Подробнее Запомнить город


Что им стоит все построить

05.02.09
размер текста:

По уточненной информации Министерства регионального развития и строительства, в 2008 году объем выполненных строительных работ в Украине снизился относительно позапрошлого года на 16%, до 64,363 млрд грн. в стоимостном эквиваленте. Интересно, что это почти столько же, сколько в 2007 году в отрасли составил прирост – 15,8% (53,5 млрд грн.).

Чем закончился год?

При взгляде на такие цифры первой приходит мысль о нынешнем кризисе. Однако напомним, что сокращение работ в строительстве наметилось совсем не осенью, а весной прошлого года. Когда, например, по результатам января-мая объемы строительных работ (в сравнении с аналогичным периодом 2007 года) упали на 1,1%, до 21,287 млрд грн. Причина – приснопамятное быстрое подорожание металлопроката (строительного сортамента), других строительных материалов, а также начала кризиса кредитования.

Впрочем, основной спад все же пришелся на конец года. Так, к Новому году, по консолидированной информации рыночных операторов, уже было приостановлено порядка 60% текущих отечественных строек. При этом снизились объемы во всех "разделах" отрасли: в области подготовки строительных участков – на 10,3%, возведение зданий и сооружений – на 16,3%, установка инженерного оборудования – на 14,3%. В целом 80,7% работ составило собственно строительство, реконструкция и техническое переоснащение, 14,3% - капитальный ремонт, 5% - текущий ремонт зданий и сооружений.

Если брать по регионам, то итоговое сокращение в минувшем году не коснулось лишь г.Севастополя и Черновицкой обл., где прирост объемов составил 3,2% и 8,4% соответственно. И то, на той же Буковине увеличение связывают с работами по ликвидации последствий наводнения в западных областях. В то же время значительное уменьшение строительных работ относительно 2007 года отмечается в Черниговской, Луганской и Винницкой областях (на 27,2-32,2%). Предприятия г.Киева и Донецкой области, на чью долю пришлось 40,1% всего объема работ, сократили строительство на 15,7% и 13,9% соответственно.

Трезво говоря

В этой связи некоторые наши эксперты обращают внимание, что в декабре объемы всех видов строительства в сравнении с ноябрем даже выросли – на 20,8%, до 6,751 млрд грн. Да, это не есть плохо и даже дает основания для некого минимального "не пессимизма". Однако даже достаточно оптимистичные прогнозы говорят о том, что взвешенно оценить истинные последствия кризиса для украинской строительной отрасли можно будет не ранее конца нынешнего года. В том числе и потому, что в 2008 году многие застройщики завершали работу с проектами, начатыми 2-3 года назад. Работы по таким проектам, конечно, включены в строительные результаты за прошедший год – хотя не имеют для застройщиков особого значения. Кроме того, как замечает наш высокопоставленный собеседник в компании "ТММ" (пожелавший остаться неназванным), ныне многое связано с дефицитом финансирования, который вызван обвалом сектора кредитования, "так что, еще не меньше, чем полгода никакого улучшения ситуации не предвидится". Притом ожидается и сокращение строительства по бюджетным проектам – например, того же социального жилья, объектов инфраструктуры государственных предприятий и организаций и др.

Скорее всего, "ядром" бюджетного и "околобюджетного" (со смешанными инвестициями) строительства останутся объекты финала футбольного Евро-2012. Здесь можно привести свежий пример: в конце января ОАО "Проектно-строительное предприятие "Азовинтекс" (Мариуполь Донецкой обл.) начало 2-й этап строительства нового стадиона во Львове. Объект "привязан" как раз к Евро-2012. Выполнить 2-й этап проекта намечено до конца мая 2009 года. Стоимость стадиона на 33 тыс. зрителей на момент подписания договора с подрядчиком составляла около 700 млн грн. Кстати, "Азовинтекс" называют "глубоко" аффилированным с Индустриальным союзом Донбасса.

