Подробнее Запомнить город


Бюджет с замедлением

27.12.11
размер текста:

На прошлой неделе Кабмин утвердил, а Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом закон о госбюджете-2012. Финансовый план страны был представлен в жестком варианте, рассчитанном на базе высокой цены импортируемого природного газа и на фоне прогнозируемого замедления темпов развития украинской экономики. Правительство, правда, обещает через два месяца внести смягчающие правки в документ – после завершения переговоров с Россией по снижению стоимости газа. Но даже в случае их успеха шансов на то, что страна удержит свои расходы в запланированных рамках, – немного.

Жесткий подход Кабмина

Начальный этап бюджетного процесса прошел в строгой привязке к установленной в законодательстве процедуре, а вот ко второму чтению процесс забуксовал. Уже в начале декабря объявили, что правительство не успеет подать документ парламентариям в срок. Объяснение было рациональным: идут переговоры с РФ о новой (сниженной) цене природного газа на следующий год. С учетом этого и необходимо подождать, чтобы принимать госбюджет на основе более благоприятного для экономики страны "газового макрофактора". Фигурировавшая на тот момент в СМИ новая возможная цена за импортируемый из России газ в пределах 200-250 долл./тыс. куб. м. выглядела куда более приемлемой для формирования госзатрат на следующий год.

Но переговоры к желаемому для Украины результату так и не привели. Правительство до последнего надеялось получить от России хоть какую-то уступку, постоянно откладывая внесение законопроекта о госбюджете на второе чтение в парламент. Но после того как глава Газпрома Алексей Миллер несколько раз публично заявил о нежелании делать Украине "новогодние подарки", Кабмин 21 декабря все же передал в Верховную Раду документ в так называемом жестком варианте. Через сутки после внесения документа народные депутаты проголосовали за его принятие в целом. Цена природного газа, учтенная при подготовке этой редакции госбюджета, равна 416 долл./тыс. куб. м.

Как следует из пояснительной записки, при подготовке второй редакции госбюджета правительство исходило из сниженного прогноза темпов развития ВВП Украины в 2012 году. Если ранее в Кабмине оценивали реальный рост украинской экономики в пределах 5% (и даже 5,5% – в устных высказываниях высших правительственных чиновников), то ныне разговор велся о 3,9% по консервативному сценарию. При намечаемом в КМУ, НБУ и Администрации Президента 5% росте реального ВВП в 2011 названный показатель для 2012 года иначе, как ожидаемое замедление экономики, назвать нельзя.

Номинальная оценка ВВП-2012 снижена относительно не намного – на 5 млрд грн., до 1,5 трлн грн. Прежним остался и правительственный прогноз по инфляции в следующем году – 7,9%. В Кабмине решили не пересматривать этот индикатор во многом из-за незначительных инфляционных проявлений в последние месяцы. По данным правительства, показатель инфляции за 11 месяцев этого года составляет только 4,4% против 8,9, предусмотренных в официальном прогнозе.

А вот предполагаемые показатели увеличения экспорта/импорта были откорректированы довольно значительно. Поставки украинских товаров и услуг на внешние рынки на следующий год в Кабмине оценили на 92,6 млрд долл., что означает рост в сравнении с 2011 на 6,3%, тогда как ранее прогнозировалось 9,2%. Ввоз иностранного продукта в страну для 2012 называется на уровне 99,2 млрд долл. – увеличение на 6,4% против декларируемых прежде 13,3%. Соответственно, по расчетам правительства, отрицательное сальдо торгового баланса составит в следующем году 6,6 млрд долл. Под первую версию документа данный показатель планировался на 9,1 млрд долл.

Ухудшение макроиндикаторов, на которых основана окончательная редакция госбюджета, в правительстве объяснили существенным (с сентября этого года) изменением оценок внешних условий функционирования экономики в 2012. К таким понижающим факторам в Кабмине отнесли усугубление долговых проблем в еврозоне, снижение оценок роста глобальной экономики и ослабление конъюнктуры на мировых товарных рынках (по стали и зерновым).

Абсолютные цифры украинского финплана-2012 также претерпели изменения. Доходы госбюджета определены на следующий год в размере 332,821 млрд грн. (на 4,74 млрд грн. меньше в сравнении с редакцией документа после первого чтения), расходы – 358,05 млрд грн., или минус 3,54 млрд грн. к прежней версии. Потолок госдолга Украины к завершению следующего года предлагается несколько снизить в сравнении с сентябрьской редакцией законопроекта – до 415,37 млрд грн. (ранее – 415,57 млрд грн.). Предельный размер дефицита госбюджета в итоговой версии вырос на 1 млрд грн. – до 25,13 млрд грн. При этом увеличился и прогнозный показатель отношения чистого дефицита бюджета к ВВП Украины – с 1,6 до 1,67%.

