» и «новых» химических соединений. Требования REACH, которым должны будут следовать производители/импортеры/потребители химической продукции, зависят от опасных свойств рассматриваемых веществ, их воздействия на окружающую среду и здоровье населения, а также предполагаемых масштабов их производства и использования. Без регистрации конкретное химическое вещество не будет разрешено для производства, импорта, продажи и использования на территории стран Европейского Союза.

Обязанность проходить первоочередную регистрацию и составлять специальные досье распространяется на предприятия, поставляющие в ЕС свыше 1 тонны определенного вещества (в чистом виде или соединениях) в год. На товары с химическими веществами, обладающими особо опасными свойствами (канцерогенность, мутагенность, токсичность, способность к бионакоплению), необходимо будет получить разрешение на импорт, использование и введение на рынок.

Ответственность за реализацию основных аспектов Закона REACH будет нести Европейское Химическое Агентство (ЕСНА, ЕХА), которое создается в Хельсинки, Финляндия. До начала практической деятельности нового Агентства (1 июня 2008 года) Европейская Комиссия в тесном сотрудничестве с государствами-участниками, промышленностью и другими заинтересованными сторонами выполняла подготовительную работу по реализации Закона REACH.

Стоимость регистрации химических веществ составляет от 30 тыс. до 1 млн. евро в зависимости от количества и сложности токсикологических тестов. Исследования должны проводиться исключительно в сертифицированных лабораториях ЕС. Принципиальным новшеством закона является то, что отныне фундаментальные химические исследования начнут проводить не за счет государственных институтов, а за счет поставщиков продукции на рынок ЕС. К примеру, бюджет по подготовке к REACH крупных мировых экспортеров химической продукции составляет около 50 млн. евро в год. Европейская Комиссия оценила общие административные расходы на 11-летний адаптационный период внедрения REACH в 2,3 млрд. евро, а непосредственные расходы предприятий, связанные с процессом регистрации и исследованием химических веществ, в 2,8-3,6 млрд. евро, допуская, что они могут увеличиться до 5,2 млрд. евро.

REACH является внутренним законодательство ЕС, которое формально не затрагивает интересы нерезидентов, но только до тех пор, пока они или их товары не пересекают границы Евросоюза. Поскольку страны Европейского Союза являются одним из ключевых рынков сбыта украинской продукции (в первую очередь ГМК и химического комплекса), все украинские экспортеры автоматически попадают под действие данного законодательства.

Поэтому, на сегодняшний день, практически все компании ГМК Украины обеспокоены возможными последствиями от введения ограничений для доступа своей продукции на рынок ЕС. Однако пока что лишь отдельные крупные отечественные экспортеры собирают максимально полную информацию о требованиях REACH, ведут консультации с соответствующими государственными органами и независимыми консалтинговыми компаниями, в том числе европейскими. В частности, Никопольский, Стахановский и Запорожский ферросплавные заводы решили присоединиться к консорциуму при IMnI (Международный институт марганца) и будут проходить все процедуры совместно с европейцами. Также процессом активно заинтересовались Запорожсталь, ММК им. Ильича, предприятия Индустриального союза Донбасса, Метинвест Холдинга и Интерпайпа.

Большинство же мелких и средних экспортеров никаких активных действий по решению этой проблемы не предпринимают. Основная причина кроется в сложности и дороговизне этого процесса. Указанная регистрация может создать серьезные финансовые проблемы для этих предприятий. Поэтому, вполне логично, что они надеются на хоть какую-то помощь от государства. В связи с этим, при Кабинете Министров был создан Центр координации и консультаций REACH. Но, к сожалению, украинские чиновники пока что сами только пытаются разобраться в требованиях REACH и еще не готовы оказывать полноценную помощь экспортерам.

Но существует еще одна не менее значимая причина, которая сдерживает процессы REACH в Украине. Дело в том, что пока не все предприятия понимают, что после введения новых норм они могут потерять европейский рынок. Компании, не подавшие заявку до 01 декабря 2008 года, не смогут поставлять свою продукцию на рынок ЕС. Конечно, никто не запрещает регистрировать свою продукцию после этой даты. Однако важно помнить – несвоевременная регистрация автоматически ведет к потере доли рынка и, соответственно, к потере прибыли.

Поэтому, мы считаем, что все предприятия Украины (на которые тем или иным образом распространяется законодательство REACH) и, в первую очередь, правительство должны в кратчайшие сроки перейти к фазе активных действий. Ведь процедура предварительной регистрации официально началась уже с 01 июня 2008 года.

Однако некоторые эксперты целенаправленно стараются затормозить этот процесс, делая провокационные заявления относительно протекционистского характера данного закона, возможного сокращения объемов экспорта из других стран и даже обвала европейского рынка металлопродукции. Данные заявления выглядят, по меньшей мере, недальновидными. Ведь под требования REACH попадают, в первую очередь, как раз предприятия стран ЕС. И то, что законодательство REACH частично напоминает ранее действовавшие экологические законы ЕС, еще не дает права сетовать на протекционистский, а уж тем более на дискриминационный характер данного законодательства. Кроме того, практически все европейские производители активно высказывались против принятия REACH, но этого оказалось недостаточно для отмены или хотя бы отсрочки данного проекта. Что касается обвала европейского рынка металлопродукции, то его однозначно не последует по причине того, что органы власти ЕС достаточно прагматичны, чтобы этого не допустить и, к тому же, металлопродукция содержит относительно немного вредных для здоровья людей химических соединений.

