Подробнее Запомнить город


Ферросплавы: чем начинается год

26.01.09
размер текста:

В середине января 2009 г. наши источники в группе «Приват» сообщили, что холдинг сконцентрировал приблизительно 12% второй по объемам производства марганцевых руд в Австралии компании – OM Holdings (600 тыс. тонн в год). В свою очередь, другие акционеры предприятия внесли некоторые изменения в устав, ослабляющие укрепление «приватовского» влияния.

Напомним, марганцевые руды являются основным сырьем при производстве ферросплавов – одного из основных видов металлургического сырья. OM Holdings располагает собственными ферросплавными мощностями в Китае (55 тыс. тонн ежегодно) и владеет 11% акций такого австралийского производителя железной руды, как Territory Recources. Акции ОМ котируются на Австралийской фондовой бирже, капитализация на 15 января 2009 г. – 467,04 млн австралийских долларов ($308,9 млн).

В Украине действует 2 крупных производителя марганцевых руд – Марганецкий и Орджоникидзевский (ОГОК) горно-обогатительные комбинаты. И оба они, «как ни странно», также контролируются группой Коломойского-Боголюбова. Равно как давно известны и австралийские проекты холдинга. Так, в прошлом году стало известно, что «Приват» собирается создать международный ферросплавный холдинг – на базе 1) группы Palmary, 2) приобретенной в начале 2008 г. в той же Австралии крупной марганцево-рудной компании Consolidated Minerals, 3) компании Ghana Manganese Co. Ltd. (Африка), а также таких заводов ферросплавов, как Highlanders Alloys (США), Feral CA (Румыния) и предприятия «Чиатурмарганец» (Грузия). К тому же предполагалась покупка новых никелевых активов. И хотя кризис корректирует все планы – по свидетельствам экспертов, указанная отечественная ФПГ избрала сегодня активную стратегию в сфере M&A, которая, в частности, заключается в том, чтобы воспользоваться ослаблением конкурентов для усиления своих рыночных позиций.

И если в минувшем году «Приват» контролировал около 20% мирового ферросплавного рынка (в среднем по всем группам продукции) – то создание описанного выше вертикально интегрированного холдинга даст ему контроль над 30%.

Кстати, на Марганецком ГОКе инвестиции в развитие на 2008 г. предполагались в размере 10,8 млн грн. – в том числе в замену пневматического оборудования на электрическое, разработку новой модели проходческого комбайна, меры по экономии энергоресурсов, увеличение добычи руды открытым способом. И, по нашей информации с предприятия, эти планы в основном были реализованы. А ОГОК в 2007 г. потратил на техническое развитие в 2 раза больше, чем в 2006 г. А в прошедшем году выполнял капитальный ремонт 2 роторных комплексов, 2 шагающих экскаваторов, дальнейшее восстановление конвейерного хозяйства и т.д.

Сырьевой вопрос

Отметим, что главные источники импорта сырья для ферросплавов в Украину – это, кроме Австралии, ЮАР, Дания, Гана. При этом в 2008 г. и до последнего времени на международных рынках сохранялся дефицит марганцевых руд. Поэтому все вертикально интегрированные ферросплавные группы, располагающие и сырьем, и своими ГОКами, даже к концу прошлого года продолжали «придерживать» руду, поставляя ее прежде всего на свои ферросплавные заводы. А несколько ранее под переработку своей марганцевой руды покупались и новые мощности. Так, казахские инвесторы купили Серовский завод ферросплавов (Россия), бразильская Vale (быв. CVRD; один из крупнейших международных поставщиков марганца) создала свое ферросплавное производство в Европе.

Активизировались в 2008 г. и украинские проекты добычи марганцевого сырья. Так, уже в августе 2008 г. консорциум МК «АрселорМиттал Кривой Рог» и Индустриального союза Донбасса (ИСД) заявил о желании инвестировать $500 млн в освоение крупнейшего в стране Великотокмакского месторождения марганцевых руд. По экспертным оценкам, его запасы оцениваются почти в 1,5 млрд. тонн – это до 70% марганцевых залежей страны. И заметно больше запасов никопольского бассейна, где работают вышеназванные «приватовские» марганцевые ГОКи. Причем в токмакской руде содержание марганца в среднем 25,8%, а в никопольской – лишь 23%.

