Подробнее Запомнить город


Под угрозой дефолта

04.02.09
размер текста:

Риск дефолта, то есть неспособности выплат по внешним и внутренним обязательствам, маячит перед страной все сильнее. Достаточно вспомнить о том ажиотаже, вызванном статьей в деловом информационном агентстве Bloomberg, в которой сообщается о растущей угрозе дефолта Украины, накопившей 108 млрд долл. государственных и корпоративных долгов. Агентство считает, что Украина будет не в состоянии своевременно осуществлять все платежи по своим обязательствам.

Эксперты ООН в своем отчете также считают Украину первым претендентом на дефолт. Страна имеет наибольшие темпы падения производства и курса национальной валюты, очень высокую инфляцию и непредсказуемую политическую ситуацию.

Наши ценные бумаги в данный момент являются самыми рисковыми для инвесторов. Премии за риск (проценты по страховкам от дефолта) выше лишь у Эквадора, стране, уже объявившей дефолт по своим обязательствам. Лучше котируются даже облигации Аргентины, уже пережившей дефолт в 2001 г. из-за слепого выполнения директив МВФ.

Кто же создал долги?

Государственный и гарантированный государством долг за два последние месяца 2008 года вырос на 45% до 24,2 млрд долл. При этом, прямой внешний долг страны составляет 11 млрд долл. По нему Минфин должен заплатить в этом году около 2 млрд долл. У предприятий, имеющих кредиты под госгарантии – «Нафтогаз Украины», «Укравтодор», «Укрэксимбанк» и других компаний, к концу прошлого года задолженность выросла почти в 3 раза, до 7,4 млрд долл.

Если же заемщики не смогут расплатиться с долгами (что весьма вероятно), то этот груз перекочует на плечи государства. Уже сейчас правительство едва смогло отсрочить выплату по долгам «Укравтодора», перекредитовавшись у другого иностранного банка. На очереди проблемы с выплатами и у других эмитентов.

В то же время, реальный (то есть без учета кредитов из «своих» оффшоров) корпоративный долг составляет до 30-40 млрд долл. Только по банковским кредитам в этом году придется выплатить 16 млрд долл. То есть, основная угроза кроется как раз в корпоративном секторе.

После того, как доллар подскочил на 40%, возврат займов затруднился, ведь доходы заемщики получают в гривнах. Кроме того, у украинских банков резко выросли невозвраты и просрочки по кредитам, в итоге, выплатить всю сумму в срок погашения долга перед заморскими коллегами становиться все труднее. И если ранее большинство кредиторов соглашалось на пролонгацию кредита, то сейчас все требуют своевременных выплат и кредитов не продлевают. Мол, самим деньги нужны позарез. Основные небанковские заемщики – девелоперские и ритейл-компании стремительно теряют покупателей, поэтому не исключено, что часть из них также не сможет вернуть долги.

Что будет в случае дефолта?

Если произойдут дефолты по каким-либо корпоративным долгам, то это еще не означает дефолт всей страны. Признавшись в своей неплатежеспособности, заемщик прекращает какие-либо выплаты и начинает реструктуризацию собственных долгов. Для этого создается Комитет кредиторов, который ведет переговоры с заемщиком. Если стороны не приходят к компромиссу, то Комитет инициирует процедуру банкротства через международные и местные суды. В таком случае велика вероятность того, что имущество должника будет продано с молотка.

Если сторонам удается договориться, тогда они расписывают процедуру расчетов. Львиная часть долгов переноситься на более поздний срок, но по более высокой ставке.

Что означает корпоративный дефолт? Замораживание делового сотрудничества, прекращение банковского кредитования, падение до нуля кредитних рейтингов компании, и даже попытки рейдерских атак конкурентов, которые почувствовали «легкую добычу».

Да, объявление дефолта опасно, но все же, порой выгодней для тех, кто оказался в крайне сложном финансовом состоянии. Воспользовавшись отсрочкой кредитных платежей, можно оптимизировать свои расходы, тем самым, выйти из долговой петли и сохранить свои основные активы.

В случае если дефолт объявит государство, то он уже распространится на всю страну. Это будет означать обвал валюты, обвал всех рейтингов, разрыв всякого международного экономического сотрудничества, включая заключенные контракты. Кредиторы могут потребовать досрочного погашения долга, но заемщик вправе приостановить выплаты, ссылаясь на дефолт страны. Впрочем, как и в случае с корпоративным дефолтом, сторонами также выстраивается новый график погашения кредита. В любом случае, заемщик получать небольшую передышку и отсрочку платежа.

Скрытая эмиссия Кабмина

Не смотря на сравнительно небольшую сумму накопленных государственных долгов, правительство может не справиться даже с таким объемом выплат. Невыполнение январского плана поступлений в бюджет, огромные недоимки в Пенсионном фонде, обвал экономики – все это может привести к невыполнению социальных обязательств и росту социальной напряженности в стране.

