Подробнее Запомнить город


Метизные рынки: жива ли надежда

28.01.09
размер текста:

Сегодня промышленность Украины насчитывает более 10 одних только крупных «классических», созданных еще в советское время метизных производств. Это и крупнейший отечественный метизный завод – «Днепрометиз», в последние годы выкупленный группой «Северсталь». Это и такие «классики жанра», как Дружковский метизный завод – один из основных поставщиков железнодорожного крепежа в СССР. А также компании «Стальканат» (г. Одесса) и «Силур» (Донецкая обл.) – крупные региональные производители тросов и канатов.
Базовые товарные группы метизов – это крепеж (строительный, машиностроительный, железнодорожный), гвозди, проволока, сетка, канаты, сварочные электроды и др.

Куда стремиться

Не удивительно, что по результатам 2008 г. украинские метизники относительно предыдущего года выпустили меньше продукции. По информации наших правительственных источников, это сокращение достигло почти 30% - до 299,3 тыс. тонн. В то же время в сравнении с ноябрем месячный объем производства в декабре 2008 г. сохранился – приблизительно 15 тыс. тонн. Целый ряд экспертов считает, что подобная стабильность говорит о замедлении рыночной рецессии – как на рынке метизов, так и, например, на международных металлорынках. Фактор «за» - то, что некоторая стабилизация наметилась в разгар зимы, когда потребление металла и продуктов из него традиционно падает. Но это никак не отменяет возможности дальнейшего падения рынков.

Более-менее прогнозируемой стабилизации наш компетентный собеседник в Министерстве промышленной политики ожидает не ранее лета этого года. И то в связи с фактором, который, как ни странно, оказался в условиях нашей страны достаточно абстрактным. Речь идет о том, что к лету 2009 г. таки ожидается начало крупных работ по подготовке к проведению финала футбольного Евро-2012. А это, как известно, прежде всего, масштабные строительные и реконструкционные проекты. И так как один из главных потребителей самых разных метизов – это строительство, то и внутренние метизные рынки должны ожить. Равно как и металлорынки, и т.д. Другой вопрос, что на фоне развития кризиса развертывания «евро-работ» летом может и не произойти. Даже при угрозе потери Украиной права проведения мероприятия.

Важные нюансы

Кстати, по последним данным (на конец 2008 года) метизные производители занимали 7% в общей отечественной структуре закупок черного металлопроката у металлургов (в 2007 году – 8%). Распределение сделано с учетом закупок проката торговыми компаниями, перепродающими его далее конечному заказчику и, в том числе метизникам, что несколько искажает картину рынка. Вместе с тем, указанная структура отражет значение метизной подотрасли в украинской промышленности и в целом, и в прямых контрактах на металлоснабжение. Для сравнения, металлотрейдеры-посредники на конец 2008 года напрямую выкупали у метпредприятий-производителей 34% от общего массива проката (годом ранее – 30%), трубники – 27% (2007 – столько же). Компании самого ГМК по состоянию на конец 2008 года потребляли напрямую около 9% (ранее – 8%).

Эти цифры, среди прочего, иллюстрируют перераспределение металлорынка Украины в пользу металлоторговцев. По мнению аналитиков, в такой тенденции есть и ощутимые плюсы (скажем, способность трейдеров быстрее и полнее комплектовать поставку) – и определенные минусы (к примеру, торговые наценки). В рамках же нашей сегодняшней темы укажем: производители-метизники всегда (и не только в Украине) в последние годы жаловались на диктат меткомбинатов-поставщиков металлосырья. Так, один из монопольных отечественных поставщиков сырья – катанки – это комбинат «АрселорМиттал Кривой Рог». И последние несколько лет противостояние между ним и метизными производственными компаниями постоянно выплескивалось «на публику» - в том числе в масс-медиа. Метизники, чуть ли не в один голос, заявляли, что комбинат постоянно завышает цены на катанку, а также – что ее качество довольно низкое. Металлурги – что они давно ввели льготные цены и другие особые условия для метизных заводов, а жалобы последних – попытка «сесть на шею» меткомбинатам.

Так вот, теперь, в условиях некоторого ухода рынка от прямых поставок проката, возможно, у метизных и металлургических предприятий будет меньше поводов для взаимных обвинений. Не говоря уж о таком факторе «примирения», как всеобщий кризис. И тут снова можно вспомнить о проблеме приоритетной ориентации метхолдингов на экспорт – в ущерб внутренним потребителям, и т.д. Последнее, например, в 2007-2008 гг. уже привело к ослаблению позиций криворожского меткомбината на украинском рынке катанки – в пользу Молдавского метзавода, а также турецкого импорта.

Большой вопрос о малых

В начале статьи мы сказали о том, что в нашей стране работает сразу несколько крупных постсоветских метизных заводов. Однако небольшие производства в последние годы развивались гораздо быстрее. Так, уже летом минувшего года ЗАО «Гарант Метиз Инвест» презентовало 2-ю очередь своего метизного завода в г.Желтые Воды (Днепропетровская обл.). Вторая очередь включила линию оцинкования проволоки ежегодной проектной мощностью около 21 тыс. тонн, на основе современного оборудования «4-го поколения» – 3-х волочильных машин Koch (Германия), линии оцинкования I.C.E. Group (Канада), размоточно-намоточных устройств М+Е (Италия). А незадолго до того, в начале 2008 года, была сдана первая очередь завода.

По оценкам операторов рынка, подобный завод, мощностью 40 тыс. тонн метизов в год, относится к так называемым малым метизным производствам. Для сравнения, один из «китов» подотрасли, «Днепрометиз», даже в минувшем году выпустил свыше 100 тыс. тонн продукции.

И такие малые заводы чаще всего одновременно являются и новыми – созданными в последние 3-5 лет. Так, кроме «Гарант Метиза», в последние годы созданы небольшие метизные производства при предприятиях «Промметиз», Steelco (оба – Днепропетровск), «Авсень» (Харцызск, Донецкая обл.), «Квалитет» (Макеевка, Донецкая обл. – на базе ПО «Завод метизных изделий»), «Запорожметалл Холдинг» (Киев), «Конкорд ХХІ» (Кременчуг, Полтавская обл.). Также отметим собственные заводы компаний «Интерпрокат» (г. Краснодон Луганской обл.), «Солди и Ко» (производственная площадка – в Запорожье), «Тетра» (Харьков, выпуск метизов начат в 2001 году).

В аналитическом центре «Укрпромвнешэкспертиза» резюмируют: совершенно не исключено, что именно такие малые метизные предприятия лучше всего переживут кризис. В числе причин – относительно небольшое «хозяйство» и штат, не требующие многомиллионных вливаний в поддержание работоспособности (о развитии пока что вообще не говорим). Также среди преимуществ малого производства – рыночная маневренность, в т.ч. в области ассортимента. То есть, бывает, что структура спроса меняется, и одни товары становятся более востребованы, а другие – менее. В такой ситуации малому заводу легче перераспределить мощности меж разными видами продукции, крупное же предприятие из-за своего масштаба намного инертнее.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!