Подробнее Запомнить город


Внутренний голос украинского сталевара

27.01.09
размер текста:

Экспортная ориентация украинской металлургии из преимущества превратилась сегодня в проблему. Сужение или закрытие внешних рынков сбыта побуждает отечественных сталеваров более внимательно прислушаться к голосу внутреннего потребителя. Правда, голос этот пока довольно слаб, и без серьезных государственных преференций не способен компенсировать металлургам потери на зарубежных рынках. Но альтернативных компенсационных источников все равно нет.

Внутренний рынок - это соломинка, за которую теперь пришлось хвататься крупнейшим меткомбинатам страны. В 2008 году они до 80% своей продукции отправляли на экспорт и только около 20% оставляли для домашнего пользования. Однако в 2009-м, согласно не самым пессимистическим прогнозам, продажи украинского металла на экспорт снизятся на 8 млн тонн. Если же объемы производства в ГМК будут и далее держаться на уровне 1999 года, к которому они скатились в ноябре-декабре, то потери придется исчислять уже двузначными цифрами. В то же время, на внутреннем рынке определенный потенциал для роста потребления, несмотря даже на стагнационные процессы в экономике, имеется.

По прогнозу госпредприятия "Укрпромвнешэкспертиза", потребление стали в Украине в 2009 году может увеличиться на 900 тыс. тонн (то есть на 8%) против прошлогоднего показателя, а если добросовестно выполнять все, что запланировано в рамках подготовки к футбольному "Евро-2012", то и значительно больше. Специалисты объединения "Укрметаллургпром" тоже считают, что резерв внутреннего потребления металлопродукции в стране довольно велик - несколько миллионов тонн. А задействовать этот резерв довольно просто - следует лишь вытеснить с национального рынка импорт.

По оперативным данным "Металлургпрома", за 2008 год в Украине произведено порядка 37 млн тонн стали и 33 млн тонн проката. Внутреннее потребление оценивается в 10,7 млн тонн стали и немного более 8 млн тонн проката, но при этом в каждом из этих сегментов где-то по 2,4-2,5 млн тонн занимают импортные поставки (главным образом, из России, Китая, Турции и Казахстана). Вот эта ниша и должна стать основным объектом экспансии украинских сталеваров.

До сих пор экспансия разворачивалась в противоположном направлении. В частности, за 2008 год импорт металлопродукции в Украину увеличился более чем на 500 тыс. тонн, тогда как само потребление уменьшилось более чем на 6-7%, а доля отечественных поставщиков в его обеспечении снизилась в целом на 5-6%, а по некоторым товарным группам и того больше. Особенно стремительно украинские металлурги сдавали свои внутренние позиции на протяжении трех первых кварталов 2008 года. В октябре-декабре этот поток был остановлен лишь благодаря курсовому росту доллара относительно гривны и углублению кризиса в основных металлоемких отраслях страны. Иными словами, барьер на пути металлоимпорта был воздвигнут весьма дорогой ценой - ценой экономического упадка. А ведь до этого металлурги Украины сами вымостили зеленую улицу для проникновения "варягов" в свой дом.

"В "золотой" период роста цен на внешних рынках украинские производители "накачали" внутренний рынок ценами, в то время как импортный товар предлагался на более привлекательных условиях", - так охарактеризовал недавнюю ситуацию Андрей Федосеев, президент Украинской ассоциации металлоторговцев. Он, в частности, наводит такие цифры: если за 9 мес. 2008 года украинские метпредприятия снизили отгрузки внутри Украины на 16%, то импорт проката в страну за этот же период вырос в целом на 62%, а в сегменте плоского проката на целых 74%. Последний ввозился в объемах по 100-130 тыс. тонн на месяц.

Правда, в ноябре-декабре эта цифра уменьшилась в 3-4 раза, а с января 2009-го вообще может быть сведена к минимуму. Во-первых, как уже отмечалось выше, покупать металлопродукцию за доллары теперь невыгодно. Во-вторых, Верховная Рада приняла закон о 13-процентной целевой надбавке к ставкам ввозных пошлин на весь некритический импорт, куда логически должен войти и металлопрокат (правда, закон пока что ветировал Президент, а Кабмин еще не утвердил список необлагаемых товаров, но наверняка 99% производимой в стране номенклатуры ГМК туда не попадет). Генеральный директор объединения "Металлургпром" Василий Харахулах новый закон в целом оценивает позитивно. По его словам, хотя это и не рыночная мера, и она может вызвать недовольство со стороны ВТО, но для спасения ситуации в базовых отраслях украинской экономики, в том числе и в ГМК, она оправдана.

