Подробнее Запомнить город


Реформа транспортного сбора: автомобилисты заплатят дважды

11.02.09
размер текста:

Критический дефицит бюджета 2009 года вынуждает украинское правительство к поиску новых источников доходов. Однако осуществляет оно это не за счет расширения налоговой базы и числа налогоплательщиков, как это делается в развитых странах, а путем банального повышения ставок с уже собираемых налогов и сборов. Очередной «жертвой» правительства стали автомобилисты, которых Кабмин решил обобрать дважды: повысив транспортный сбор и увеличив акцизы на нефтепродукты. Между тем, данные платежи в развитых странах являются альтернативными способами налогообложения владельцев автомобилей, но никак не взаимодополняющими друг друга.

В конце прошлого года Верховная Рада по инициативе проправительственных сил преподнесла новогодний подарок украинским автомобилистам, одновременно резко повысив акцизный сбор на автомобили и бензин, а также увеличив ставки транспортного сбора. Таким образом, буквально за один день, парламент для многих граждан перевел автомобили из категории «средств передвижения» в категорию «роскошь». Столь радикальное увеличение налогового пресса вызвало волну негодования у автомобилистов, однако их позиция даже, несмотря на открытые протесты, осталась попросту проигнорированной. Однако поражение недовольных такой политикой, по всей видимости, является временным, поскольку принятые законодательные изменения действительно являются чрезмерно противоречивыми.
Во-первых, Кабмин в 1,5-10 раз увеличил размер акцизного сбора на автомобили, который взимается при их покупке. В частности, на машины с объемом цилиндра двигателя до 1 тыс.куб.см и от 1 до 1,5 л ставка повышается в 1,5 раза - до EUR0,03 за 1 куб. см, (правительство предлагало повысить их в 2,5 раза), с объемом двигателя от 1,5 л до 2,2 л - в четыре раза, до EUR0,12 за 1 куб. см (предлагалось в пять раз). Вместе с тем, на автомобили с объемом двигателя от 2,2 до 3 л вместо предлагаемого правительством повышения в 10 раз до EUR0,6 за 1 куб. см акцизы повышены только в два раза - до EUR 0,12 за 1 куб. см, а на автомобили с двигателем более 3 л - в 10 раз до EUR1 за 1 куб. см, как и предлагалось. На автомобили с дизельным или полудизельным двигателем ставки акциза соответствуют предлагаемым Кабмином ранее: до 1,5 л ставка акциза увеличена в 2,5 раза - до EUR0,05 за 1 куб. см, с двигателем от 1,5 до 2,5 л - в пять раз до EUR0,15 за 1 куб. см, более 2,5 л - в 10 раз до EUR1 за 1 куб. см.

При этом правительство дифференцировало акциз так, чтобы усилить налоговую нагрузку на иномарки, позволив украинским автопроизводителям снова создать ценовой разрыв с конкурентами, как это было до вступления в ВТО и снижения тарифных барьеров. Очевидно, что повышение конкурентоспособности национального производителя такими способами является тупиковой политикой, поскольку консервирует их инновационное развитие. Это наглядно демонстрирует последнее десятилетие, когда украинские автоконцерны, получившие от государства ряд серьезных льгот и пролоббировав закрытие внутренних рынков, насыщали страну относительно дешевыми авто, фактически не инвестируя в качественное улучшение своей продукции. Однако, после того как они потеряли льготы, а тарифные барьеры были сняты, украинские компании оказались неспособными конкурировать с иномарками. Между тем, снижение уровня конкуренции, чего снова добиваются национальные корпорации, автоматически поднимет цены на все автомобили. Если к этому, правительству удастся протащить через парламент законопроект об увеличении взноса в Пенсионный фонд при покупке машины, то в 2009 г. покупателю придется выложить дополнительно 10-15% от нынешней стоимости автомобилей (без учета валютных колебаний).

Во-вторых, Верховная Рада увеличила ставки акцизного сбора на нефтепродукты. Согласно законодательным нововведениям, ставка на моторные бензины повышена с EUR60 до EUR110 за тонну реализованной продукции. Кроме того, введена регрессная градация для акцизов на дизельное топливо в зависимости от его качества. В частности, ставка акциза на дизельное топливо с массовой долей серы более 0,2% увеличена до EUR95 за тонну, с массовой долей серы от 0,035% до 0,2% - до EUR85 за тонну, от 0,005% до 0,035% - до EUR80 за тонну, не более чем 0,005% - до EUR70 за тонну. С экологической точки зрения такая политика является рациональной, однако она грозит остановкой и без того работающих на минимуме национальных НПЗ. В сложившейся ситуации, применение налогового «кнута» к украинским предприятиям, целесообразнее было бы сочетать с комплексом «пряников» в виде снижения налоговой нагрузки на модернизацию, или компенсации кредитов направленных на подобные мероприятия.

