Подробнее Запомнить город


Украинский оттенок дракона

13.02.09
размер текста:

В январе 2009 года правительство Китая дало старт широкомасштабному плану поддержки национальной металлургии. Общая стоимость реализации плана – почти 600 млрд долл. При этом многие озвученные мероприятия рассчитаны на долгосрочное воплощение. Старт плана уже привел к активизации цен на металлопродукцию в КНР. А это – в свою очередь – открывает новые возможности для металлургов Украины на китайских металлорынках, откуда «наши» были окончательно вытеснены несколько лет назад.

Вокруг программы

Китайская программа базируется на отсутствии прямой поддержки меткомпаний – иначе это было бы против правил Всемирной торговой организации. А последнее, скорее всего, привело бы к таким раздраженным действиям зарубежных партнеров Китая, как компенсационные пошлины на продукцию черной металлургии КНР.

Еще один краеугольный камень китайской металлургической программы – поддержка внутреннего металлопотребления. Так, кроме уже принятой в прошлом году масштабной программы инвестиций в развитие инфраструктуры, теперь это также и ряд мер по стимуляции спроса на автомашины и быттехнику. Кроме того, для поддержки новых научно-внедренческих разработок в области металлургии, предполагается создать специальный фонд, средства которого будут выделяться и при модернизации меткомбинатов. Власти страны пообещали и впредь содействовать закрытию устаревших производств, а также поощрять консолидацию в черной металлургии.

Экспортерам же стали и проката гарантирована «более гибкая политика пошлин». Есть основания считать, что при экспорте металла с высокой добавленной стоимостью будет восстановлена практика возврата большей части местного аналога НДС.

И, по сообщениям источников в Китае, принятие подобной программы уже подталкивает местных металлургов снова наращивать объемы выпуска и увеличивать загрузку мощностей. Пошли «вперед» и цены: так, к концу января 2009 года отечественный горячекатаный прокат можно было продать в КНР по 440-460 долл./тонн C&F (а это заметно больше, чем было даже в начале месяца). Для сравнения, аналогичная продукция из России, Южной Кореи и др. сейчас стоит на китайских рынках до 450-500 долл./тонн C&F. И уже к концу февраля местные производители намерены довести внутренние цены на свою продукцию до 600 долл./тонн ex-works и более. Для сравнения, стоимость украинского горячекатаного рулона при поставках в Турцию, а также страны Европы и Ближнего Востока сегодня составляет 380-410 долл./тонн FOB.

Иногда они возвращаются

Совокупное мнение отраслевых специалистов состоит в том, что в нынешней ситуации на азиатских рынках и, в частности, на рынке Китая самыми успешными оказались южнокорейские компании. Причина в том, что они воспользовались следующим: национальная валюта вона, девальвировала относительно доллара США заметно больше других основных региональных валют. Так, японская корпорация Toyota (которая, наверное, впервые в 71-летней истории закончила год с убытком) даже заявила: в нарушение неписаной традиции для своих заводов в Таиланде и Индонезии будет закупать плоский прокат не только у внутреннего производителя, но и у корейской Posco.

Однако – что же мешает нашим металлургам подобным образом воспользоваться девальвацией гривны? Да ничто. И они уже пользуются – притом относительно успешно. Притом в работе с той таки КНР.

Напомним, что поставки металла из Украины были окончательно вытеснены с китайского рынка примерно 3 года назад. До того же это было одно из «лакомых» сбытовых направлений: потребители Юго-Восточной Азии (ЮВА; включая Китай) «забирали» 1/3 отечественного металлоэкспорта (в среднем по всем товарным группам). Например, в 2003 году в страны ЮВА было продано около 8,8 млн тонн украинского металла, в том числе 3,6 млн тонн в КНР. Но уже в позапрошлом году это было всего 3,6 млн тонн – и ноль на китайский рынок. Притом вытеснение из ЮВА во многом означало для поставщиков нашей страны переориентацию на Ближний Восток.

