Подробнее Запомнить город


Правительство удорожает недра

21.01.09
размер текста:

Экономический кризис и спровоцированное им резкое ухудшение финансовых показателей деятельности украинских предприятий уже в начале текущего года могут привести к образованию значительного дефицита госбюджета. Между тем, правительство намерено, по меньшей мере, сохранить расходы на прежнем уровне, а образовавшуюся недоимку, компенсировать усилением и диверсификацией налоговой нагрузки на бизнес. В частности, в госбюджете 2009 года Кабмину удалось протащить ряд норм, которые почти в полтора раза увеличивают плату за пользование недрами страны. Учитывая, что на добычу и первичную обработку полезных ископаемых в Украине приходится около 25% всего промышленного производства, последствия столь резких фискальных решений могут привести к значительным потерям для экономики в целом.

Политика управления потенциалом украинских недр в Украине отсутствует как таковая. Традиционно государство и бизнес рассматривают платежи, взимаемые за их использование как дополнительный источник финансирования. Если в тот или иной момент во власти сильны позиции «сырьевого капитала», то ставки платежей являются минимальными, а сэкономленные горняками деньги идут на инвестиции, либо пополнение оборотного капитала. В случае, когда у власти оказываются «левые силы» (не столько по форме, сколько по сути), плата за пользования недрами повышается и направляется на финансирование преимущественно социальных программ (другими словами, «на проедание»).

Основу бюджетных поступлений от использования украинских недр составляют рента и плата за их использование. И если суть и методика взыскания первой достаточно ясны, то администрирование последней требует кардинальной реформы, поскольку в его основу положена еще советская идеология. В СССР плата за недропользование взималась с горно-обогатительных комбинатов, и направлялись в фонд, с которого финансировались затраты геологических служб.

Иными словами, государственные ГОКи попросту перераспределяли государственные же деньги. В новых рыночных условиях платежи за пользование недрами рассматриваются как плата за пользование общественными благами, поскольку, согласно Конституции, недра являются исключительной собственностью украинского народа. Добывающие предприятия не владеют недрами, а только имеют право пользования ими. Не вызывает сомнения, что плата за пользование недрами должна быть достаточной, чтобы компенсировать Украине истощение ее ресурсов.

Осознание этого факта пришло украинским властям еще несколько лет назад. Однако, как часто бывает, воплощать такие подходы на практике они взялись с революционным запалом. От этого незамедлительно пострадал весь горно-металлургический комплекс, работа которого непосредственно связана с добычей полезных ископаемых, и, соответственно, прямо зависит от себестоимости этой добычи. Первые изменения коснулись добычи железной руды – основной статьи добычи неэнергетических полезных ископаемых. В 2004 году плата за нее выросла в 20 (!) раз.

До этого платежи составляли всего лишь 0,03 грн. (что зачастую было оправдано, учитывая сложнейшие горно-геологические условия разработки украинских месторождений), но их увеличили до 0,5-0,7 грн. в зависимости от условий добычи. В 2005 году ставки выросли еще на 30-90%. В 2006 году процесс повышения стоимости пользования недрами коснулся добычи марганцевой руды (рост в 3,5 раза) и коксующихся углей (рост в 2,8 раз). После спокойного 2007 года ставки всех платежей снова резко были повышены в 2008 году.

Базовые нормативы за пользование недрами, грн./тонн

   2003 2004  2005  2006  2007  2008  2009 
 Руды для обогащения
 (до 53% Fe)
 0,03  0,7 0,9 0,9  0,9  1,5   2,6
 Богатые руды
 (больше 53% Fe)
 0,1 2,5  4,5  4,5  4,5  5,15  7,4 
 Марганцевые руды  0,17  0,17  2 7,5   7,50 7,50  10,8 
 Коксующийся уголь  0,27 0,27  0,27  0,75  0,75  1,00  1,44 


Отдельно стоит отметить рост ставок на флюсо-доломитную продукцию. Едва только (еще несколько лет назад глубоко убыточная) отрасль стала «становиться на ноги», как в 2008 году получила неприятный «сюрприз»: ставки платежей за пользование недрами были увеличены по доломиту – в 12 (!) раз, по известняку флюсовому – в 20 (!) раз.

