Подробнее Запомнить город


Внутренний голос украинского сталевара

27.01.09
размер текста:

Экспортная ориентация украинской металлургии из преимущества превратилась сегодня в проблему. Сужение или закрытие внешних рынков сбыта побуждает отечественных сталеваров более внимательно прислушаться к голосу внутреннего потребителя. Правда, голос этот пока довольно слаб, и без серьезных государственных преференций не способен компенсировать металлургам потери на зарубежных рынках. Но альтернативных компенсационных источников все равно нет.

Внутренний рынок - это соломинка, за которую теперь пришлось хвататься крупнейшим меткомбинатам страны. В 2008 году они до 80% своей продукции отправляли на экспорт и только около 20% оставляли для домашнего пользования. Однако в 2009-м, согласно не самым пессимистическим прогнозам, продажи украинского металла на экспорт снизятся на 8 млн тонн. Если же объемы производства в ГМК будут и далее держаться на уровне 1999 года, к которому они скатились в ноябре-декабре, то потери придется исчислять уже двузначными цифрами. В то же время, на внутреннем рынке определенный потенциал для роста потребления, несмотря даже на стагнационные процессы в экономике, имеется.

По прогнозу госпредприятия "Укрпромвнешэкспертиза", потребление стали в Украине в 2009 году может увеличиться на 900 тыс. тонн (то есть на 8%) против прошлогоднего показателя, а если добросовестно выполнять все, что запланировано в рамках подготовки к футбольному "Евро-2012", то и значительно больше. Специалисты объединения "Укрметаллургпром" тоже считают, что резерв внутреннего потребления металлопродукции в стране довольно велик - несколько миллионов тонн. А задействовать этот резерв довольно просто - следует лишь вытеснить с национального рынка импорт.

По оперативным данным "Металлургпрома", за 2008 год в Украине произведено порядка 37 млн тонн стали и 33 млн тонн проката. Внутреннее потребление оценивается в 10,7 млн тонн стали и немного более 8 млн тонн проката, но при этом в каждом из этих сегментов где-то по 2,4-2,5 млн тонн занимают импортные поставки (главным образом, из России, Китая, Турции и Казахстана). Вот эта ниша и должна стать основным объектом экспансии украинских сталеваров.

До сих пор экспансия разворачивалась в противоположном направлении. В частности, за 2008 год импорт металлопродукции в Украину увеличился более чем на 500 тыс. тонн, тогда как само потребление уменьшилось более чем на 6-7%, а доля отечественных поставщиков в его обеспечении снизилась в целом на 5-6%, а по некоторым товарным группам и того больше. Особенно стремительно украинские металлурги сдавали свои внутренние позиции на протяжении трех первых кварталов 2008 года. В октябре-декабре этот поток был остановлен лишь благодаря курсовому росту доллара относительно гривны и углублению кризиса в основных металлоемких отраслях страны. Иными словами, барьер на пути металлоимпорта был воздвигнут весьма дорогой ценой - ценой экономического упадка. А ведь до этого металлурги Украины сами вымостили зеленую улицу для проникновения "варягов" в свой дом.

"В "золотой" период роста цен на внешних рынках украинские производители "накачали" внутренний рынок ценами, в то время как импортный товар предлагался на более привлекательных условиях", - так охарактеризовал недавнюю ситуацию Андрей Федосеев, президент Украинской ассоциации металлоторговцев. Он, в частности, наводит такие цифры: если за 9 мес. 2008 года украинские метпредприятия снизили отгрузки внутри Украины на 16%, то импорт проката в страну за этот же период вырос в целом на 62%, а в сегменте плоского проката на целых 74%. Последний ввозился в объемах по 100-130 тыс. тонн на месяц.

Правда, в ноябре-декабре эта цифра уменьшилась в 3-4 раза, а с января 2009-го вообще может быть сведена к минимуму. Во-первых, как уже отмечалось выше, покупать металлопродукцию за доллары теперь невыгодно. Во-вторых, Верховная Рада приняла закон о 13-процентной целевой надбавке к ставкам ввозных пошлин на весь некритический импорт, куда логически должен войти и металлопрокат (правда, закон пока что ветировал Президент, а Кабмин еще не утвердил список необлагаемых товаров, но наверняка 99% производимой в стране номенклатуры ГМК туда не попадет). Генеральный директор объединения "Металлургпром" Василий Харахулах новый закон в целом оценивает позитивно. По его словам, хотя это и не рыночная мера, и она может вызвать недовольство со стороны ВТО, но для спасения ситуации в базовых отраслях украинской экономики, в том числе и в ГМК, она оправдана.

