Подробнее Запомнить город


Актуальные проблемы и перспективы развития угольной отрасли Украины

17.10.08
размер текста:

У нас в стране существует убеждение, что уголь – это единственный энергоноситель, который (в отличие от нефти и газа) присутствует в достаточном количестве, поэтому угольная отрасль – стратегическая для Украины.

Да, действительно, по запасам каменного угля и его добыче Украина находится в первой десятке стран мира. Только разведанных запасов у нас 54 млрд тонн. В структуре украинских запасов органического топлива уголь занимает 95%. Но, на наш взгляд, утверждение о стратегической важности угольной отрасли справедливо только для тех марок углей, которые используются энергетикой.

Угледобывающая промышленность Украины – традиционно дотационная отрасль. Угольные пласты у нас, в отличие от Кузнецкого бассейна в России, где они доходят до 30 метров, маломощные, уголь залегает на большой глубине. 70% украинских угольных пластов – это пласты до 1 метра толщиной. Технологически они тяжело добываемые и очень затратные.

По информации Минуглепрома, в прошлом году было добыто 75,4 млн тонн угля. Из них на государственных шахтах – 42,2 млн тонн. Остальное – на частных. Плюс еще около 3 млн тонн угля все еще ежегодно добывается на нелегальных шахтах, так называемых "копанках". Теоретически без существенных инвестиций на действующих шахтах Украины можно добывать порядка 80-85 млн тонн угля в год. А при создании благоприятных условий в среднесрочной перспективе реально довести общий уровень добычи рядового угля до 100 млн тонн в год. При этом только около 35% составят коксующиеся угли, востребованные металлургами, остальное – энергетический уголь.

Сегодня, как никогда, обострилась проблема обеспечения отечественных коксохимов качественными коксующимися углями. С одной стороны, на шахтах, добывающих коксующийся уголь, – самый высокий уровень метана в угольных пластах, что обуславливает их потенциальную аварийность и серьезнейшую опасность для труда шахтеров. Недавний яркий пример – ряд трагических аварий на донецкой шахте им. Засядько. С другой стороны, украинский коксующийся уголь характеризуется крайне низким качеством вследствие высокого содержания серы (вредной примеси в коксе и металле).

Отечественные металлурги все чаще отказываются покупать украинский коксующийся уголь. Среди основных причин – несоответствие достаточно высокой цены и низкого качества отечественного угля. Кроме того, металлургам крайне неудобно приобретать сырье на спотовом рынке. Добыча угля, а также коксохимическое и металлургическое производство – это непрерывный производственный процесс. Поэтому во всем мире основная часть коксующегося угля, как и прочих видов металлургического сырья, продается по долгосрочным контрактам.

Очередная попытка ГП "Уголь Украины" (оператор Оптового рынка угольной продукции Украины) реализовать на торговой площадке Универсальной товарно-сырьевой биржи коксующийся уголь с поставкой в сентябре 2008 года оказалась безрезультатной. Аукционная сессия, назначенная 16-17 сентября, как и две предыдущие, не состоялась из-за отсутствия заявок от потенциальных покупателей.

Таким образом, правомерно утверждать, что детали аукционного процесса не были до конца проработаны. И сейчас имеет место классическое распределение рисков между "спотом" (аукционами) и долгосрочными контрактами – в какие-то периоды благодаря аукционам государство действительно могло бы получить немного больше средств от продажи угля, а в какие-то – часть угля может остаться вообще непроданной, что и произошло в прошлом месяце. Это еще один аргумент в пользу заключения долгосрочных контрактов. На наш взгляд, долгосрочные контракты между производителями коксующегося угля и косохимами – единственный верный путь, способный обеспечить стабильность отечественному углепрому и металлургии.

Но несмотря на участившиеся отказы металлургов от коксующегося угля отечественного производства, украинский импорт коксующихся углей продолжает стремительно расти. В 2007 году украинские предприятия импортировали 7,8 млн тонн угольного концентрата и более 2 млн тонн кокса (в 2006 г. соответственно 6,9 млн тонн и 1,2 млн тонн). Доля импортного угольного концентрата составила в прошлом году 31,5% от общего потребления коксующегося угля в Украине, доля импортного кокса во внутреннем потреблении – 9,4%. По оценкам аналитической группы "Металл-Эксперт" за 8 месяцев 2008 года украинский импорт коксующихся углей уже составил 7 млн тонн (+ 50% к соответствующему периоду 2007 года).

При этом наш основной поставщик - РФ - уже не в состоянии обеспечивать растущие запросы украинских металлургов по причине бурного роста собственной металлургии. До конца этого года Россия планирует ввести ограничение на экспорт коксующегося угля из страны. Российское правительство создало межведомственную комиссию, которая рассматривает вопрос о введении лимита на вывоз угля. На таком решении настаивают российские металлургические компании, которые жалуются на нехватку кокса. Министерство промышленной политики Украины прогнозирует дефицит коксующегося угля в размере около 10 млн тонн уже в 2009 году.

Поэтому весьма вероятно, что добыча коксующегося угля в Украине по причине ухудшения горно-геологических условий и абсолютно обоснованного повышения техники безопасности будет сокращаться. Единственный выход для металлургов – импорт коксующихся углей с австралийского и американского континентов, где они в избытке. Но для этого необходимо в кратчайшие сроки преодолеть существующие инфраструктурные ограничения. Перевозки угля морем осуществляются крупнотоннажными морскими судами и целесообразны при использовании судов дедвейтом не ниже 70 тыс. тонн.