В условиях значительных доходов, которые получали горнодобывающие предприятия в последние несколько лет, постепенное увеличение платежей за пользование недрами, даже самими горняками, воспринималось как вполне рациональный и справедливый шаг. К слову, в Бразилии, и Австралии – основных центрах производства ЖРС, где руда залегает практически на поверхности, подобные платежи находятся на уровне 3-5% от себестоимости продукции. Украина, в последнее время, также стала приближаться к этой цифре. Но, если мы хотим сохранить конкурентоспособность отечественного ЖРС, то, ни в коем случае, нельзя не учитывать существенную разницу в других статьях себестоимости, обусловленную спецификой наших труднодоступных железорудных месторождений, предполагающих необходимость ведения огромных объемов вскрышных работ.

В условиях резкого падения цен на все виды товарной продукции ГМК, дальнейшее усиление фискальной нагрузки создает эффект ценовых ножниц и вымывает и без того низкую ликвидность предприятий. Несмотря на это, правительство решилось на данный шаг, который оно реализовало в законе о госбюджете на 2009 год. В соответствии со статьей 10 главного финансового документа страны, ставки платежей за пользование недрами попросту увеличились на 43,9% без каких-либо объективных оснований для этого увеличения. Кроме того, указанная инициатива прямо противоречит "Меморандуму взаимопонимания между Кабинетом министров и предприятиями ГМК", подписанному 10.11.2008 лично премьер-министром Ю.Тимошенко, и в котором правительство обязалось «оставить уровень платы за пользование недрами на существующем уровне, не вносить повышающие корректирующие коэффициенты к мероприятиям антикризисного характера».

Закон существенным образом увеличивает себестоимость добычи всех видов минерального сырья для металлургии (железорудного, марганцеворудного, флюсо-доломитного, огнеупорного). Согласно расчетам Кабмина, дополнительные затраты промышленных предприятий составят свыше 1 млрд грн. в 2009 году. Эта огромная в нынешних условиях сумма распределится по всей технологической цепочке: от непосредственно добычи металлургического сырья до производства продукции с более высокой добавленной стоимостью (металлургия, производство труб, метизов, ферросплавов, машиностроение, строительство, и т.п.). Следовательно, увеличение платы за добычу полезных ископаемых мультипликативным эффектом неизбежно повысит себестоимость товарной продукции всех секторов ГМК и связанных отраслей экономики. К слову, именно более высокая себестоимость стала главным фактором потери украинскими металлургами экспортных рынков во второй половине 2008 года.

При этом ничем не обоснованное увеличение платежей за использование недр ставит на грань банкротства целый ряд предприятий ГМК. Прежде всего, это касается производителей флюсо-доломитной продукции и огнеупорных глин (доля платежей за добычу класса глин, которые используются в производстве огнеупоров, в себестоимости готовой продукции достигает 20%, что делает ее нерентабельной). Таким образом, сокрушительный удар нанесен по целой группе базовых отраслей украинской экономики, в которых занято свыше 650 тысяч работников.

Тотальное повышение платы за пользование недрами на этот раз оказалось очень противоречивым решением. Безусловно, оно увеличит ресурсные платежи в государственную казну, однако вряд ли, положительно отразится на финансовых показателях предприятий ГМК и улучшении использования природных ресурсов государства. Опыт европейских стран показывает, что добиться этих целей можно только благодаря системной стратегической политике.

Вплоть до 80-х годов прошлого столетия в ЕС, как сегодня в Украине, основной доходной частью бюджета являлись налоги на труд и налоги на капитал. Однако позже европейцы для рационализации и повышения эффективности использования природных ресурсов начали постепенное усиление налоговой нагрузки на добывающую промышленность. Одновременно они снижали налоги на труд и капитал. Это стимулировало в ЕС развитие промышленности с высоким уровнем добавленной стоимости за счет сырьевых секторов экономики. Повышая в разы плату за пользование природными ресурсами, правительственные чиновники очень любят обосновывать это внедрением европейской практики. В частности, в июне 2008 года глава Министерства охраны окружающей природной среды Георгий Филипчук объявил о предстоящем повышении платы за недропользование в среднем в 3-4 раза, аргументируя это тем, что в Украине уровень данных сборов значительно ниже, чем в Европе. Между тем, такие заявления в большей мере являются спекулятивными и конъюнктурными.