Впрочем, по мнению господина Харахулаха, принятие заградительного закона - не единственное, что власти могут сделать для металлургов. В их компетенции, по крайней мере, не повышать тарифы на энергоносители и железнодорожные перевозки для предприятий отрасли, рассрочить хотя бы на год налоговые долги меткомбинатов, возместить им в полном объеме экспортный НДС и позволить вексельные схемы расчетов по этому налогу при импорте материально-технических ресурсов и оборудования для нужд ГМК. Вряд ли все эти пожелания учтут, но на то, что правительство будет стимулировать внутреннее потребление металла, надеяться можно.

В конце 2008 года Кабмин уже принял ряд постановлений по поддержке проектов, где без закупки существенных объемов металлопродукции не обойтись. В этом контексте можно назвать правительственные постановления о стратегии развития авиационной промышленности и о развитии Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора, а также о строительстве, реконструкции или расширении нескольких международных автотрасс, Бориспольского аэропорта, Дарницкого железнодорожного моста в Киеве, Левандовского автомобильного моста во Львове и т.п. Финансирование только перечисленных объектов должно составить примерно 40 млрд грн., преимущественно за счет госбюджета. Впрочем, работы на некоторых объектах будут длиться и до 10 лет, а значит 40 млрд упадут манной небесной не сразу, а мелкими порциями, но это отнюдь не означает, что за роль поставщика металла для этих объектов не стоит бороться.

Другое дело, сможет ли государственная казна оплатить все запланированные работы. В некоторых регионах по этому поводу уже возникают сомнения. Так, мэр Запорожья Евгений Карташов сообщил журналистам, что в 2009 году госбюджет выделяет на строительство мостов в городе всего 100 млн грн., тогда как для выполнения плановых параметров необходимо в 4 раза больше. Не факт и то, что даже при наличии денег наши дорожники строго будут следовать европейским технологиям прокладки автобанов, при которых шар гудрона должен накатываться на подушку из железобетона метровой толщины. Но если вдруг будут, то всплеск спроса на арматуру гарантирован.

Возможно, упования на Евро-2012 в январе-2009, когда почти все отрасли стоят не только из-за кризиса, но и из-за тотальных праздников и нехватки природного газа, выглядят чересчур оптимистичными, но футбольный чемпионат еще никто не отменял. А в Китае, между прочим, подготовка к прошлогодней летней олимпиаде увеличила внутренний спрос на металлопродукцию почти на 3 миллиона тонн в год. Украинские масштабы китайским пускай и не чета, однако выжать максимум из грядущей "мундиали" отечественным металлургам, как говорится, сам Бог велел.

Хотя другая народная мудрость учит: "На Бога надейся, а сам не плошай". Вслушиваясь в голоса внутреннего рынка, многим метпредприятиям придется пересматривать свою и маркетинговую, и производственную политику. Ведь сейчас почти половина из того, что выпускают украинские сталевары – это полуфабрикат. Если же делать ставку на внутренний рынок сбыта, то надо учитывать, что ему нужны более высокотехнологичные изделия. Машиностроение, например, нуждается в продукции третьего передела, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство - четвертого. Причем цена такого товара должна быть приемлемой для потребителя, чтобы украинские условно говоря, гвозди не стоили вдвое дороже китайских.

Определенные предпосылки для сокращения отечественными сталепрокатчиками своих производственных издержек уже видны. Ведь одним из последствий кризиса стало падение цен на сырье - железную руду и кокс - именно те компоненты чернометаллургической цепочки, которые вначале 2008 года росли в цене не по дням, а по часам, и не всегда это было экономически мотивировано. Как грустно пошутил недавно генеральный директор ассоциации "Укркокс" Анатолий Старовойт, на пике спроса коксованию поддавали все, что хоть отдаленно напоминало уголь.