Повышение ставок акцизного сбора на нефтепродукты снова подняло стоимость топлива на заправках до уровня, когда цены на нефть превышали 100 долл./барр. Цель такой политики в условиях кризиса осталась непонятной. Представляя законопроект в парламенте, заместитель министра финансов Денис Фудашкин сообщал, увеличение акциза на EUR50 позволит увеличить доходы госбюджета на 4 млрд грн., которые правительство намерено направить на строительство дорог в рамках подготовки Евро-2012. С одной стороны, такие намерения оправданы, однако с другой – остается, все еще неизвестным какие именно дороги построил «Укравтодор» на многомиллиардные займы от международных организаций и дотаций из государственного бюджета. Между тем, вызывает опасение, что полученные от повышения ставок акцизного сбора деньги пойдут именно на погашение задолженности, которая образовалась в результате теневых схем. Такая перспектива, почему-то, не очень возмутила автомобилистов.

Третьим, и, пожалуй, наиболее резонансным законодательным изменением, стало увеличение транспортного сбора. Особенно резко повысились ставки сбора с владельцев автомобилей с объемом двигателя от 2,2 до 3,0 литра (75 грн. за 100 куб. см в год). Владельцы машин с объемом свыше 3,0 литра должны ежегодно платить по 120 грн. за 100 куб. см. Данный закон содержит и ряд абсурдных норм, поскольку возлагает космические платежи не только на дорогие иномарки, но и такие машины как ГАЗ-24 «Волга» или УАЗ, у которых объем двигателя составляет 2,4 литра. При этом сбор должен уплачиваться, даже если весь год машина простояла в гараже.

Чрезмерные аппетиты правительства вызвали очень бурную реакцию в обществе, поэтому Кабмин решил продемонстрировать готовность идти на уступки. В начале февраля он одобрил законопроект, который предусматривает частичное снижение транспортного сбора. Кроме того, Ю. Тимошенко поручила разработать еще один закон, который изменит систему начисления транспортного сбора. Согласно этому документу он будет включен в стоимость топлива. По предварительным данным, документ должен быть внесен в Верховную Раду в начале лета текущего года.

Идея включения транспортного сбора в стоимость топлива достаточно рациональна. Сума уплаченного налога прямо зависит от количества использованного бензина, и соответственно, километража. Другими словами, кто больше ездит, тот больше и платит. Однако попытка экстраполировать западный опыт на украинскую почву всегда проходит крайне болезненно. Транспортное налогообложение в ЕС и США направленно исключительно на покрытие эксплуатационных издержек дорожного хозяйства. Строительство же новых дорог финансируется из других фондов. Украинские же власти за счет транспортных сборов и налогов хотят и дороги строить, и дефицит бюджета покрывать, иными словами они рассматриваются как источник доходов для казны, а это приводит к увеличению налогообложения и распылению ресурсов. С такими установками любые реформы транспортного налогообложения будут направлены только на выжимание денег из карманов автомобилистов.

Подобная перспектива заставляет собственников автомобилей прибегать к различным формам протеста: от массовых акций у здания Кабмина до лоббирования своих требований в парламенте. Однако уличные акции во многом были хаотичны, а сформулированные требования лишены концептуальности. Большинство автомобилистов зациклилось на требовании снизить ставки транспортного сбора. Но в сложившихся условиях этого явно будет недостаточно, поскольку сама система налогообложения транспорта превратилась в источник покрытия текущих финансовых потребностей казны, от которых в условиях кризиса власть, вряд ли, откажется.

Кроме того, правительству удалось легализовать двойное налогообложение владельцев машин: теперь они будут оплачивать одновременно и акциз в нефтепродуктах и транспортный сбор. При этом последний является лишь частью тех суммарных расходов, которые понесут автомобилисты в текущем году. Развернутая же дискуссия о том, какой из двух налогов необходимо оставить, а какой отменить, по всей видимости, продлится еще долго. С полной уверенностью, можно прогнозировать, что под шумок таких разговоров власти еще долго будут взимать их оба. Разрушить такую систему будет крайне тяжело, поскольку, как показывает практика, в Украине новые сборы и налоги могут быть имплементированы в течение одного сессионного дня Верховной Рады, а вот отменить их потом оказывается гораздо проблематичнее.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 2

...
Новости партнеров


Статьи
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!