Подробнее Запомнить город


Автопром упадет, но машины не подешевеют?

12.02.09
размер текста:

В условиях кризиса многие потребители ожидают падения цен на автомобили в 2009 году – по аналогии с тенденциями на рынке недвижимости. Действительно, на украинском авторынке в течение последних пяти-шести лет также имели место признаки «перегрева». Он демонстрировал рекордно высокие показатели роста: в среднем 40-50% в год. Причем до половины авто продавалось в кредит. Одновременно росла средневзвешенная стоимость реализуемых машин. По данным консалтинговых компаний, в 2008 году она увеличилась с 14 до 20 тыс. евро, что объясняется не только кредитной поддержкой, но и реальным ростом доходов населения на 40%.

Понятно, что так не могло продолжаться бесконечно. Фантастический рост продаж в январе (на 90% по сравнению с предыдущим периодом) сменился падением на 16% в ноябре-декабре 2008 года. В результате в Украине за 2008 год было реализовано 623 тыс. автомобилей, что лишь на 14,9% больше, чем в 2007 году. Впрочем, даже столь «скромные» достижения позволили Украине по итогам 2008 года занять 7 место в Европе по объему автопродаж, при этом емкость местного авторынка составила 9 млрд евро – с учетом машин как местной сборки, так и импортированных.

В 2009 году автопроизводители и дилеры прогнозирует снижение продаж авто в Украине на 45% по сравнению с предыдущим периодом – до 320 тыс. шт. Они отмечают в качестве одной из главных причин прекращение банками потребительского кредитования. Вместе с тем падение спроса на авто не приведет к падению цен на них. «Глубокая девальвация национальной валюты приведет к подорожанию не только ввозимых автомобилей, но и собираемых в Украине, поскольку до 80% комплектующих для них импортируется» - поясняют участники рынка.

Вместе с тем собственник корпорации «Укравто» Тариэл Васадзе полагает, что основной причиной снижения автопродаж в 2009 году станет не прекращение кредитования, а уменьшение платежеспособности населения в целом. «Даже если представить, что кредиты опять станут доступны, кто в нынешней непредсказуемой ситуации решится его взять?» - говорит он. При этом Т.Васадзе отмечает, что снижение объемов продаж влечет уменьшение объемов производства. «А когда снижаются объемы производства, себестоимость готовой продукции возрастает. В таких условиях говорить о снижении цен на автомобили не приходится» - уверен почетный президент «Укравто».

Значительные ожидания потребителей в 2009 году связаны с предстоящей массовой реализацией залоговых авто коммерческими банками. По оценкам консалтинговых компаний, проблемными в 2009 году будут 200-300 тыс. автокредитов. Именно такое количество машин в результате может появиться на вторичном авторынке, прогнозируют эксперты. В свою очередь, резкое повышение предложения при одновременном падении спроса вынудит производителей и дилеров уменьшить цену, по крайней мере, на величину автомобильной инфляции, полагают они.

Однако автоимпортеры и производители считают такой сценарий маловероятным. Продать находящуюся в залоге машину по нашему законодательству еще сложнее, чем квартиру, говорят они. К тому же при реализации залогового автомобиля банк вынужден будет предварительно заплатить 20% НДС. А впоследствии еще и 30% от стоимости автомобиля удерживает компания, уполномоченная Минюстом для проведения аукционов по продаже конфискованного имущества. «В таких условиях ожидать появления на рынке автомобилей по цене 500 долларов – по меньшей мере, наивно» - подчеркивают участники рынка.

Действительно, пока что цены на реализуемые банками залоговые автомобили никак не меньше рыночных. Так, VAB банк выставил на продажу 18 автомобилей, абсолютное большинство которых относятся к категории «эконом». При этом, например, за Citroen C2 2006 года выпуска с небольшим пробегом (8574 км) банк хочет получить 78 тыс. грн., а за Daewoo Matiz - 30 тыс. грн. А «Приватбанк» продает Hyundai Matrix 2005 года выпуска за 70 тыс. грн. Впрочем, не следует забывать, что при отсутствии покупателей процедура предусматривает пошаговое снижение цены.

С другой стороны, как уже отмечалось выше, распродажа б/у авто «эконом»-класса едва ли существенно изменит ситуацию в категориях «эконом-плюс» и «бизнес», не говоря уже о «люкс». Иное дело, что в период кризиса будет происходить перетекание потенциальных покупателей в низшие сектора. То есть люди, которые ранее хотели приобрести автомобиль в ценовом сегменте 20-30 тыс. долл., рассчитывая на кредит либо рассрочку, теперь будут вынуждены покупать автомобили за 10-15 тыс. долл. – за ту сумму, которая у них есть в наличии, без пролонгации своих обязательств.

На сложившуюся ситуацию автопроизводители и автодилеры обещают реагировать концентрацией внимания на сервисе. Поскольку в период бурного роста рынка возможности обеспечить качественную предпродажную подготовку и (после) гарантийное обслуживание были ограничены. Кроме того, они заявляют о намерении сократить в 2009 году модельный ряд реализуемых автомобилей. Ничего иного не остается, поскольку, в отличие от США, Японии и Германии, украинскому автопрому не приходится рассчитывать на многомиллиардную бюджетную поддержку. Между тем она начинает приносить позитивные результаты в Германии, где количество автопродаж в декабре-январе увеличилось после введения нормы о выплате государственной дотации 2500 евро каждому автовладельцу при покупке новой машины.