Поэтому, испытывая проблемы с наполнением бюджета и имея угрозу дефолта, правительство может еще больше увеличить госдолг. Спрашивается, а кто в таких непростых условиях будет одалживать деньги? Ответ прост – НБУ. Нацбанк может выкупать выпущенные в Минфине ценные бумаги, расплачиваясь за них долларами из золотовалютных запасов (которые уже «похудели» более чем на 11 млрд долл.) или с помощью эмиссии, то есть печатания денег.

Всего в Госбюджете запланирован выпуск ОВГЗ на 69,9 млрд грн. Из них - 44 млрд грн. пойдет на увеличение капиталов банков – частично самими облигациями, частично - деньгами. Остаток, около 25 млрд грн, может быть направлен на решение социальных вопросов и другие цели. А это уже прямой путь к росту инфляции и обесцениванию гривны.

Принудить НБУ к покупке облигаций Кабмин попытался уже в начале года, но руководство центрального банка отказалось, что послужило поводом к «кадровым разборкам» по НБУ в парламенте.

Что будет, если правительству все же удастся протолкнуть идею частичной эмиссии гривны? По оценкам экспертов, даже такой непрямой выпуск необеспеченных эмиссионных денег на сумму до 30 млрд грн. может повысить годовую инфляцию на 3-4% и снова обвалить курс гривны.

Что делать предприятиям в случае дефолта и обесценивая денег?

В условиях приближающегося или наступившего дефолта лучше избавиться от всего, так называемого, «лишнего груза». К нему относиться не только часть персонала, но и непрофильные активы – недвижимость, ценные бумаги, карманные страховые и финансовые компании т.д. Далее следует отказаться от займов, особенно иностранных. В случае острой нужды в денежных ресурсах, лучше вести переговоры о слиянии с партнерами или кооперации с ними. Это может позволить лучше пережить период кризиса, усилив позиции на рынке.

Что касается валюты, то лучше сберегать деньги не в гривне и долларах, а в евро, иене или швейцарских франках. Валюты этих стран более стабильные, чем денежные знаки еще одной страны, близкой к дефолту – США.

В случае если компания уже накопила немало долгов, то лучше рассчитываться по ним вовремя, даже ценой части своего имущества. Несвоевременные выплаты или отказ от них может угрожать банкротством и утратой собственной репутации. А она порой важнее, чем все материальные активы.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 6
10:48 | 12.02.2009
Руки прочь от Украины
Набрали долгов, страна в ..., а Тимошенница по телеку кричит, мол все хорошо как никогда. ДОСТАЛИ!
Буду хранить свои деньги у себя дома, банкам больше доверия нет
======================
Образ придумали бело-кровавый
Чертово сердце приляпали рвавое.
Холеные рожи и лживые речи –
Твари из бют Украину калечат.
15:44 | 09.02.2009
Добрый аналитик
Интересно, если банкам нужны деньги и они так страдают, то зачем поднимают проценты по кредитам снимая последнюю рубашку с заемщиков.А писать можно что угодно лишь бы панику среди народа сеять.Если у человека нет денег то пиши не пиши их не будет.
13:20 | 08.02.2009
Аналитик
Чистая заказуха!!!
Народ бери свои последние гривны и меняй их по завышенному курсу на что-либо, через пол года все вернется на место, и поймеш что поимели в очередной раз!
16:28 | 04.02.2009
Аноним
произойдет то что должно произойти дефолт неизбежен это очевидно а советы продавать послед рубашку чтоб расчитаться по долгам - полная несуразица. Пусть автор поставит себя на место любого должника и сам себе ответит - будет он платить долг или нет? дефолт ведь все спишет а ряпутация в этой стране впрочем как и в мире ломанного гроше не стоит Зачем засирать мозги и давать советы умным людым - бизнесюкам - они ж не лохи чтоб почитав советы некоего сярежы побежать платить по долгам ну не смешно ли все это просто чудак какойто этот сярежа в канце статьи не хватает только призыва к гражданам не варавть и чистить зубы по утрам и ввобще любить жену и родину тьфу
16:16 | 04.02.2009
имя
чтоб избежать дефолта юле с володей придется включать печатный станок или посылать всех подальше. в принципе прав яценюк надо все проблемные долги национализировать вместе с активами должников а самих должников упечь в тюрячку пардон долговую яму
16:09 | 04.02.2009
преображенский
афтор дает советы планетарного масштаба и планетарной же глупости

...
Новости партнеров


Статьи
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.
10.04.18, Максим Полевой
В конце марта Министерство экономического развития и торговли объявило об успешном завершении переговоров с Израилем о создании зоны свободной торговли (ЗСТ). Кроме того, украинское правительство одновременно работает еще по нескольким перспективным направлениям свободной торговли.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!