Подробнее Запомнить город


Реформа транспортного сбора: автомобилисты заплатят дважды

11.02.09
размер текста:

Критический дефицит бюджета 2009 года вынуждает украинское правительство к поиску новых источников доходов. Однако осуществляет оно это не за счет расширения налоговой базы и числа налогоплательщиков, как это делается в развитых странах, а путем банального повышения ставок с уже собираемых налогов и сборов. Очередной «жертвой» правительства стали автомобилисты, которых Кабмин решил обобрать дважды: повысив транспортный сбор и увеличив акцизы на нефтепродукты. Между тем, данные платежи в развитых странах являются альтернативными способами налогообложения владельцев автомобилей, но никак не взаимодополняющими друг друга.

В конце прошлого года Верховная Рада по инициативе проправительственных сил преподнесла новогодний подарок украинским автомобилистам, одновременно резко повысив акцизный сбор на автомобили и бензин, а также увеличив ставки транспортного сбора. Таким образом, буквально за один день, парламент для многих граждан перевел автомобили из категории «средств передвижения» в категорию «роскошь». Столь радикальное увеличение налогового пресса вызвало волну негодования у автомобилистов, однако их позиция даже, несмотря на открытые протесты, осталась попросту проигнорированной. Однако поражение недовольных такой политикой, по всей видимости, является временным, поскольку принятые законодательные изменения действительно являются чрезмерно противоречивыми.
Во-первых, Кабмин в 1,5-10 раз увеличил размер акцизного сбора на автомобили, который взимается при их покупке. В частности, на машины с объемом цилиндра двигателя до 1 тыс.куб.см и от 1 до 1,5 л ставка повышается в 1,5 раза - до EUR0,03 за 1 куб. см, (правительство предлагало повысить их в 2,5 раза), с объемом двигателя от 1,5 л до 2,2 л - в четыре раза, до EUR0,12 за 1 куб. см (предлагалось в пять раз). Вместе с тем, на автомобили с объемом двигателя от 2,2 до 3 л вместо предлагаемого правительством повышения в 10 раз до EUR0,6 за 1 куб. см акцизы повышены только в два раза - до EUR 0,12 за 1 куб. см, а на автомобили с двигателем более 3 л - в 10 раз до EUR1 за 1 куб. см, как и предлагалось. На автомобили с дизельным или полудизельным двигателем ставки акциза соответствуют предлагаемым Кабмином ранее: до 1,5 л ставка акциза увеличена в 2,5 раза - до EUR0,05 за 1 куб. см, с двигателем от 1,5 до 2,5 л - в пять раз до EUR0,15 за 1 куб. см, более 2,5 л - в 10 раз до EUR1 за 1 куб. см.

При этом правительство дифференцировало акциз так, чтобы усилить налоговую нагрузку на иномарки, позволив украинским автопроизводителям снова создать ценовой разрыв с конкурентами, как это было до вступления в ВТО и снижения тарифных барьеров. Очевидно, что повышение конкурентоспособности национального производителя такими способами является тупиковой политикой, поскольку консервирует их инновационное развитие. Это наглядно демонстрирует последнее десятилетие, когда украинские автоконцерны, получившие от государства ряд серьезных льгот и пролоббировав закрытие внутренних рынков, насыщали страну относительно дешевыми авто, фактически не инвестируя в качественное улучшение своей продукции. Однако, после того как они потеряли льготы, а тарифные барьеры были сняты, украинские компании оказались неспособными конкурировать с иномарками. Между тем, снижение уровня конкуренции, чего снова добиваются национальные корпорации, автоматически поднимет цены на все автомобили. Если к этому, правительству удастся протащить через парламент законопроект об увеличении взноса в Пенсионный фонд при покупке машины, то в 2009 г. покупателю придется выложить дополнительно 10-15% от нынешней стоимости автомобилей (без учета валютных колебаний).

Во-вторых, Верховная Рада увеличила ставки акцизного сбора на нефтепродукты. Согласно законодательным нововведениям, ставка на моторные бензины повышена с EUR60 до EUR110 за тонну реализованной продукции. Кроме того, введена регрессная градация для акцизов на дизельное топливо в зависимости от его качества. В частности, ставка акциза на дизельное топливо с массовой долей серы более 0,2% увеличена до EUR95 за тонну, с массовой долей серы от 0,035% до 0,2% - до EUR85 за тонну, от 0,005% до 0,035% - до EUR80 за тонну, не более чем 0,005% - до EUR70 за тонну. С экологической точки зрения такая политика является рациональной, однако она грозит остановкой и без того работающих на минимуме национальных НПЗ. В сложившейся ситуации, применение налогового «кнута» к украинским предприятиям, целесообразнее было бы сочетать с комплексом «пряников» в виде снижения налоговой нагрузки на модернизацию, или компенсации кредитов направленных на подобные мероприятия.