Еще один относительный показатель дефицита – финансов госсектора – Кабмин в своей презентации госбюджета-2012 под второе чтение не привел. И не в последнюю очередь потому, что в нашем правительстве все же нацелены на достижение договоренностей с Россией об уменьшении цены природного газа. Это прямо повлияет на сокращение дефицита НАК "Нафтогаз", формирующего значительную долю в данном показателе. Как сообщил министр финансов Федор Ярошенко, в правительстве надеются решить этот вопрос к марту следующего года. После чего в парламент будут поданы соответствующие правки к закону о госбюджете.

Впрочем, содержание последней редакции закона говорит о том, что по дефициту госсектора подход остался тем же, что в и первой его версии – общий уровень этого показателя на 2012 планируется не более 2,5% от номинального ВВП Украины. Указанная цифра, кстати, остается неизменной еще и по той причине, что возникла она не совсем в Кабмине. Зафиксировать дефицит госсектора-2012 именно на таком уровне весьма рекомендовали в Международном валютном фонде. Это условие продолжения кредитного сотрудничества с Украиной было озвучено функционерами Фонда еще на первоначальном этапе разработки финплана страны на следующий год.

Не секрет и то, что в МВФ настаивали на снижении оценки возможного роста украинской экономики в 2012. В ходе последней миссии Фонда в Украину, помимо повышения газовых тарифов для населения, обсуждался и данный вопрос. Представители МВФ огласили свое видение темпов потенциального роста ВВП Украины в 2012 – максимум 3,5%. В нашем правительстве придерживались иного мнения. Но в результате вынуждены были отчасти согласиться с главным кредитором Украины, существенно понизив прогноз до отмеченных 3,9% в пессимистическом сценарии. В оптимистическом же варианте фигурирует показатель увеличения внутреннего валового продукта на 6,5% г/г.

Оценки на реалистичность

Макроиндикаторы для Украины (тот же консервативный прогноз роста ВВП), которые считались относительно приемлемыми еще в начале декабря, к завершению месяца некоторые неправительственные эксперты считают уже завышенными. К примеру, на прошлой неделе в украинском представительстве Всемирного банка заявили, что рост украинской экономики в 2012 не превысит 2,5%. Объяснение дают следующее: "Это будет отражать снижение общего внешнего спроса, более усложненный доступ к внешнему финансированию и общую нестабильность на внешних рынках". А уровень инфляции-2012 для нашей страны во ВБ предрекают на уровне 9,4%.

Опрошенные МинПромом аналитики придерживаются не столь пессимистических взглядов на экономическое будущее Украины. Однако все они высказывают серьезные замечания к правительственному макробазису, на котором рассчитывался госбюджет-2012. По мнению экономиста ИК "Тройка Диалог Украина" Ирины Пионтковской, параметры утвержденного госбюджета-2012 по доходам и расходам выглядят более или менее консервативно. Номинальный рост этих показателей значительно ниже прогнозируемого увеличения номинального же ВВП. Вместе с тем она акцентирует внимание на том, что бюджетные параметры будут пересматриваться в течение года. С учетом этого сравнительно низкие темпы роста расходов бюджета (+4% г/г) вряд ли останутся таковыми по итогам 2012. "Близость выборов создает предпосылки для расширения расходной части бюджета на социальные нужды", – уверена эксперт.

Наряду с этим нельзя говорить о беспроблемном решении задачи с покрытием дефицита госбюджета-2012. План правительства предусматривает финансирование дефицита в основном за счет размещения долговых обязательств – как внутри страны, так и за рубежом. А это может быть сопряжено со сложностями, если ситуация на глобальных финансовых рынках не улучшится. "Если предположить, что украинским властям не удастся договориться о пересмотре газовых соглашений (и цена импортного газа будет на уровне 416 долл./тыс. куб. м), а внутренние тарифы на газ не будут повышены, запланированных 12 млрд грн. для финансовой поддержки Нафтогаза окажется недостаточно", – констатирует экономист "Тройка Диалог Украина".

Аналитик ИК Phoenix Capital Евгений Тимошенко также отмечает, что из-за падения темпов экономического развития в Украине правительству будет чрезвычайно непросто сохранить уровень дефицита госбюджета на заявленной отметке в 2,5% от ВВП. "Мы ожидаем не меньше 3% от ВВП по итогам года. Из-за близости выборов, назначенных на октябрь-2012, правительство будет вынуждено пойти на увеличение расходной части бюджета. Объективность прогнозирования макропоказателей Украины на следующий год сопряжена с неопределенностью развития мировой экономики. Нестабильность мировых финансовых рынков имеет гораздо большее влияние на экономику страны, чем внутренние факторы".