И вот сейчас, что называется, наши возвращаются. Как можно заметить в первом разделе нашего анализа, товар из Украины явно дешевле аналогов (в том числе тех, что происхождением из Китая). А это – прямой путь к формированию отечественными металлургами нового плацдарма на местном рынке. В частности, аналитики уже сообщают нам о поставках в КНР горячекатаного рулона Мариупольского металлургического комбината им. Ильича. На самом комбинате подтверждают: есть такое дело; притом в начале года тамошние небольшие меткомбинаты сильно сократили производство. Равно как и группа «Метинвест», по оценкам экспертов, ныне проявляет интерес к китайскому рынку. Так, наш высокопоставленный источник в Министерстве промышленной политики не преминул отметить, что данная группа сегодня весьма активно прорабатывает варианты экспорта в Китай.

Кстати, дополнительный плюс-фактор украинского «реванша» на металлорынках КНР – наблюдаемое снижение фрахтовых ставок (примерно с 70-90 долл./тонн до 40 долл./тонн).

Прогноз: не все так плохо

«Самое смешное» в этой ситуации, что, по словам экспертов, по всем товарным группам на китайском металлорынке предложения более чем достаточно – в т.ч. внутреннего. Однако тут уже «патриотизм» отступает перед более выгодной ценой. К слову, еще в декабре 2008 г. Пекин ужесточил режим экспорта продукции ГМК – по некоторым позициям адвалорная (в процентах) ставка выросла на 15%. Так, на стальные заготовки пошлина повышена с 15% до 25%, на арматуру – с 5% до 15%, на чугунные чушки – с 15% до 25%. Одновременно вступили в силу, скажем, и более высокие пошлины на металлургическое сырье – энергетический уголь (повышено с 0 до 10%) и коксующийся уголь (с 5 до 10%), кокс и полукокс (с 25 до 40%), ферросплавы (с 10 до 20-25%), марганец (с 15 до 20%).

Понятно, что такое увеличение еще больше наполняет внутренний рынок металла. И тем значимее нынешний «дальневосточный» успех меткомпаний Украины. Не удивительно, что именно он стал в конце января этого года в устах Минпромполитики главным «инфоповодом» для предложения о продлении пресловутого кабминовского металлургического Меморандума. Да и операторы рынка, в том числе в частных разговорах, не лишены мысли, что меморандум таки помог отрасли – пусть и выполнялся лишь частично. И в т.ч. дал возможность снизить отпускные цены – что и обеспечило, среди иного, «контрнаступление» в Китае.

Насколько успешным будет это контрнаступление дальше? В аналитическом центре «Укрпромвнешэкспертиза» считают, что оно продлится не далее конца первого квартала 2009 г. Объяснение – мол, в том, что у КНР таки хватает внутренних мощностей, и, встряхнувшись после «уколов» импорта, дракон таки разгонит конкурентов со своего рынка. И что сегодняшний всплеск потребления обусловлен прежде всего локальным пополнением складских запасов со стороны китайских трейдеров. Однако, как говорится, «есть другая информация, пожалуйста». К примеру, о том, что по ряду товарных групп металлопродукция из Китая не станет дешевле отечественных аналогов как минимум до лета (в т.ч. с учетом стоимости доставки). Также и потому, что украинские метпредприятия намерены сделать все возможное, чтобы и далее держать себестоимость производства на как можно более низком уровне.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 3
23:28 | 14.02.2009
КЛЕОПАТРА РАМЗЕСОВНА ПТОЛЕМЕЙ
это точно, китайцы да плюс арабы (в арабских странах до сих пор за воровство рубают руки и это узаконено), порядок был бы идиальный.
18:20 | 13.02.2009
ВИКТОР МИХАЛЫЧ
нам похоже вместо пиззеника нужно какого-то китайца нанять и вр китайцев подкинуть
10:11 | 14.02.2009
Александр
А заодно и прокуратуру с полицией и судьями завезти китайских, чтоб порядок помогли навести (в Китае за взятки и казнокрадство до сих пор расстреливают)

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!