Подробнее Запомнить город


Бюджет 2009: на грани фантастики

12.01.09
размер текста:

Протащив через парламент столь оптимистичный бюджет, украинское правительство публично взяло на себя обязательство не только вывести украинскую экономику из разворачивающейся рецессии, но и вопреки мировому кризису, сохранить в текущем году положительную динамику экономического роста. С политической точки зрения сам факт принятия данного документа является позитивом: в преддверии президентских выборов он станет тестом для правящих сил на способность адекватно оценивать и решать экономические проблемы государства.

В то же время, бюджет в нынешней редакции порождает множество рисков различного характера, поскольку неизвестно, чем будут покрываться государственные затраты в случае, если оптимизм Кабинета Министров окажется ничем не подкрепленным.

Бюджет на текущий год, принятый в последние дни 2008 года минимально необходимым количеством голосов, похоже, не оставил удовлетворенными ни правительство, ни Президента, ни Верховную Раду. Основным критическим замечанием стали излишне оптимистические прогнозы, на основании которых построен бюджет. Вопреки мировому финансовому кризису и множеству внутренних деструктивных факторов, Кабмин заложил рост реального ВВП на 0,4%, а номинального – на 81 млрд грн. до 1046,5 млрд грн. Это, по прогнозам правительства, даст ему возможность, по меньшей мере, удержать доходы и расходы госбюджета на прошлогоднем уровне.

В частности, в бюджете 2009 года они должны составить 239 млрд грн. и 267 млрд грн. соответственно, что номинально немного превышает аналогичные показатели прошлого года. При этом по мнению правительства, финансовый кризис, практически не заденет ни бизнес, ни население. По его прогнозам, в текущем году, увеличится фонд оплаты труда и прибыль предприятий, а общий финансовый результат практически останется на прошлогоднем уровне.

Кроме того, в 2009 году КМУ закладывает рост номинальной средней заработной платы с 1840 грн. до 2093 грн., при этом реальный рост составит 0,9%, что в 10 раз меньше показателя 2008 года. Прожиточный минимум установлен на уровне декабря 2008 года - 626 грн. в месяц - и предусматривает повышение минимальной зарплаты с 1 апреля до 625 грн., с 1 июля – до 630 грн., с 1 октября – до 650 грн. и с 1 декабря – до 669 грн. Для бюджетников должностные оклады замораживаются (исходя из ставки работника первого тарифного разряда 545 грн. в месяц), правда, самые низкие из них повышаются до уровня минимальной заработной платы.

Таким образом, Кабмин уверен, что украинская экономика в нынешнем году сработает "в ноль", что в нынешних условиях было бы большим достижением. Однако в основании таких надежд лежит мало экономических предпосылок и много серьезных рисков, которые могут поставить бюджет на грань срыва. Прежде всего, стоит отметить, что все социальное благополучие основывается на показателе инфляции в 9,5%, которая почти в 2,5 раза ниже прошлогодней.

Между тем, рост потребительских цен в Украине в декабре ускорился до 2,1% по сравнению с 1,5% в ноябре и 1,7% - в октябре. Даже если допустить, что с начала текущего года важнейшие проинфляционные факторы (девальвация гривны, сокращение импорта, панические настроения) сойдут на нет, то только фоновый эффект от чрезвычайно высоких показателей инфляции в предыдущие месяцы будет поддерживать рост цен выше 2% в ближайшие три месяца. Между тем, в нынешнем году, только по официальным прогнозам, курс гривны девальвирует на 50% по сравнению с курсом первой половины 2008 года, а импорт, который до последнего времени адсорбировал избыточное количество денежной массы, начнет сокращаться.

К этим факторам добавиться снижение внутреннего предложения, введение 13% добавки к пошлинам на некритический импорт, неоправданная эмиссия новых денег через продажу правительством ОВГЗ государственным банкам, приток денег на избирательные компании и пр. Кроме того, стоит отметить, что индекс потребительских цен в Украине на 53% состоит из продуктов питания, которые благодаря хорошему урожаю растут меньшими темпами, чем остальные группы товаров. В итоге, реальная инфляция в текущем году может превысить 30%, и с учетом этого пересчитать номинальные показатели бюджета. Естественно, что при таких условиях оптимистическая правительственная модель социально-экономического развития Украины сразу же теряет реальную основу.