Относительно украинского рынка металлопродукции, из-за существующей неопределенности, сейчас сложно сделать достоверный прогноз на счет того, как повлияют условия REACH на объемы экспорта украинского металла на рынок ЕС. Но мы считаем, что на объемы продаж существенного влияния не будет, так как металлопродукция, как уже отмечалось, содержит сравнительно немного вредных химических соединений. Что касается цен, то, вполне возможно, что производители попытаются немного повысить их, чтобы компенсировать свои затраты на регистрацию продукции. Но, при этом, необходимо понимать, что ценообразование – процесс рыночный и на него влияет множество факторов, главными из которых являются спрос и предложение. Поэтому выделить в будущей цене металлопродукции какую-то часть, которая образовалась вследствие REACH, практически невозможно.

Таким образом, на данном этапе уже поздно размышлять о целесообразности либо нецелесообразности REACH. Данный закон вступил в силу, и хотим мы этого или нет, но попадаем под его действие. В средне- и долгосрочной перспективе введение REACH повлияет не только на экспортеров, но и на производителей, ориентированных на внутренний рынок Украины. Поэтому, Украине, которая на нынешнем этапе является простым реципиентом устанавливаемых другими государствами правил, необходимо учиться реагировать быстрее на новые вызовы и искать адекватное проблеме решение. В противном случае наши позиции на мировых рынках могут сильно пошатнуться.




... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
19.09.18, Павел Вернивский
Недавняя новость: Беларусь отказалась от кредитов Международного валютного фонда. Возможно, многим данный факт не покажется чем-то особенным, но можно вспомнить и Польшу, которая приняла аналогичное решение годом ранее. Почему же мы так зависим от этой организации? Если названные страны отказались от кредитов МВФ, способна ли и Украина поступить так же? И если подобное невозможно сегодня, то как сделать это реальным в будущем?
17.09.18, Игорь Воронцов
Скупка наличной валюты населением через официальные обменные пункты в августе вернулась к кризисным значениям января-февраля 2015 г. Означает ли это, что всем нам следует готовиться к обвалу курса гривны, МинПром выяснил с помощью экспертов.
14.09.18, Максим Полевой
У "Днепроспецстали" в 2018 году возникли трудности из-за ослабления спроса, подорожания сырья и энергоносителей. Это привело к росту импорта нержавейки в Украину, тем более что ее мировое производство активно растет.
10.09.18, Игорь Воронцов
Серьезные изменения наметились в стальном балансе Турции, а это один из наиболее важных рынков сбыта для украинских металлургов. Смогут ли они воспользоваться благоприятной ситуацией, станет ясно ближе к концу года. Тем более что по-прежнему существует ряд внутренних факторов, сдерживающих развитие отрасли.
07.09.18, Анна Ганзенко
Очередная эпопея с доставкой по Днепру херсонских арбузов киевским покупателям снова напомнила, что отрасль речных грузовых перевозок в Украине еще существует. Однако беспристрастная статистика свидетельствует, что небывалый общественный интерес к барже с арбузами, за передвижением которой и в прошлом, и в этом году, следили чуть ли не все ведущие масс-медиа страны, так и не смог убедить законодателей своевременно предоставить отрасли более комфортные условия для возрождения былого потенциала.
05.09.18, Игорь Воронцов
Новое падение курса гривны в этом году началось даже раньше, чем в прошлом. При этом Национальный банк Украины традиционно рапортует, что фундаментальных причин для обесценивания гривны нет. Тем не менее она уже благополучно потеряла 10% своей стоимости за последние 1,5 недели.
03.09.18, Ярослав Ярош
В конце августа Украина подала сразу 2 апелляции на решения Всемирной торговой организации: по кейсу DS 499 о поставках железнодорожных вагонов в Россию и по кейсу DS 493 об импорте российской аммиачной селитры. Прецедентов, когда ВТО меняет свое первоначальное мнение, немного. Но время мы потянуть можем, и особенно в споре вокруг удобрений это имеет существенное значение.
29.08.18, Максим Полевой
Европейские чиновники говорят, что ЕС окончательно оправился от последствий экономического кризиса 2008 года. Помешать укреплению тренда могут капризы президента США Дональда Трампа и выход Великобритании из Евросоюза.
23.08.18, Ярослав Ярош
Еще продолжается лето, но уже через два месяца на страну обрушится отопительный сезон. И в правительстве смутно занервничали по поводу запасов топлива на складах. Ведь если с закачкой газа в подземные хранилища все идет по плану, то с накоплением энергетического угля – пора объявлять аврал. Украина серьезно отстает от прошлогоднего графика поставок. В конце июля этот разрыв достигал почти 40%, сейчас сократился до 20-25%, но вряд ли его удастся ликвидировать полностью до первых холодов.
20.08.18, Максим Полевой
Президент Реджеп Тайип Эрдоган обещает не уступать давлению со стороны США, но Турции будет непросто выдержать длительный политический конфликт со странами Запада. Более того, усиление "турецкого кризиса" способно сказаться и на украинских экономических интересах.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!