Повышение ставок акцизного сбора на нефтепродукты снова подняло стоимость топлива на заправках до уровня, когда цены на нефть превышали 100 долл./барр. Цель такой политики в условиях кризиса осталась непонятной. Представляя законопроект в парламенте, заместитель министра финансов Денис Фудашкин сообщал, увеличение акциза на EUR50 позволит увеличить доходы госбюджета на 4 млрд грн., которые правительство намерено направить на строительство дорог в рамках подготовки Евро-2012. С одной стороны, такие намерения оправданы, однако с другой – остается, все еще неизвестным какие именно дороги построил «Укравтодор» на многомиллиардные займы от международных организаций и дотаций из государственного бюджета. Между тем, вызывает опасение, что полученные от повышения ставок акцизного сбора деньги пойдут именно на погашение задолженности, которая образовалась в результате теневых схем. Такая перспектива, почему-то, не очень возмутила автомобилистов.

Третьим, и, пожалуй, наиболее резонансным законодательным изменением, стало увеличение транспортного сбора. Особенно резко повысились ставки сбора с владельцев автомобилей с объемом двигателя от 2,2 до 3,0 литра (75 грн. за 100 куб. см в год). Владельцы машин с объемом свыше 3,0 литра должны ежегодно платить по 120 грн. за 100 куб. см. Данный закон содержит и ряд абсурдных норм, поскольку возлагает космические платежи не только на дорогие иномарки, но и такие машины как ГАЗ-24 «Волга» или УАЗ, у которых объем двигателя составляет 2,4 литра. При этом сбор должен уплачиваться, даже если весь год машина простояла в гараже.

Чрезмерные аппетиты правительства вызвали очень бурную реакцию в обществе, поэтому Кабмин решил продемонстрировать готовность идти на уступки. В начале февраля он одобрил законопроект, который предусматривает частичное снижение транспортного сбора. Кроме того, Ю. Тимошенко поручила разработать еще один закон, который изменит систему начисления транспортного сбора. Согласно этому документу он будет включен в стоимость топлива. По предварительным данным, документ должен быть внесен в Верховную Раду в начале лета текущего года.

Идея включения транспортного сбора в стоимость топлива достаточно рациональна. Сума уплаченного налога прямо зависит от количества использованного бензина, и соответственно, километража. Другими словами, кто больше ездит, тот больше и платит. Однако попытка экстраполировать западный опыт на украинскую почву всегда проходит крайне болезненно. Транспортное налогообложение в ЕС и США направленно исключительно на покрытие эксплуатационных издержек дорожного хозяйства. Строительство же новых дорог финансируется из других фондов. Украинские же власти за счет транспортных сборов и налогов хотят и дороги строить, и дефицит бюджета покрывать, иными словами они рассматриваются как источник доходов для казны, а это приводит к увеличению налогообложения и распылению ресурсов. С такими установками любые реформы транспортного налогообложения будут направлены только на выжимание денег из карманов автомобилистов.

Подобная перспектива заставляет собственников автомобилей прибегать к различным формам протеста: от массовых акций у здания Кабмина до лоббирования своих требований в парламенте. Однако уличные акции во многом были хаотичны, а сформулированные требования лишены концептуальности. Большинство автомобилистов зациклилось на требовании снизить ставки транспортного сбора. Но в сложившихся условиях этого явно будет недостаточно, поскольку сама система налогообложения транспорта превратилась в источник покрытия текущих финансовых потребностей казны, от которых в условиях кризиса власть, вряд ли, откажется.

Кроме того, правительству удалось легализовать двойное налогообложение владельцев машин: теперь они будут оплачивать одновременно и акциз в нефтепродуктах и транспортный сбор. При этом последний является лишь частью тех суммарных расходов, которые понесут автомобилисты в текущем году. Развернутая же дискуссия о том, какой из двух налогов необходимо оставить, а какой отменить, по всей видимости, продлится еще долго. С полной уверенностью, можно прогнозировать, что под шумок таких разговоров власти еще долго будут взимать их оба. Разрушить такую систему будет крайне тяжело, поскольку, как показывает практика, в Украине новые сборы и налоги могут быть имплементированы в течение одного сессионного дня Верховной Рады, а вот отменить их потом оказывается гораздо проблематичнее.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 2
08:07 | 12.02.2009
Евгений
задачка: разделить три шарика на шестерых идиотов? Правильно..., троим идиотам Вы с сегодняшнего дня по гроб должны остались. (без вариантов)
14:09 | 11.02.2009
народ
"ПРОЗОРА ВЛАДА" ---Где-то на Украине... Утро. Мужик пьет кофе, собираясь на работу. Берет пульт ТВ, клацает на «1+1» - диктор объявляет: - Сегодня ночью сгорела Верховная Рада вместе со всеми депутатами. У мужика шок, судорожно клацает пультиком на «УТ-1» - новости, диктор объявляет: - Сегодня утром Тимошенко вместе с охраной на личном автомобиле попала в ДТП. Никто не выжил. У мужика начинается нервный тик, судорожно клацает на «Интер»: - Прискорбная новость. Сегодня на своей пасеке был закусан пчелами... до смерти Ющенко. Мужик совершенно обалдел. Да что ж происходит??!!! Клацает на «ОРТ» - прямая трансляция, выступает Путин: - Дорогие соотечественники, буду краток... За@бали