Сейчас же коксовых предложений на украинском рынке предостаточно, только мало кто на них откликается. Именно сопоставив цифры спроса и предложения, предприятие "Укрпромвнешэкспертиза" и дает прогноз 50-процентного падения цен на коксующийся уголь в 2009 году. Ценовой "рынок" в железнорудном сегменте, по расчетам тех же экспертов, будет не столь глубоким - всего 25%, но и это принесет значительную экономию меткомбинатам. Ведь на их готовую продукцию более-менее существенного падения цен не прогнозируется. Наоборот, с января некоторые украинские производители даже слегка повысили прайсы на свой прокат. Но насколько эффективно подобное решение, покажет лишь февраль. Ведь второй месяц зимы традиционно считался "мертвым" для рынка, даже в гораздо более благополучные годы.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
20.02.19, Игорь Воронцов
Инициатива железнодорожной госмонополии грозит "заморозить" даже тот слабый экономический рост, который сейчас есть в Украине. Предлагаемая руководством Укрзализныци автоматическая индексация тарифов на грузоперевозки означает сверхприбыль для монополиста и многомиллиардные убытки для промышленности и АПК.
13.02.19, Ярослав Ярош
25 февраля собрание акционеров Днепровского металлургического завода намерено утвердить привлечение кредита Ощадбанка на сумму до 30 млн долл. С большой вероятностью средства с этой линии пойдут на финансирование строительства машины непрерывного литья заготовок. Проект анонсировал в 2017 г. еще старый хозяин ДМЗ – российский холдинг "Евраз". Новый владелец завода Александр Ярославский не отказался от задумки.
08.02.19, Игорь Воронцов
Производство металлоконструкций в Украине по итогам 2018 г. вернулось к уровню 2011-2012 гг. Несмотря на уверенный рост показателей, многие участники рынка оценивают прошедший год как менее успешный, чем предыдущий, и констатируют, что подъем в 2019 г. будет ограничиваться скромными возможностями национальной экономики.
25.01.19, Ярослав Ярош
В течение февраля национальная компания "Энергоатом" планирует провести серию общественных слушаний в 9 областных центрах Украины относительно достройки третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС и их влияния на окружающую среду. Это означает, что один из крупнейших долгостроев в истории Украины снова пытаются вернуть в активную фазу. Согласно последним подсчетам проект будет стоить 72,4 млрд грн. Его основная цель – увеличение экспорта электроэнергии в ЕС.
23.01.19, Игорь Воронцов
Увеличение спроса в ряде регионов мира толкает вверх закупочные цены на стальной лом. В результате существующая в Украине экспортная пошлина в размере 42 евро/тонну перестает выполнять свою задачу – обеспечение стабильной работы украинской металлургии, стратегически важной отрасли для национальной экономики.
18.01.19, Игорь Воронцов
Чушковый чугун по итогам января-ноября 2018 г. оказался "палочкой-выручалочкой", вытянувшей в позитивную динамику весь экспорт украинской металлопродукции. Однако и в этом сегменте украинским металлургам становится все сложнее находить сбыт на внешних рынках. К традиционным конкурентам в лице россиян добавились производители из Ирана, Индии, Бразилии.
15.01.19, Ярослав Ярош
Под конец 2018 г. украинский рынок металлолома погрузился чуть ли не в дзен: покупатели не метались из-за нехватки запасов, продавцы наслаждались хоть и медленным, зато стабильным ростом цен. Но любая идиллия недолговечна, а эта тем более. Нынешняя сбалансированность на внутреннем рынке опирается только на одну ногу – административно-тарифное регулирование. Вторая – эффективность ломозаготовки – продолжает хромать.
08.01.19, Игорь Воронцов
Регион Юго-Восточной Азии не входит в число основных рынков сбыта для украинских металлургов. Но растущий торговый протекционизм в ЕС и обострение конкуренции в регионе MENA (Ближний Восток и Северная Африка) делают ЮВА привлекательным для производителей, желающих поддержать и нарастить стальные продажи.
04.01.19, Ярослав Ярош
Украинские производители подшипников празднуют промежуточную победу. В декабре Межведомственная комиссия по международной торговле возбудила антидемпинговое расследование против импорта подшипников с цилиндрическими роликами происхождением из Казахстана. Но конечной мишенью в этом деле является российский холдинг ЕПК, чья продукция давно мозолит глаза Харьковскому подшипниковому заводу – инициатору расследования.
27.12.18, Игорь Воронцов
Рост стоимости активов в мировом горно-металлургическом комплексе и оживление процессов M&A свидетельствуют о подъеме и окончательном завершении кризиса в отрасли. При этом "болезни", которые к нему привели, никуда не делись: избыточные сталеплавильные мощности по-прежнему велики, а барьеры торгового протекционизма в уходящем году стали еще выше.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!