Наиболее же эффективно использование судов дедвейтом 100-150 тыс. тонн, осадка которых достигает 16,5 метра. Сейчас в Украине нет ни одного перегрузочного терминала в глубоководном черноморском порту для приема таких судов, поэтому металлурги используют сложную и дорогостоящую схему доставки. Она предусматривает перегрузку в румынском порту Констанца с крупнотоннажных на более мелкие суда, которые смогли бы принять украинские порты. Стоимость дополнительных перевалок и перевозок, естественно, существенно увеличивает себестоимость украинской металлопродукции. К тому же вследствие сложности такая схема не очень надежна, что может создать трудности в непрерывном металлургическом производстве.

Таким образом, Украине просто необходим мощный терминал в одном из глубоководных черноморских портов (Севастополь, Одесса, Ильичевск, Южный), приспособленный под перевалку угля.

Несколько слов о перспективах развития угольной отрасли Украины.

Со времен обретения Украиной независимости каждое новое правительство, президент, депутаты парламента, профильные министерства и прочие органы власти пытались инициировать различные проекты реформирования отечественной угольной промышленности. Но, как говорится, ʺвоз и ныне тамʺ.

Безусловно, ситуация в угольной отрасли уже давно требует эффективного реагирования государства, поскольку напоминает "черную дыру", которая с завидным постоянством забирает бюджетные средства и, к огромному сожалению, человеческие жизни. При этом мы считаем, что без создания эффективных механизмов взаимодействия между государством и частным капиталом в угольной отрасли никакие действия ожидаемого результата не принесут.

Для увеличения объемов производства государственных шахт отрасли наиболее действенным способом могла бы стать приватизация, о которой говорят уже много лет. Только при переходе перспективных шахт в руки заинтересованных в их развитии инвесторов станет возможным частичное снижение дефицита коксующихся углей.

Но механизм приватизации предприятий Минуглепрома должен быть тщательно продуман. Сейчас активно муссируется тема формирования так называемых смешанных лотов при продаже государственных угольных предприятий. Идея этих лотов заключается в том, чтобы в нагрузку к потенциально интересным для частных инвесторов активам добавить менее интересные и даже откровенно неликвидные объекты. Например, участок перспективной земли под разработку + шахта или шахта + теплогенерирующее предприятие. Недальновидно считать, что инвестор станет переплачивать за такие лоты. На наш взгляд, гораздо более эффективным способом стала бы продажа тех активов, за которые можно получить максимальную цену, на открытом конкурсе.

Ни для кого не секрет, что высокой ликвидности инвестиций отечественная угольная отрасль дать не может. Бизнес, который пойдет в украинскую угольную промышленность, – это либо вертикально-интегрированные энергетические и металлургические компании, либо корпорации, которые заинтересованы в увеличении своей рыночной стоимости в целом за счет повышения энергетической безопасности.

Корпорация ArcelorMittal неоднократно заявляла о готовности принять участие в приватизации украинских угольных шахт, так как хочет избавиться от необходимости импортировать сырье. Помимо ArcelorMittal, приватизация угольных шахт может заинтересовать отечественные ИСД и "Метинвест", заинтересованные в качественных коксующихся углях, а также российские вертикально интегрированные горно-металлургические холдинги (например, Evraz).

Проблемы "глубокого залегания" давно уже прошли многие страны Европы. Как правило, происходило одно и то же: закрытие убыточных шахт и приватизация потенциально прибыльных. Поэтому государству в первую очередь нужно думать о механизмах вывода из эксплуатации шахт, отличающихся особо сложными горно-геологическими условиями и, соответственно, крайне высокой себестоимостью добычи. Государство могло бы взять на себя обязательства помочь частным инвесторам на этапе закрытия таких шахт либо само финансировать их закрытие за счет средств, вырученных от продажи ликвидных угольных активов. Именно таким образом решалась схожая проблема в странах ЕС.

Реформы Маргарет Тэтчер в 1980-е годы вызвали крупнейшую забастовку шахтеров в Великобритании, но были доведены до конца и привели к закрытию большинства нерентабельных шахт в королевстве. Сейчас в Британии на шахтах работают около 7 тыс. человек, в то время как в 1985 г. работали 220 тыс.

В ходе реформирования угольной промышленности в Польше (в 1990 г. в отрасли было задействовано 388 тыс. человек) количество работающих сократилось более чем в два раза.

В январе 2007 г. правительство Германии объявило о закрытии восьми угольных шахт к 2018 г., что приведет к увольнению 35 тыс. шахтеров.

При этом указанные правительства более-менее честно выплачивали компенсационные выплаты уволенным шахтерам. В Польше сокращаемым шахтерам выплачивались денежные компенсации в размере 12 тыс. долл. В Великобритании уволенные шахтеры получали до 5 тыс. фунтов компенсации (правда, это не касалось шахт, закрытие которых происходило по причине выработки ресурса). Нет уверенности, что украинское правительство готово к таким выплатам.

В 80-х в Великобритании, в 90-х в Польше и Румынии оставили работать шахты, которые производили более 3 млн тонн угля в год. В Украине объединений, добывающих уголь на уровне 1 млн тонн в год, насчитается не более 20, а свыше 3 млн тонн - 10.

В 1991 году в Украине работало 283 шахты, сегодня – 164.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 2

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!