Подробнее Запомнить город


Метизные рынки: жива ли надежда

28.01.09
размер текста:

Сегодня промышленность Украины насчитывает более 10 одних только крупных «классических», созданных еще в советское время метизных производств. Это и крупнейший отечественный метизный завод – «Днепрометиз», в последние годы выкупленный группой «Северсталь». Это и такие «классики жанра», как Дружковский метизный завод – один из основных поставщиков железнодорожного крепежа в СССР. А также компании «Стальканат» (г. Одесса) и «Силур» (Донецкая обл.) – крупные региональные производители тросов и канатов.
Базовые товарные группы метизов – это крепеж (строительный, машиностроительный, железнодорожный), гвозди, проволока, сетка, канаты, сварочные электроды и др.

Куда стремиться

Не удивительно, что по результатам 2008 г. украинские метизники относительно предыдущего года выпустили меньше продукции. По информации наших правительственных источников, это сокращение достигло почти 30% - до 299,3 тыс. тонн. В то же время в сравнении с ноябрем месячный объем производства в декабре 2008 г. сохранился – приблизительно 15 тыс. тонн. Целый ряд экспертов считает, что подобная стабильность говорит о замедлении рыночной рецессии – как на рынке метизов, так и, например, на международных металлорынках. Фактор «за» - то, что некоторая стабилизация наметилась в разгар зимы, когда потребление металла и продуктов из него традиционно падает. Но это никак не отменяет возможности дальнейшего падения рынков.

Более-менее прогнозируемой стабилизации наш компетентный собеседник в Министерстве промышленной политики ожидает не ранее лета этого года. И то в связи с фактором, который, как ни странно, оказался в условиях нашей страны достаточно абстрактным. Речь идет о том, что к лету 2009 г. таки ожидается начало крупных работ по подготовке к проведению финала футбольного Евро-2012. А это, как известно, прежде всего, масштабные строительные и реконструкционные проекты. И так как один из главных потребителей самых разных метизов – это строительство, то и внутренние метизные рынки должны ожить. Равно как и металлорынки, и т.д. Другой вопрос, что на фоне развития кризиса развертывания «евро-работ» летом может и не произойти. Даже при угрозе потери Украиной права проведения мероприятия.

Важные нюансы

Кстати, по последним данным (на конец 2008 года) метизные производители занимали 7% в общей отечественной структуре закупок черного металлопроката у металлургов (в 2007 году – 8%). Распределение сделано с учетом закупок проката торговыми компаниями, перепродающими его далее конечному заказчику и, в том числе метизникам, что несколько искажает картину рынка. Вместе с тем, указанная структура отражет значение метизной подотрасли в украинской промышленности и в целом, и в прямых контрактах на металлоснабжение. Для сравнения, металлотрейдеры-посредники на конец 2008 года напрямую выкупали у метпредприятий-производителей 34% от общего массива проката (годом ранее – 30%), трубники – 27% (2007 – столько же). Компании самого ГМК по состоянию на конец 2008 года потребляли напрямую около 9% (ранее – 8%).

Эти цифры, среди прочего, иллюстрируют перераспределение металлорынка Украины в пользу металлоторговцев. По мнению аналитиков, в такой тенденции есть и ощутимые плюсы (скажем, способность трейдеров быстрее и полнее комплектовать поставку) – и определенные минусы (к примеру, торговые наценки). В рамках же нашей сегодняшней темы укажем: производители-метизники всегда (и не только в Украине) в последние годы жаловались на диктат меткомбинатов-поставщиков металлосырья. Так, один из монопольных отечественных поставщиков сырья – катанки – это комбинат «АрселорМиттал Кривой Рог». И последние несколько лет противостояние между ним и метизными производственными компаниями постоянно выплескивалось «на публику» - в том числе в масс-медиа. Метизники, чуть ли не в один голос, заявляли, что комбинат постоянно завышает цены на катанку, а также – что ее качество довольно низкое. Металлурги – что они давно ввели льготные цены и другие особые условия для метизных заводов, а жалобы последних – попытка «сесть на шею» меткомбинатам.

Так вот, теперь, в условиях некоторого ухода рынка от прямых поставок проката, возможно, у метизных и металлургических предприятий будет меньше поводов для взаимных обвинений. Не говоря уж о таком факторе «примирения», как всеобщий кризис. И тут снова можно вспомнить о проблеме приоритетной ориентации метхолдингов на экспорт – в ущерб внутренним потребителям, и т.д. Последнее, например, в 2007-2008 гг. уже привело к ослаблению позиций криворожского меткомбината на украинском рынке катанки – в пользу Молдавского метзавода, а также турецкого импорта.

Большой вопрос о малых

В начале статьи мы сказали о том, что в нашей стране работает сразу несколько крупных постсоветских метизных заводов. Однако небольшие производства в последние годы развивались гораздо быстрее. Так, уже летом минувшего года ЗАО «Гарант Метиз Инвест» презентовало 2-ю очередь своего метизного завода в г.Желтые Воды (Днепропетровская обл.). Вторая очередь включила линию оцинкования проволоки ежегодной проектной мощностью около 21 тыс. тонн, на основе современного оборудования «4-го поколения» – 3-х волочильных машин Koch (Германия), линии оцинкования I.C.E. Group (Канада), размоточно-намоточных устройств М+Е (Италия). А незадолго до того, в начале 2008 года, была сдана первая очередь завода.

По оценкам операторов рынка, подобный завод, мощностью 40 тыс. тонн метизов в год, относится к так называемым малым метизным производствам. Для сравнения, один из «китов» подотрасли, «Днепрометиз», даже в минувшем году выпустил свыше 100 тыс. тонн продукции.

И такие малые заводы чаще всего одновременно являются и новыми – созданными в последние 3-5 лет. Так, кроме «Гарант Метиза», в последние годы созданы небольшие метизные производства при предприятиях «Промметиз», Steelco (оба – Днепропетровск), «Авсень» (Харцызск, Донецкая обл.), «Квалитет» (Макеевка, Донецкая обл. – на базе ПО «Завод метизных изделий»), «Запорожметалл Холдинг» (Киев), «Конкорд ХХІ» (Кременчуг, Полтавская обл.). Также отметим собственные заводы компаний «Интерпрокат» (г. Краснодон Луганской обл.), «Солди и Ко» (производственная площадка – в Запорожье), «Тетра» (Харьков, выпуск метизов начат в 2001 году).

В аналитическом центре «Укрпромвнешэкспертиза» резюмируют: совершенно не исключено, что именно такие малые метизные предприятия лучше всего переживут кризис. В числе причин – относительно небольшое «хозяйство» и штат, не требующие многомиллионных вливаний в поддержание работоспособности (о развитии пока что вообще не говорим). Также среди преимуществ малого производства – рыночная маневренность, в т.ч. в области ассортимента. То есть, бывает, что структура спроса меняется, и одни товары становятся более востребованы, а другие – менее. В такой ситуации малому заводу легче перераспределить мощности меж разными видами продукции, крупное же предприятие из-за своего масштаба намного инертнее.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1
13:02 | 28.01.2009
Александр Семенов
Очень неплохой анализ. Суть проблемы указана точно.
Максим хотелось бы пообщаться поглубже.
Мой e-mail: rm@rosmetiz.ru
Жду

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!