Подробнее Запомнить город


Коксующиеся угли: через тернии к спросу

14.01.09
размер текста:

В последние годы украинское производство коксующегося угля стабильно снижалось. Так, если в 2003 г. оно составило 27,9 млн тонн, в 2004 г. – 27,5 млн тонн, то уже в 2005 г. – 24,4 млн тонн, в 2006 г. – 21,8 млн тонн, а в 2007 г. – всего лишь 20,1 млн тонн. Для сравнения, выпуск энергетического угля был таким: в 2003 г. – 11,6 млн тонн, 2004 г. – 11,4 млн тонн, 2005 г. – 11,7 млн тонн, 2006 г. – 14,6 млн тонн, 2007 г. – 14,1 млн тонн.

Параметры рынка.

По оценкам УНПА "Укркокс", в 2008 г. предприятия Украины потребили приблизительно 28 млн тонн коксующихся углей. При этом внутреннее производство составило немногим более 17 млн тонн, остальная потребность была покрыта импортом на общую сумму почти 3 млрд долл. В том числе – порядка 7 млн тонн концентрата из России; меткомбинат "АрселорМиттал Кривой Рог" завозил угли из Казахстана, Индустриальный союз Донбасса – из США и Канады.

В то же время к концу года падение выпуска кокса позволило практически полностью отказаться от импорта углей. Не будут, скорее всего, завозиться угли и в ближайшие месяцы – тем более из "дальнего зарубежья". Хотя еще по результатам января-ноября относительно 11 месяцев 2007 г. импорт коксового угля на отечественный рынок был больше на 2,5% (9,5 млн тонн).

Отметим: еще в 2006 г. украинские добытчики коксующихся углей вели активную лоббистскую борьбу против его импорта, в т.ч. пытались инициировать антидемпинговое расследование. Одним из формальных поводов стал импорт угля из Казахстана криворожским меткомбинатом.

Кстати, в числе многосторонних "антикризисных" договоренностей конца года – как известно – был пункт о том, что металлурги страны должны выкупать у угольщиков некий минимальный объем коксующихся углей. Однако по заявлениям почти всех участников рынка, это соглашение по состоянию на конец 2008 г. и близко не выполнялось. Впрочем, как и большинство иных "антикризисных" договоренностей – скажем, тот же широко пропиаренный Меморандум между правительством и металлургами.

В кризисных условиях предприятия-поставщики углей для коксования в конце прошлого года прогнозируемо снижали цены. Так, по информации наших собеседников в Министерстве промышленной политики, если в августе 2008 г. по краткосрочным контрактам цены на угольный концентрат марок "К", "Ж" и "Г" составили 370 долл./тонн, 340 долл./тонн и 207 долл./тонн соответственно – то ко второй половине декабря они упали до $100 долл./тонн, 105 долл./тонн и 75 долл./тонн. То есть, в среднем не меньше чем в 3 раза. Несмотря на это, к Новому Году запасы коксового угля на складах производителей составляли 180-190 тыс. тонн.

Хроника и новости госфактора.

Как известно, проекты оптимизации работы угольной отрасли Украины существовали задолго до современного глобального экономического кризиса. Ключевым вопросом здесь, несомненно, была и остается приватизация оставшихся государственных шахт. К примеру, еще летом 2006 г. новоназначенный (тогда) премьер-министр Виктор Янукович заявлял, что для нормальной работы отечественного ГМК шахты по добыче коксующегося угля должны быть включены в металлургические холдинги. То есть, в вертикально интегрированные цепочки "уголь-кокс-металл" (такой полной цепочкой обладает, в частности, Метинвест Холдинг). Данный тезис тогда был включен и в программу дальнейшей работы Министерства угольной промышленности. А уже в конце 2006 г. данное министерство обнародовало блок из 7 участков, наиболее перспективных для строительства новых шахт, с суммарными запасами свыше 1 млрд тонн угля и общей годовой мощностью добычи 17,7 млн тонн.

Самым перспективным был назван проект "Краснолиманская-Глубокая", другие проекты – "Добропольская-Капитальная", "Самарская-Капитальная" (все – Донецкая обл.), "Новосветловская", "Боржиковская" (Луганская обл.), "Червоноградская №3", "Тягловская №1" (Львовская обл.). Ориентировочный объем необходимых капиталовложений по всем этим проектам был тогда оценен в более чем 20 млрд грн.

Далее, в позапрошлом году Минуглепром начал создание на базе госшахт т.н. оптового рынка угольной продукции (ОРУП) – по аналогии с ранее созданным оптовым рынком электроэнергии. По этому проекту предполагалось, что ключевой оператор рынка – ГП "Уголь Украины" - оценивает текущий спрос на угольную продукцию и в зависимости от этого планирует и корректирует объемы поставок. Также за ГП закреплялось установление усредненной цены на уголь (исходя из его себестоимости на различных шахтах) и борьба с демпингом.

Напомним, в конце 2003 г. Минтопэнерго создало Оптовый рынок энергетического угля. А в 2004 г. президент Леонид Кучма подписал указ о создании НАК "Уголь Украины" - в составе, в частности, госпредприятий "Угольная энергетическая компания" и "Угольная коксовая компания" (на базе некорпоратизированных ГП). Впоследствии из-за борьбы за контроль над НАК ее формирование приостановилось. Действует и "перспективная" госпрограмма "Уголь Украины".

В свете сказанного выше не странно, что в конце минувшего года Донецкая областная госадминистрация снова подняла вопрос о приватизации оставшихся "коксовых" госшахт. Так, в декабре 2008 г. областное руководство объявило о необходимости формирования перспективной группы опорных шахт, способных обеспечить поставки конкурентоспособных углей для коксования в эффективных объемах. И базовым условием этого называют полную приватизацию всех ГП по добыче коксового угля.

Где перспектива?

Действительно, в условиях кризиса получить контроль над теми или иными перспективными активами может быть гораздо проще, чем в "мирной" ситуации. К тому же за топливно-энергетические активы и на украинском, и на мировом рынке продолжается активная борьба, подогреваемая потребностью борющихся сторон в "антикризисном" снижении себестоимости своей работы, собственно, вне зависимости от бизнес-профиля.

Так что продолжение борьбы за контроль над коксоугольными предприятиями не удивительно. По словам ведущих специалистов ГП "Укрпромвнешэкспертиза", некоторые металлургические холдинги опираются на базовый прогноз развития событий, согласно которому стабилизация в промышленности и ГМК Украины начнется не позднее лета 2009 года.

Цены же на коксующийся уголь в наступившем году, по прогнозам западных экспертов, упадут не менее чем на 25-26% (для сравнения, на энергетический – более чем на 20%). Так, стоимость высококачественных марок под коксование снизится до 220-225 долл./тонн (до кризиса – 305 долл./тонн). Аналитик компании Macquarie Джим Леннон считает, что "цены установятся на уровне, который позволит производителям работать рентабельно – но сдержит их от инвестиций в развитие мощностей".

... ...
 


Комментарии
комментариев: 2

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!