Очевидно, что для стимулирования развития наукоемких отраслей экономики и максимизации эффективности использования сырьевых ресурсов, усиление фискального давления является необходимым шагом. Однако, еще более очевидно, что оно должно происходить постепенно, и компенсироваться снижением налоговой нагрузки на приоритетные отрасли экономики по другим налогам и сборам.

Сегодняшняя экономика Украины находится на стадии экономики ЕС 20-летней давности. На НДС, налог на прибыль и подоходный налог в Украине приходится свыше 80% налоговых поступлений в национальный бюджет. При этом доходы от использования природных ресурсов, после повышения, составят 3,2 млрд грн., причем 1,7 млрд грн. (53%) из них составит плата за пользование недрами.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
24.09.18, Игорь Воронцов
Торговая война США против остального мира, начатая нынешним президентом Дональдом Трампом, вышла на новый уровень после введения с 24 сентября очередной порции тарифных ограничений на импорт китайских товаров стоимостью 200 млрд долл. в год.
21.09.18, Ярослав Ярош
Фонд госимущества намерен до конца текущего года продать контрольный пакет акций электрогенерирующей компании "Центрэнерго" и таким образом хоть чуть-чуть наполнить бюджет по статье "Поступления от приватизации". Конкурса с нетерпением ждут украинские "угольные генералы", заинтересованные в закрытии сделки еще до президентских выборов. Но они же могут и сорвать продажу, пытаясь помешать друг другу.
19.09.18, Павел Вернивский
Недавняя новость: Беларусь отказалась от кредитов Международного валютного фонда. Возможно, многим данный факт не покажется чем-то особенным, но можно вспомнить и Польшу, которая приняла аналогичное решение годом ранее. Почему же мы так зависим от этой организации? Если названные страны отказались от кредитов МВФ, способна ли и Украина поступить так же? И если подобное невозможно сегодня, то как сделать это реальным в будущем?
17.09.18, Игорь Воронцов
Скупка наличной валюты населением через официальные обменные пункты в августе вернулась к кризисным значениям января-февраля 2015 г. Означает ли это, что всем нам следует готовиться к обвалу курса гривны, МинПром выяснил с помощью экспертов.
14.09.18, Максим Полевой
У "Днепроспецстали" в 2018 году возникли трудности из-за ослабления спроса, подорожания сырья и энергоносителей. Это привело к росту импорта нержавейки в Украину, тем более что ее мировое производство активно растет.
10.09.18, Игорь Воронцов
Серьезные изменения наметились в стальном балансе Турции, а это один из наиболее важных рынков сбыта для украинских металлургов. Смогут ли они воспользоваться благоприятной ситуацией, станет ясно ближе к концу года. Тем более что по-прежнему существует ряд внутренних факторов, сдерживающих развитие отрасли.
07.09.18, Анна Ганзенко
Очередная эпопея с доставкой по Днепру херсонских арбузов киевским покупателям снова напомнила, что отрасль речных грузовых перевозок в Украине еще существует. Однако беспристрастная статистика свидетельствует, что небывалый общественный интерес к барже с арбузами, за передвижением которой и в прошлом, и в этом году, следили чуть ли не все ведущие масс-медиа страны, так и не смог убедить законодателей своевременно предоставить отрасли более комфортные условия для возрождения былого потенциала.
05.09.18, Игорь Воронцов
Новое падение курса гривны в этом году началось даже раньше, чем в прошлом. При этом Национальный банк Украины традиционно рапортует, что фундаментальных причин для обесценивания гривны нет. Тем не менее она уже благополучно потеряла 10% своей стоимости за последние 1,5 недели.
03.09.18, Ярослав Ярош
В конце августа Украина подала сразу 2 апелляции на решения Всемирной торговой организации: по кейсу DS 499 о поставках железнодорожных вагонов в Россию и по кейсу DS 493 об импорте российской аммиачной селитры. Прецедентов, когда ВТО меняет свое первоначальное мнение, немного. Но время мы потянуть можем, и особенно в споре вокруг удобрений это имеет существенное значение.
29.08.18, Максим Полевой
Европейские чиновники говорят, что ЕС окончательно оправился от последствий экономического кризиса 2008 года. Помешать укреплению тренда могут капризы президента США Дональда Трампа и выход Великобритании из Евросоюза.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!