В июне 2008 г. Запорожским облсоветом на месторождении создано КП «Степногорский ГОК», здесь же было оговорено строительство нового ферросплавного завода. Ориентировочные сроки реализации проекта с момента его начала – 5-7 лет. Председатель Запорожского облсовета Александр Нефедов подтверждает, что инвестору будет предложена в проекте доля на уровне до 70%. И уже перед самым Новым Годом облсовет одобрил меморандум с ИСД о разработке месторождения и строительстве нового ферросплавного предприятия. Годовая мощность будущего завода оценивается в 350 тыс. тонн марганцевых ферросплавов.

За контроль над месторождением с указанным консорциумом, по нашим данным, по-прежнему борется и «Приват», который уже заявил о «возможности нечестного конкурса» по руднику и о том, что будет добиваться запрета на разработку.
А еще одна заинтересованная сторона – «группа Жеваго», владеющая македонским ферросплавным заводом Skopski Legury. В 2006 г. она учредила ООО «Токмакская ферросплавная компания», которое получило разрешение на строительство нового ферросплавного завода (на другом участке Великотокмакского месторождения).

И в целом, и по пунктам

В Украине на сегодня работает 3 крупных ферросплавных завода – Никопольский (НЗФ; крупнейший), Запорожский (ЗЗФ) и Стахановский (СЗФ). Первый контролируется группой «Интерпайп» (по нашим данным, «Приват» также имеет значительную долю в данном предприятии), остальные 2 относятся ко все тому же «Привату». По результатам прошлого года, отмечают нам в Украинской ассоциации производителей ферросплавов (УкрФА), отечественное производство рассматриваемой продукции (в сравнении с 2007 г.) уменьшилось на 21,5%, до 1,4188 млн тонн. В том числе выпуск силикомарганца упал на 26,6% - до 894,9 тыс. тонн, марганца металлического – на 23%, до 8,7 тыс. тонн, ферросилиция (в пересчете на 45% содержания Si) – на 30,1%, до 152,8 тыс. тонн. Вместе с тем, увеличилось производство ферромарганца – на 1,4%, до 362,4 тыс. тонн. К слову, сократился и общий выпуск сырьевого полуфабриката – марганцевого концентрата (на 16,2%, до 1,4466 млн тонн).

В частности, в ноябре минувшего года украинское ферросплавное производство было практически полностью остановлено. Равно как и оба марганцевых ГОКа, сообщил нам исполнительный директор УкрФА Сергей Кудрявцев. Однако в декабре главные производители начали снова запускать мощности – как для сохранения в принципе их работоспособности, так и вследствие небольшого оживления спроса. Так, по состоянию на середину января 2009 г. на ЗЗФ было загружено около 21% мощностей (относительно аналогичного момента года прошедшего), а по итогам 2008 г. выполнено примерно 80% утвержденной годовой производственной программы – 386,2 тыс. тонн.

А НЗФ в конце завершившегося года запустил 5 печей плавильного цеха №9, что позволило в декабре месяце изготовить более 20 тыс. тонн товарных ферросплавов.
В целом ферросплавщики совершенно не исключают стабилизации на своих профильных рынках уже в 2009 г. Так, на СЗФ в этой связи «Минпрому» сообщили: конкуренция на глобальных рынках ужесточается, и это требует от поставщиков активного внедрения инновационных технологий, которые обеспечивают снижение себестоимости производства. К таким технологиям на заводе относят «развитийное» мероприятие, начатое в ушедшем году, однако приостановленное из-за кризиса – строительство комплекса очистных сооружений. Как отмечают на предприятии, такой объект дает возможность снизить расходы на водоснабжение, а также уменьшить зависимость от поставщиков воды. Последнее особенно важно из-за того, что район города Стаханов (Донбасс) недостаточно хорошо обеспечен технической водой.

Кроме того, на 2009 г. рассматривается вопрос строительства на СЗФ тепловой электростанции. По имеющейся информации, запуск такого объекта позволит на 100% обеспечить завод электроэнергией, причем без трудно прогнозируемых ценовых колебаний «свободного» энергорынка.



... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
02.06.20, Анна Долгих
О важности существования независимого регулятора на транспорте в контексте создания системы прозрачных тарифов потребители транспортных услуг уже набили оскомину, рассказывая об этом на всевозможных площадках для коммуникации между бизнесом и властью. Но очередной предложенный проект создания НКРТ еще далек от совершенства.
28.05.20, Ярослав Ярош
"Укрзализныця" задекларировала самое масштабное обновление локомотивного парка за все времена независимости. В период 2021-2025 гг. она намерена приобрести 205 новых локомотивов, для чего начала предварительный отбор поставщиков. Но украинские промышленники дружно раскритиковали условия такого отбора. Камнем преткновения стала норма локализации производства локомотивов в Украине. УЗ согласна минимум в 15%. Машиностроители заявляют, что способны обеспечить и 50-процентную глубину локализации.
28.04.20, Ярослав Ярош
Под предлогом пандемии европейское стальное лобби готовит почву для сокращения квот на импорт стальной продукции на территорию ЕС. В течение апреля Еврокомиссию буквально засыпали просьбами кардинально закрыть внутренний рынок. В обращениях, как правило, речь идет об урезании квот на 75% как минимум на полгода. По плану новые параметры квот Еврокомиссия должна официально объявить 1 июля. Но большинство металлургов из ЕС настаивает на экстренном пересмотре.
17.04.20, Василий Январев
Пандемия коронавируса COVID-19 одним махом перечеркнула все позитивные макроэкономические прогнозы начала текущего года. Оказалось, что невидимый глазу вирус способен нанести украинской экономике урон гораздо больший, чем все торговые войны и геополитические противостояния вместе взятые.
10.04.20, Ярослав Ярош
Мировая нефтяная отрасль переживает крупнейший кризис сбыта в истории. Возможно, именно так выглядит начало конца "нефтяной эры". Никто не гарантирует, что даже беспрецедентное сокращение добычи восстановит спрос и спасет цены на нефть от обвала. Тем не менее 9 апреля Организация стран-экспортеров нефти (OPEC) и Россия договорились снизить во втором квартале суточную добычу на 10 млн баррелей.
08.04.20, Сергей Саливон
Экономическая теория гласит, что государству выгоднее производить товары у себя, чем покупать их за границей. Тем более в условиях кризиса, когда многие страны закрывают свои рынки от украинских товаров. Но какие у нашей страны остались возможности по замещению импорта?
27.03.20, Василий Январев
Пораженная пандемией Европа, ради спасения человеческих жизней, решила принести в жертву экономику. Большинство европейских автомобилестроительных предприятий – PCA, Fiat, Renault, Ford, Volkswagen - уже объявили о приостановке производства на неопределенное время. В связи с карантином остановлены и другие промышленные предприятия, заморожены стройки.
20.03.20, Ярослав Ярош
Мировая пандемия коронавируса поломала все аналитические прогнозы на 2020 год. Эксперты предполагали вялотекущий кризис в экономике, а случился скоропостижный. И судить о его масштабах слишком рано. В лучшем случае глобальная экономика потеряет несколько процентов ВВП, в худшем – скатится до параметров Великой депрессии, когда мировая торговля сократилась на 50%.
16.03.20, Василий Январев
Продолжающееся на протяжении восьми месяцев падение объемов промышленного производства в Украине заставляет власти искать способы стимулирования этого важнейшего сектора отечественной экономики. Пока в Украине не назначен министр экономики, а профильного министерства нет уже очень давно, эту работу взял на себя парламентский комитет по вопросам экономического развития.
12.03.20, Ярослав Ярош
Правительство Алексея Гончарука собиралось в течение 5 лет закрыть все убыточные госшахты в Украине. Новый премьер Денис Шмыгаль более консервативен в этом вопросе. "Шахта – не киоск", –заявил он. Поэтому нужно вести речь о развитии угольных регионов, а не закрытии шахт. Но на их дотирование государство тратит в последнее время более 2 млрд грн в год.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!