Подробнее Запомнить город


Коксующиеся угли: через тернии к спросу

14.01.09
размер текста:

В последние годы украинское производство коксующегося угля стабильно снижалось. Так, если в 2003 г. оно составило 27,9 млн тонн, в 2004 г. – 27,5 млн тонн, то уже в 2005 г. – 24,4 млн тонн, в 2006 г. – 21,8 млн тонн, а в 2007 г. – всего лишь 20,1 млн тонн. Для сравнения, выпуск энергетического угля был таким: в 2003 г. – 11,6 млн тонн, 2004 г. – 11,4 млн тонн, 2005 г. – 11,7 млн тонн, 2006 г. – 14,6 млн тонн, 2007 г. – 14,1 млн тонн.

Параметры рынка.

По оценкам УНПА "Укркокс", в 2008 г. предприятия Украины потребили приблизительно 28 млн тонн коксующихся углей. При этом внутреннее производство составило немногим более 17 млн тонн, остальная потребность была покрыта импортом на общую сумму почти 3 млрд долл. В том числе – порядка 7 млн тонн концентрата из России; меткомбинат "АрселорМиттал Кривой Рог" завозил угли из Казахстана, Индустриальный союз Донбасса – из США и Канады.

В то же время к концу года падение выпуска кокса позволило практически полностью отказаться от импорта углей. Не будут, скорее всего, завозиться угли и в ближайшие месяцы – тем более из "дальнего зарубежья". Хотя еще по результатам января-ноября относительно 11 месяцев 2007 г. импорт коксового угля на отечественный рынок был больше на 2,5% (9,5 млн тонн).

Отметим: еще в 2006 г. украинские добытчики коксующихся углей вели активную лоббистскую борьбу против его импорта, в т.ч. пытались инициировать антидемпинговое расследование. Одним из формальных поводов стал импорт угля из Казахстана криворожским меткомбинатом.

Кстати, в числе многосторонних "антикризисных" договоренностей конца года – как известно – был пункт о том, что металлурги страны должны выкупать у угольщиков некий минимальный объем коксующихся углей. Однако по заявлениям почти всех участников рынка, это соглашение по состоянию на конец 2008 г. и близко не выполнялось. Впрочем, как и большинство иных "антикризисных" договоренностей – скажем, тот же широко пропиаренный Меморандум между правительством и металлургами.

В кризисных условиях предприятия-поставщики углей для коксования в конце прошлого года прогнозируемо снижали цены. Так, по информации наших собеседников в Министерстве промышленной политики, если в августе 2008 г. по краткосрочным контрактам цены на угольный концентрат марок "К", "Ж" и "Г" составили 370 долл./тонн, 340 долл./тонн и 207 долл./тонн соответственно – то ко второй половине декабря они упали до $100 долл./тонн, 105 долл./тонн и 75 долл./тонн. То есть, в среднем не меньше чем в 3 раза. Несмотря на это, к Новому Году запасы коксового угля на складах производителей составляли 180-190 тыс. тонн.

Хроника и новости госфактора.

Как известно, проекты оптимизации работы угольной отрасли Украины существовали задолго до современного глобального экономического кризиса. Ключевым вопросом здесь, несомненно, была и остается приватизация оставшихся государственных шахт. К примеру, еще летом 2006 г. новоназначенный (тогда) премьер-министр Виктор Янукович заявлял, что для нормальной работы отечественного ГМК шахты по добыче коксующегося угля должны быть включены в металлургические холдинги. То есть, в вертикально интегрированные цепочки "уголь-кокс-металл" (такой полной цепочкой обладает, в частности, Метинвест Холдинг). Данный тезис тогда был включен и в программу дальнейшей работы Министерства угольной промышленности. А уже в конце 2006 г. данное министерство обнародовало блок из 7 участков, наиболее перспективных для строительства новых шахт, с суммарными запасами свыше 1 млрд тонн угля и общей годовой мощностью добычи 17,7 млн тонн.

Самым перспективным был назван проект "Краснолиманская-Глубокая", другие проекты – "Добропольская-Капитальная", "Самарская-Капитальная" (все – Донецкая обл.), "Новосветловская", "Боржиковская" (Луганская обл.), "Червоноградская №3", "Тягловская №1" (Львовская обл.). Ориентировочный объем необходимых капиталовложений по всем этим проектам был тогда оценен в более чем 20 млрд грн.

Далее, в позапрошлом году Минуглепром начал создание на базе госшахт т.н. оптового рынка угольной продукции (ОРУП) – по аналогии с ранее созданным оптовым рынком электроэнергии. По этому проекту предполагалось, что ключевой оператор рынка – ГП "Уголь Украины" - оценивает текущий спрос на угольную продукцию и в зависимости от этого планирует и корректирует объемы поставок. Также за ГП закреплялось установление усредненной цены на уголь (исходя из его себестоимости на различных шахтах) и борьба с демпингом.

Напомним, в конце 2003 г. Минтопэнерго создало Оптовый рынок энергетического угля. А в 2004 г. президент Леонид Кучма подписал указ о создании НАК "Уголь Украины" - в составе, в частности, госпредприятий "Угольная энергетическая компания" и "Угольная коксовая компания" (на базе некорпоратизированных ГП). Впоследствии из-за борьбы за контроль над НАК ее формирование приостановилось. Действует и "перспективная" госпрограмма "Уголь Украины".

В свете сказанного выше не странно, что в конце минувшего года Донецкая областная госадминистрация снова подняла вопрос о приватизации оставшихся "коксовых" госшахт. Так, в декабре 2008 г. областное руководство объявило о необходимости формирования перспективной группы опорных шахт, способных обеспечить поставки конкурентоспособных углей для коксования в эффективных объемах. И базовым условием этого называют полную приватизацию всех ГП по добыче коксового угля.

Где перспектива?

Действительно, в условиях кризиса получить контроль над теми или иными перспективными активами может быть гораздо проще, чем в "мирной" ситуации. К тому же за топливно-энергетические активы и на украинском, и на мировом рынке продолжается активная борьба, подогреваемая потребностью борющихся сторон в "антикризисном" снижении себестоимости своей работы, собственно, вне зависимости от бизнес-профиля.

Так что продолжение борьбы за контроль над коксоугольными предприятиями не удивительно. По словам ведущих специалистов ГП "Укрпромвнешэкспертиза", некоторые металлургические холдинги опираются на базовый прогноз развития событий, согласно которому стабилизация в промышленности и ГМК Украины начнется не позднее лета 2009 года.

Цены же на коксующийся уголь в наступившем году, по прогнозам западных экспертов, упадут не менее чем на 25-26% (для сравнения, на энергетический – более чем на 20%). Так, стоимость высококачественных марок под коксование снизится до 220-225 долл./тонн (до кризиса – 305 долл./тонн). Аналитик компании Macquarie Джим Леннон считает, что "цены установятся на уровне, который позволит производителям работать рентабельно – но сдержит их от инвестиций в развитие мощностей".

... ...
 


Комментарии
комментариев: 2
22:25 | 14.01.2009
Доморощенный аналитик
Автор о чем статья? Такое ощущение что просто собраны в кучу (при этом не очень удачно) отрывки разных статей и новостей касающихся угольной темы. О желании металлургов заполучить «на халяву» коксовиков и так все знают. Интересует другое. Какие предприятия могут быть выставлены на приватизацию и выгодно ли это государству? Выгодно ли металлургам сейчас покупать угольные предприятия, учитывая нынешний дефицит ликвидности и труднодоступность кредитных ресурсов или лучше закупать подешевевшее сырье со стороны? Если выгодно, то кто может стать потенциальным покупателем?

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!