Впрочем, по мнению господина Харахулаха, принятие заградительного закона - не единственное, что власти могут сделать для металлургов. В их компетенции, по крайней мере, не повышать тарифы на энергоносители и железнодорожные перевозки для предприятий отрасли, рассрочить хотя бы на год налоговые долги меткомбинатов, возместить им в полном объеме экспортный НДС и позволить вексельные схемы расчетов по этому налогу при импорте материально-технических ресурсов и оборудования для нужд ГМК. Вряд ли все эти пожелания учтут, но на то, что правительство будет стимулировать внутреннее потребление металла, надеяться можно.

В конце 2008 года Кабмин уже принял ряд постановлений по поддержке проектов, где без закупки существенных объемов металлопродукции не обойтись. В этом контексте можно назвать правительственные постановления о стратегии развития авиационной промышленности и о развитии Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора, а также о строительстве, реконструкции или расширении нескольких международных автотрасс, Бориспольского аэропорта, Дарницкого железнодорожного моста в Киеве, Левандовского автомобильного моста во Львове и т.п. Финансирование только перечисленных объектов должно составить примерно 40 млрд грн., преимущественно за счет госбюджета. Впрочем, работы на некоторых объектах будут длиться и до 10 лет, а значит 40 млрд упадут манной небесной не сразу, а мелкими порциями, но это отнюдь не означает, что за роль поставщика металла для этих объектов не стоит бороться.

Другое дело, сможет ли государственная казна оплатить все запланированные работы. В некоторых регионах по этому поводу уже возникают сомнения. Так, мэр Запорожья Евгений Карташов сообщил журналистам, что в 2009 году госбюджет выделяет на строительство мостов в городе всего 100 млн грн., тогда как для выполнения плановых параметров необходимо в 4 раза больше. Не факт и то, что даже при наличии денег наши дорожники строго будут следовать европейским технологиям прокладки автобанов, при которых шар гудрона должен накатываться на подушку из железобетона метровой толщины. Но если вдруг будут, то всплеск спроса на арматуру гарантирован.

Возможно, упования на Евро-2012 в январе-2009, когда почти все отрасли стоят не только из-за кризиса, но и из-за тотальных праздников и нехватки природного газа, выглядят чересчур оптимистичными, но футбольный чемпионат еще никто не отменял. А в Китае, между прочим, подготовка к прошлогодней летней олимпиаде увеличила внутренний спрос на металлопродукцию почти на 3 миллиона тонн в год. Украинские масштабы китайским пускай и не чета, однако выжать максимум из грядущей "мундиали" отечественным металлургам, как говорится, сам Бог велел.

Хотя другая народная мудрость учит: "На Бога надейся, а сам не плошай". Вслушиваясь в голоса внутреннего рынка, многим метпредприятиям придется пересматривать свою и маркетинговую, и производственную политику. Ведь сейчас почти половина из того, что выпускают украинские сталевары – это полуфабрикат. Если же делать ставку на внутренний рынок сбыта, то надо учитывать, что ему нужны более высокотехнологичные изделия. Машиностроение, например, нуждается в продукции третьего передела, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство - четвертого. Причем цена такого товара должна быть приемлемой для потребителя, чтобы украинские условно говоря, гвозди не стоили вдвое дороже китайских.

Определенные предпосылки для сокращения отечественными сталепрокатчиками своих производственных издержек уже видны. Ведь одним из последствий кризиса стало падение цен на сырье - железную руду и кокс - именно те компоненты чернометаллургической цепочки, которые вначале 2008 года росли в цене не по дням, а по часам, и не всегда это было экономически мотивировано. Как грустно пошутил недавно генеральный директор ассоциации "Укркокс" Анатолий Старовойт, на пике спроса коксованию поддавали все, что хоть отдаленно напоминало уголь.

Сейчас же коксовых предложений на украинском рынке предостаточно, только мало кто на них откликается. Именно сопоставив цифры спроса и предложения, предприятие "Укрпромвнешэкспертиза" и дает прогноз 50-процентного падения цен на коксующийся уголь в 2009 году. Ценовой "рынок" в железнорудном сегменте, по расчетам тех же экспертов, будет не столь глубоким - всего 25%, но и это принесет значительную экономию меткомбинатам. Ведь на их готовую продукцию более-менее существенного падения цен не прогнозируется. Наоборот, с января некоторые украинские производители даже слегка повысили прайсы на свой прокат. Но насколько эффективно подобное решение, покажет лишь февраль. Ведь второй месяц зимы традиционно считался "мертвым" для рынка, даже в гораздо более благополучные годы.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!