В то же время в США по итогам января автопродажи упали на 37% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. Вместе с тем Huyndai Motor в январе смогла увеличить количество проданных в США автомобилей на 18% за счет маркетинговой новации: компания предоставляет своим покупателям в США возможность вернуть автомобиль в случае потери работы в течение года после покупки. Понятно, что украинские автопроизводители не смогут таким образом стимулировать спрос.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
12.07.21, Ярослав Ярош
"Укрзализныця" является крупнейшим работодателем страны, но при этом не самым крупным плательщиком налогов и далеко не самым прибыльным предприятием. За прошлый год "Укрзализныця" понесла более 12 млрд грн убытков. В парламенте даже создали временную следственную комиссию (ВСК) для проверки и оценки состояния компании. Недавно она обнародовала промежуточные итоги своей работы. По словам главы комиссии Юлии Гришиной, сейчас ситуация с УЗ близка к катастрофе. Давайте просмотрим почему.
22.06.21, Ярослав Ярош
В 2021 году наряду с уверенным ростом цен на большинство сырьевых продуктов, вверх рвонули и котировки на ключевые виды энергоносителей – нефть, газ, уголь. К середине года они уже превысили допандемический уровень. И пока не собираются остановиться. Такой рост – хороший сигнал для глобальной экономики, косвенно показывающий, что она идет на поправку, но плохой – для энергозависимых стран.
16.06.21, Василий Январев
Недавняя пролонгация пошлины на металлолом не сдержала его массовый экспорт из Украины. Уже летом металлурги могут столкнуться с дефицитом лома и останавливать сталеплавильные мощности, если власти страны не примут дополнительных мер защиты своих производителей.
28.05.21, Ярослав Ярош
22 мая российское трубоукладочное баржа "Фортуна" вошла в немецкие территориальные воды, чтобы протянуть по дну Балтики последние 28 км второй очереди газопровода "Северный поток". Исходя из средней скорости работы судна (460 м/сутки), можно ожидать, что где-то к середине лета СП-2 будет полностью проложен. Не стоит питать иллюзий: остановить его постройку уже не получится. Украине надо думать над тем, как минимизировать последствия.
12.05.21, Ярослав Ярош
29 апреля президент Владимир Зеленский подписал закон, снимающий ограничения на продажу объектов большой приватизации в период пандемии. 1 мая закон вступил в силу. Фонд госимущества намерен заработать на этой распродаже 12 млрд грн в текущем году и провести первые аукционы уже летом. Но ожидания и реальность совпадают нечасто. Украинский опыт большой приватизации доказывал это не раз.
23.04.21, Ярослав Ярош
В середине апреля Лакшми Миттал, глава глобального стального холдинга АrcelorMittal, лично приехал в Киев. По итогам визита был подписан меморандум о так называемом "стальном миллиарде". Согласно документу, комбинат "АrcelorMittal Кривой Рог" инвестирует 1 млрд долл. в проекты, направленные на экологизацию своего металлургического цикла. Раньше бывало, что из офиса АМКР звучали декларации и о более крупных суммах. Но эта хотя бы написана пером.
05.04.21, Василий Январев
В декабре 2020 года у Часовоярского огнеупорного комбината сменился собственник – им стал крупнейший в Украине производитель и экспортер глины группа компаний VESCO. О том, что даст компании эта покупка, влиянии коронакризиса на рынок глины, инвестициях в производство и планах на будущее, а также о том, как из глины, добываемой в разных карьерах, сделать продукт премиум-класса в интервью МинПрому рассказал генеральный директор VESCO Евгений Цымарман.
25.03.21, Ярослав Ярош
10 марта Европарламент большинством голосов поддержал резолюции о введении на всей территории ЕС механизма таможенной углеродной корректировки (Carbon Border Adjustment Mechanism). Выражаясь более понятно, речь идет о дополнительном налогообложении товаров, производство которых сопряжено с выбросами углеводорода в атмосферу. Ожидаемо новый налог сильнее всего ударит по импорту в ЕС из третьих стран. И Украина наряду с Китаем и Россией находится в самой высокой группе риска.
15.03.21, Ярослав Ярош
В декабре прошлого года Украина возбудила антидемпинговое расследование относительно проката из углеродистой стали с покрытием происхождением из Китая. Окончательные результаты расследования ожидаются под занавес 2021-го. Но украинские производители не хотят еще целый год терпеть убытки из-за китайского импорта. Поэтому настаивают не введении предварительных антидемпинговых пошлин уже весной.
11.03.21, Василий Январев
Несмотря на беспрецедентно жесткие условия Антимонопольного комитета "Метинвест" приобрел крупнейшего украинского производителя коксующегося угля, что значительно усилит вертикальную интеграцию холдинга. В свою очередь предприятия Покровской угольной группы получат необходимые инвестиции для развития добычи, которые станут гарантией стабильной работы на несколько десятков лет. Для региона же стабильная работа и развитие Покровского означают рост занятости и увеличение поступлений в местный бюджет.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!