Подробнее Запомнить город


Есть ли свет в конце трубы?

22.01.09
размер текста:

Среди многочисленных подотраслей украинской металлургии трубная промышленность одной из первых ощутила трудности роста после нескольких лет изобилия. Уже по итогам 2007 года она продемонстрировала крохотное (всего лишь на 0,4%), но все же падение объемов производства. По окончании 2008 года эта "мелочь" разрослась до 6-7%, а в отдельно взятом четвертом квартале темпы падения вообще были удручающими -- более 30%. Трубники-пессимисты предполагают, что 2009 год готовит их отрасли даже 10-процентное падение производства. Оптимисты надеются, что объем выпускатруб в первом полугодии удастся стабилизировать на уровне конца 2008 года, а далее индустрия начнет потихоньку рости.

По данным объединения "Укртрубопром", собравшего в своих рядах всех крупных производителей стальных труб, эти самые производители выпустили в 2008 году 2 миллиона 404 тысячи тонн труб, что составляет около 93% от показателя 2007 года. Оперативные данные Министерства промышленной политики чуть веселее. Согласно министерской статистике, производство труб в стране упало всего на 6% -- до 2,456 миллиона тонн. На фоне того, что производство, например, сталепроката сократилась за этот же период на 13%, выпуск метизов -- вообще на 30%, общий результат трубников кажется не столь уж и плачевным. Но и веселья по этому поводу не наблюдается. Ведь совсем недавно, на протяжении 2003-2006 годов, выпуск труб в Украине ежегодно увеличивался на 13-15%. Золотое было время! Украина давала более 8% от общемирового трубного вала, более 80% произведенных труб отправляла на экспорт, при этом отпускные цены за год повышались, бывало, почти в 2 раза.

Нарушил эту идиллию не глобальный кризис. Он ее доломал. Первопричиной всех бед украинских трубников стало закрытие российского рынка. 10-процентное падение производства труб в Украине было зафиксировано уже по результатам первой половины 2008 года, когда большинство других подотраслей ГМК чувствовало себя еще весьма благополучно. Испортил общие показатели трубной промышленности Харцызский трубный завод -- крупнейший в стране производитель труб большого диаметра. За январь-июнь 2008 года он произвел продукции на 60% меньше, чем за аналогичный период годом ранее. Во втором полугодии вслед за "титаником" ХТЗ потянулись на дно и другие трубные заводы, хотя сами харцызские трубники сумели несколько подтянуть показатели. В целом по итогам 2008 года завод произвел около 388 тысяч тонн труб, что на 76,2% меньше, чем за предыдущий год.

Проблема Харцызского трубного завода заключается в том, что в 2008 году он так и не дождался дождя заказов с российской стороны, а на другие рынки переориентироваться не успел. Во второй половине 2008-го единственным крупным "живым" контрактом в портфеле предприятия стала поставка труб диаметром 1076 мм для узбекского и казахского участков газопровода "Средняя Азия -- Китай".

По мнению руководителя "Укртрубопрома" Леонида Ксаверчука, рынок сбыта Харцызского трубного завода в России с каждым днем сужается по причине развивающегося производства ТБД на Выксунском, Ижорском, Челябинском, Волжском заводах, поэтому сейчас коллектив ХТЗ связывает надежды стабилизации производства со среднеазиатскими заказами и освоением новых видов труб. В частности, на предприятии введена в эксплуатацию новая линия по производству труб большого диаметра с одним прямым швом, которая позволяет выпускать трубы сечением 500-1420 мм со стенкой до 40 мм в объеме 200-300 тысяч тонн в год; освоено производство электросварных прямошовных труб сечением 508 мм с толщиной стенки от 7,1 мм до 23,8 мм из отечественного толстолистового проката повышенной категории прочности и т.п. Но пока эти меры не привели к полному оздоровлению сбыта, хотя позитивная динамика в конце года по сравнению с его началом налицо.

Кто порадовал в прошлом году своими показателями, так это Луганский трубный завод, выпустивший почти 260 тысяч тонн продукции, что примерно на 13% больше, чем годом ранее. Правда, это достижение было омрачено вынужденной остановкой завода в декабре, связанной с затоваренностью заводских складов готовой продукцией, а также с кадровыми перестановками в трейдерских компаниях, обслуживающих завод. Но даже смазанная концовка не помешала ЛТЗ со значительным отрывом опередить коллег по отрасли по темпам прироста производства. При этом завод успел еще до кризиса установить у себя шестой по счету трубоэлектросварочный агрегат (ТЭСА 26-89), однако не успел смонтировать новый агрегат продольной резки рулона, с помощью которого планировал полностью покрыть свои потребности в резаном штрипсе.