В то же время базовый сценарий этой инвесткомпании довольно близок к макропоказателям-2012, которые огласили в Кабмине. В Phoenix Capital прогнозируют, что в наступающем году рост ВВП страны замедлится и составит 3,9% по итогам года. Причем в первой половине года украинская экономика будет демонстрировать более низкие темпы, следуя тренду, который наметился в конце 2011. Во втором полугодии-2012 динамика улучшится. "Замедление роста ВВП будет вызвано такими факторами, как падение мирового спроса на украинский экспорт, сокращение объемов производства, недостаток зарубежных кредитных ресурсов для государства и бизнеса и негативное сальдо торгового баланса", – утверждает эксперт.

Аналитик ИГ "Арт Капитал" Олег Иванец расценивает принятый вариант госбюджета как довольно реалистичный. Но при этом он особо оговаривает, что ВВП и инфляция для Украины – не основные показатели экономической ситуации. Во-первых, по его словам, практически отсутствует какая-либо косвенная проверка достоверности этих данных. Во-вторых, эти индикаторы не определяют настроения в среде потребителей и предпринимателей, а поэтому для прогноза ситуации, по его мнению, малопригодны. "Мы не раз наблюдали радикально резкие перепады в динамике ВВП и инфляции, объяснить которые довольно сложно. По результату 2011 года мы видим, что правительство может добиться любых цифр по этим статьям. Но привело ли это к прогрессу в экономике?" – задается вопросом эксперт.

Ответ же, по его мнению, следует искать в реальном проявлении объявленных экономических преобразований. "Мы не видим реформы энергетического сектора, не видим каких-либо конкретных шагов по улучшению в реальном секторе. Напротив, долговой кризис в ЕС негативно сказывается на реальном секторе украинской экономике, и основной эффект мы увидим как раз в 2012", – полагает представитель "Арт Капитал".

По убеждению О.Иванца, именно отсутствие реформ, а не цена природного газа как таковая сегодня формирует основной негатив для будущего украинской экономики. "Украина – одна из наиболее неэффективных в плане энергопользования стран. При этом необходимо понять, что цена на газ в 400 долл./тыс. куб. м все равно будет – если не в 2012, так в 2013 или 2015 точно. Ресурсы ограничены и неизбежно подорожают. Но и технологии не стоят на месте. Новые решения позволяют выпускать конкурентную продукцию даже при цене 500 долл./тыс. куб. м", – уверен аналитик. Конкретное же проявление негатива дорогого газа отразится в повышении тарифов на него для населения: "Иного выхода нет, если стремиться к относительно сбалансированному бюджету".

Дальнейший рост стоимости природного газа ударит и по финансово-экономическим показателям промышленных потребителей. Это обстоятельство, считает И.Пионтковская, приведет к увеличению себестоимости производства. На фоне снижения экспортных цен данный фактор отрицательно скажется на прибыльности предприятий (особенно тех, у которых газ занимает существенный удельный вес в себестоимости продукции). "Уже в четвертом квартале 2011 цена импортного газа достигла 400 долл./тыс. куб. м. Так что украинская экономика уже сейчас функционирует в подобных условиях", – подчеркивает она.

По расчетам Е.Тимошенко, при возможной цене газа в 230 долл./тыс. куб. м и ожидаемом объеме его импорта в 2012 на уровне 35 млрд куб. м наша страна могла бы сэкономить порядка 6 млрд долл. С утвержденным же правительством ценовым ориентиром для госбюджета в 416 долл./тыс. куб. м дефицит платежного баланса страны составит 6,6 млрд долл., или около 3,6% ВВП.

В надежде на долг и Газпром

Выход из этих проблем может быть найден в привлечении правительством новых займов. Однако все эксперты уверены: в наступающем году нарастить свои долги украинскому государству будет очень непросто. Макроэкономическая нестабильность в мире не способствует дешевизне и доступности кредитных ресурсов. И потенциальные поступления по этому каналу вряд ли смогут перекрыть все расходы государства в следующем году. (Разве что получится уговорить МВФ на выделение замороженных в 2011 траншей кредита в общем объеме 6 млрд долл.).

Остается путь уменьшения расходов: за счет сокращения, например, объемов субсидирования по газовым тарифам для населения. В крайнем случае правительство могло бы пойти на секвестр бюджета в течение следующего года. Но все эти методы оптимизации расходов упираются в один существенный барьер – политические соображения перед осенними выборами в парламент. В таких ситуациях любая власть крайне неохотно решается хоть на какое-то "урезание социалки". Но в условиях замедляющейся экономики подобные меры рано или поздно, но приходиться принимать…

Конечно, можно рассчитывать и на то, что в Газпроме через два месяца все же дадут Украине скидку по газу. Это позволило бы смягчить ситуацию с выполнением расходной части бюджета. Но и в данном случае без политики вряд ли обойдется. И как бы эти внешние политэкономические уступки северо-восточному соседу не оказались в итоге куда более затратными для Украины.

Сергей Кукин

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!