...
Новости партнеров


Статьи
11.07.19, Ярослав Ярош
1 июля Украина завершила самый быстротечный и самый массовый по количеству претендентов конкурс для частных добытчиков. 9 газоносных блоков получили своих потенциальных хозяев, проявивших готовность работать с государством на условиях раздела продукции. Но если раньше Киеву удавалось подписывать СРП с мировыми грандами, такими как Shell, Chevron, Eni, то сейчас список победителей не настолько звездный. В нем преимущественно отечественные компании, а также иностранцы из второго эшелона. Кабмин уже не может позволить себе переборчивость. На страну надвигается реальный дефицит природного газа.
04.07.19, Василий Январев
Нарастивший объемы производства после вынужденного простоя в 2017 году Днепровский металлургический комбинат столкнулся с новой угрозой – 31 мая Хозяйственный суд Днепропетровской области начал процедуру банкротства предприятия по иску компании "Технобудмонтаж Груп". Впрочем, у меткомбината есть все возможности пройти этот непростой период, не теряя объемы производства и не сокращая производственный персонал.
02.07.19, Павел Вернивский
Одно из первых важных сообщений, прозвучавших от команды президента Владимира Зеленского, – работа с Международным валютным фондом будет продолжена. При этом почти каждый политик, пытаясь убедить народ в необходимости работы с МВФ, говорит людям: другой альтернативы нет. Но действительно ли это так?
20.06.19, Василий Январев
На шахтоуправлении "Покровское" входит в финальную фазу крупнейший в угледобывающей отрасли страны инвестиционный проект. Компания готова вложить более 160 млн долл. в разработку нового угольного блока №11. Строительные работы стартовали на этом блоке еще в 2011 г., но у прежнего хозяина Виктора Нусенкиса не хватило ресурсов, чтобы завершить начатое. Приход на "Покровское" в качестве владельца холдинга "Метинвест" дал проекту второе дыхание.
14.06.19, Игорь Воронцов
Банкротство второго по величине стального производителя Великобритании, официально объявленное 22 мая, наглядно показывает, к чему приводят необдуманные регуляторные решения правительства страны. Это хороший повод задуматься и для украинских высокопоставленных чиновников: ведь всегда лучше учиться на чужих ошибках, чем самим наступать на грабли.
10.06.19, Игорь Воронцов
Импорт известкового камня в Украину растет опережающими темпами по сравнению с показателями местных добывающих предприятий. Отрасль находится под воздействием ряда общеэкономических негативных факторов, которые сохранятся и в текущем году. Несмотря на это, планы отдельных производителей на 2019 г. довольно оптимистичны. Они надеются расширить долю рынка, потеснив импортеров. Хотя последним пока удается наращивать объемы поставок.
06.06.19, Ярослав Ярош
Холдинг Виктора Пинчука взялся системно блокировать проникновение чужеродного импорта на внутренний рынок труб. В январе 2019-го "Интерпайп" добился от Антимонопольного комитета решения, которым был разблокирован доступ компании для ряда тендеров ДК "Укргазвыдобування". В мае он получил поддержку и со стороны Минэкоразвития. Межведомственная комиссия по международной торговле начала антидемпинговое расследование в отношении импорта стальных бесшовных горячедеформированных труб из Китая.
30.05.19, Игорь Воронцов, Виктория Финчук
Начавшийся спад в жилищном строительстве негативно сказался на загрузке мощностей украинской цементной промышленности. Основные надежды предприятий связаны с планами правительства по масштабному строительству цементобетонных дорог. Это может стать драйвером роста для всей украинской экономики – поскольку одно рабочее место в дорожном строительстве создает 12 рабочих мест в смежных отраслях. А при строительстве цементобетонных дорог создается 20 рабочих мест, по подсчетам ассоциации "Укрцемент".
21.05.19, Игорь Воронцов
Металлургические предприятия Китая наращивают стальную выплавку стремительными темпами. По итогам апреля показатель повысился на 12,7% по сравнению с тем же месяцем 2018 года, до 85,03 млн тонн. В целом за январь-апрель прирост составил 10,1%, до 314,96 млн тонн.
17.05.19, Ярослав Ярош
За последнюю декаду апреля российской "Транснефти" удалось загрязнить ядовитой хлорорганикой около 6000 км трубопроводной системы "Дружба". Только по предварительным подсчетам российские потери составят свыше 1 млрд долл. Как говорится, и диверсантов не надо. Украина же на истории с грязной нефтью может даже подзаработать в краткосрочной перспективе, хотя потерять – в длинной.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!