В формате "с серединки на половинку" закончили 2008 год заводы, входящие в трубный дивизион корпорации "Интерпайп" -- Новомосковский трубный, Нижнеднепровский трубопрокатный, и никопольский "Нико Тьюб". Первый из них даже несколько увеличил объемы производства, несмотря на то что в ноябре-декабре месячные объемы производства здесь упали до 5 тысяч тонн, тогда как раньше завод давал более 27 тысяч тонн трубной продукции в месяц. Нижнеднепровский ТПЗ удержался в 2008 году в рамках 10-процентного падения, на "Нико Тьюб" спад составил около 15%.

Итоговую статистику по своим трубным предприятиям корпорация "Интерпайп" пока не обнародовала, а результаты работы заводов за январь-ноябрь таковы: Нижнеднепровский произвел 513,5 тысячи тонн труб (-6,5% от показателя за аналогичный период 2007 года), Новомосковский -- 276,5 тысячи тонн (+7,2%), "Нико Тьюб" -- 334,4 тысячи тонн (-12,7%).

Подсластить пилюлю не очень удачного в производственном смысле года "Интрепайпу" могут две серьезные победы в борьбе со своими внешними конкурентами. Первой можно считать введение с 1 октября 2008 года квот на импорт в Украину обсадных и насосно-компрессорных труб диаметром до 406 мм. Это ограничение будет действовать на протяжении 3 лет, а размер квот в каждом году будет меняться. Такая мера призвана защитить отечественный рынок прежде всего от китайской и российской продукции. Вторая победа --это решение Европейской комиссии от 16 декабря 2008 года о снижение до уровня 10,7% пошлины на импорт бесшовных и сварных труб Нижнеднепровского и Новомосковского трубных заводов. До сих пор продукция первого из предприятий облагалась на рынках ЕС пошлиной в 30,9%, второго -- аж 44,1%.

Таким образом, "Интерпайп" получил форы для увеличения в 2009 году объемов сбыта и на заграничных, и на отечественном рынках. Последний, как отмечают в корпорации Виктора Пинчука, пока недооценен украинскими трубниками, что косвенно и стало причиной проникновения на него импортеров, хотя национальная трубная отрасль способна практически на 100% покрывать внутренний спрос.

Так, в 2007 году уровень спроса на обсадные, буровые и насосные трубы в Украине трейдеры оценивали в более чем 100 тысяч тонн. Правда, в 2008 году он несколько сократился, поскольку упали темпы буровых работ и замедлилась добыча нефти и газа. Тем не менее, этот сегмент остается крайне важным для "Интерпайпа", поскольку здесь он не имеет достойных соперников из числа других отечественных трубников. Кроме того, данный сегмент имеет все предпосылки для расширения, например, за счет активизации шельфовой добычи углеводородов, а также вследствие начала масштабного поисково-добывающего проекта компаний "Укргазвыдобування" и Shell в Днепровско-Донецкой впадине. Возможно, как раз в расчете на это в прошлом году на входящем в состав "Интерпайпа" заводе "Нико Тьюб" веден в эксплуатацию новый комплекс по производству насосно-компрессорных труб с высаженными концами мощностью 30 тысяч тонн в год.

В целом же емкость украинского рынка труб генеральный директор "Укртрубопрома" Леонид Ксаверчук оценивает примерно в 900 тысяч тонн. На его взгляд, до сих пор он развивался слабо из-за низкой платежеспособности украинских потребителей трубной продукции (экспортировать ее было намного выгоднее), но сейчас этому рынку могло бы дать толчок начало реализации правительственной программы по модернизации трубопроводной сети Украины, достигшей 30-40-летнего износа. В таком случае, оба крупнейших отраслевых предприятия -- Харцызский и Новомосковский трубные заводы -- были бы обеспечены заказами как минимум на несколько лет вперед.

Правда, последний из более-менее крупных трубопроводов был проложен в Украине целых четыре года назад. Тогда ветка "Жулино-Надвирна" соединила Надвирненский НПЗ в Прикарпатье с системой нефтепроводов "Дружба". Все остальные обнародованные трубные проекты, такие как достройка до польского Плоцка нефтепровода "Одесса-Броды" или прокладка новой газотранспортной нити "Богородчаны-Ужгород", так и не смогли оторваться от бумаги. Но совсем без лучиков оптимизма жить нельзя. Надо лишь научиться их высматривать. Вот, например, "Укртранснафта" объявила недавно тендер на поставку труб для 52-километровой трубопроводной ветки от терминала в порту Южный до Приднепровских магистральных нефтепроводов. .

У "Черноморнефтегаза" возникла необходимость построить 82-километровый подводный шлейф от шельфового Одесского газового месторождения к берегу. Масштабную программу модернизации газотранспортной системы утвердила и компания "Укртрансгаз". В ее рамках самый лакомый куш для отечественных трубников -- это практически полная переукладка старейшего из магистральных трансевразийских газопроводов ("Союз") на его украинском участке. Длина этого участка более 1,5 тысячи километров. Осталось лишь привлечь под эти работы кредит Евросоюза.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!