Госфактор: в кои-то веки с надеждой

Для полноты картины небезынтересно рассмотреть, какие меры по поддержке отрасли декларируют профильные госорганы. Так, глава Минрегионстроя Василий Куйбида сообщил нам, что министерство разработало план привлечения 10 млрд грн. – под достройку приблизительно 90 тыс. жилых квартир (совокупной площадью около 5,4 млн квадратных метров). Почти 70% предполагается получить из госбюджета, остальное – от стройкомпаний и инвесторов. А рыночные игроки на этот счет говорят: да, несмотря на то, что подобные программы часто остаются во многом на бумаге – все равно такой проект может оживить отрасль.

Уже составлен список из 2711 объектов незавершенного "жилстроя", в т.ч. на декабрь ушедшего года 1102 из них имели степень готовности более 50%. В состав источников финансирования, согласно планам, войдет так называемое Государственное ипотечное учреждение. А также государственные "Ощадбанк" и "Укрэксимбанк". Их участие в данной программе стало одним из условий выделения этим банкам из госбюджета 800 млн грн. на укрепление уставных капиталов (за счет облигаций внутреннего госзайма). Частные же инвестиции должны составить порядка 2 млрд грн. В конечном счете, на данные квартиры физическим лицам будет предоставляться льготный кредит с базисом "учетная ставка Нацбанка + 2%" - для сравнения, большинство банков сегодня если и выдает ипотечные кредиты в гривне, то под 22-30% годовых.

Наши правительственные источники также возлагают определенные надежды на принятый 25 декабря 2008 г. закон № 800-VI "О предотвращении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства". В частности, документ как раз и предусматривает возможность рефинансирования Нацбанком кредитно-финансовых учреждений для предоставления застройщикам льготных кредитов – на достройку объектов незавершенного строительства с высокой степенью готовности. Как сообщает Василий Куйбида, в связи с данным законом в этом году намечено привлечь на таковую достройку не менее чем 4 млрд грн. – и это только от государства и банков.

В крупных же госбанках нам говорят, что предлагали Кабинету Министров остановиться на кредитовании объектов, степень готовности которых составляет не менее 75%. А еще более категоричен член Совета Нацбанка Василий Горбаль: по его оценке, выделение путем рефинансирования нескольких миллиардов гривен на завершение строительства довольно маловероятно.

И, конечно же, вспомним недавние заявления главы правительства Юлии Тимошенко о намерениях Кабмина стимулировать инвестиции в строительство. Притом, уточняет Ю.Тимошенко, "общая стоимость всех объектов незавершенного строительства составляет сегодня в Украине около 14 млрд грн., а вся отрасль нуждается для оздоровления в 33 млрд грн. И я могу сказать, что мы сегодня имеем все необходимые ресурсы для выхода на подобный уровень вложений". Начать же, по мнению премьер-министра, необходимо с детальной инвентаризации строительного рынка – этим должен заняться Минрегионстрой совместно с властями областей и городов. Интересно, что масштаб возможного годового госфинансирования отрасли оценивается г-жой Тимошенко в разбросе от 40 до 70 млрд грн.

Да, в нашей стране подобные планы нередко остаются лишь декларациями. И, тем не менее, полагают специалисты, если будет запущена хотя бы часть заявленных "строительных" госпрограмм – это станет серьезным плюсом для рынка. И для оценки его посткризисных перспектив.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.
10.08.20, Ярослав Ярош
Если говорить о государственно-частном партнерстве в бизнесе, то компания "Укрнафта" является классическим примером, как не надо делать. Имея 50%+1 акцию в "Укрнафте", государство не только не способно ею управлять, но и ежегодно теряет миллиарды гривен, уходящих на счета миноритарных акционеров – юридических лиц из условной группы "Приват" Игоря Коломойского.
20.07.20, Ярослав Ярош
Украина владеет одними из богатейших в мире месторождений титановых руд. Но так и научилась эффективно торговать этим сырьем. Закрытость рынка создает благодатные условия для "схематоза". Ни одна из команд, управляющих государственными титановыми активами, не сумела удержаться от такого искушения. В том числе и та, что сейчас у руля.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!