Вторым существенным риском бюджета 2009 года являются потенциальные дыры в доходах. Большая часть расходов нынешнего бюджета является защищенными статьями, тогда как источники их покрытия не очень надежны. Во-первых, планы по сбору налогов в бюджет, очевидно, завышены, о чем неоднократно заявляли Гостаможня и ГНАУ. Так, Кабмин ожидает, что поступления по налогу на прибыль должны составить около 41 млрд грн., что только на 4,5-5 млрд  грн. меньше, чем в 2008 году, когда большинство компаний за счет позитивной динамики первого полугодия все-таки показали положительный финансовый результат. Более сложная ситуация с НДС: ГНА должна собрать 50 млрд грн. внутреннего НДС, ГТСУ – 81 млрд грн. импортного НДС.

При этом Украина оказалась в парадоксальной ситуации, когда для стабилизации экономической ситуации необходимо снизить импортную зависимость, однако снижение импорта ведет к усилению инфляции и срыву бюджетных поступлений.
Во-вторых, бюджет сам по себе является очень напряженным. Его дефицит, даже по оптимистическим прогнозам правительства, должен составить 31 млрд грн., а это почти 3% от ВВП. Министр финансов Виктор Пынзенык и Президент неоднократно заявляли, что бюджет должен быть бездефицитным, поскольку такое обязательство Украина взяла на себя перед МВФ при получении кредита в $16,5 млрд, однако правительство и парламент попросту проигнорировали этот факт.

Покрывать дефицит бюджета правительство намерено за счет привлечения долговых ресурсов и продажи государственного имущества. Приватизация должна принести в госказну в этом году 9,78 млрд грн. Помимо этого, правительство намерено в 2009 году продавать земельные участки только на аукционах, за редкими исключениями, установленными законодательством, а также выручить почти 4 млрд грн. от продажи избыточного военного имущества и техники. Между тем, является маловероятным, что план приватизационных поступлений будет выполнен хотя бы наполовину в силу острого политического противостояния за объекты государственной собственности и общего падения капитализации украинских активов.

Вторым источником покрытия дефицита будут внутренние и внешние заимствования в размере 70,0 млрд грн. и 18,8 млрд грн., что, соответственно, в 6,5 и 2,5 раза превышает показатели госбюджета-2008. При этом обслуживание предыдущих обязательств в 2009 году достигнет 27,4 млрд грн., что является платой Украины за чрезмерно активную политику на долговых рынках в период экономического роста. Ожидаемый размер заимствований выглядит чрезмерно оптимистичным. В условиях, когда украинские банки и предприятия испытывают острый дефицит ликвидности найти свободных 70 млрд грн. внутри страны не представляется возможным, кроме как задействовать Национальный банк Украины.

При этом если раньше он в основном попросту стимулировал коммерческие банки приобретать государственные бумаги с помощью предоставления определенных льгот для их держателей, то теперь НБУ, очевидно, будет обязан либо непосредственно приобретать ОВГЗ, либо расширять рефинансирование двум коммерческим госбанкам для скупки ОВГЗ. Игры подобными инструментами крайне опасны, поскольку при неадекватной оценке ситуации угрожают либо связать оставшуюся ликвидность внутри страны, спровоцировав лавинообразный рост дебиторской и кредиторской задолженности, либо наоборот наполнить экономику деньгами, не подкрепленными ничем материальным, что усилит инфляцию.

Как и следовало ожидать, в текущем году были урезаны инвестиционные планы государства. Тем не менее, в бюджете 2009 года предусмотрено финансирование ряда инфраструктурных проектов. Кроме того, в Законе также содержится разрешение на предоставление госгарантий "Укравтодору", на строительство метро и подготовку к "Евро-2012" на сумму 37 млрд грн., а также НАК "Нафтогаз Украины" - на $2,01 млрд, тогда как в госбюджете-2008 размер этих гарантий был, соответственно, 14,9 млрд грн. и 12 млрд грн. Правда, в связи с мировым финансовым кризисом, существенно поубавится желающих выделять длинные деньги малоэффективным украинским госмонополиям.

В целом, бюджет 2009 года вызывает неоднозначное впечатление. Позитивный настрой правительства оказал положительный психологический эффект, что немаловажно. В то же время, в случае если власти не смогут удержать экономику от обвала, новый бюджет уже в первые месяцы начнет трещать по швам. Такое развитие событий ни правительство, ни парламент сейчас даже не рассматривают. Не исключено, что украинские власти попросту сами не знают, что делать в такой ситуации.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 3
09:49 | 14.01.2009
fallout
Воры они все!!!

...
Новости партнеров


Статьи
21.06.18, Анна Ганзенко
В мае Кабинет министров одобрил Национальную транспортную стратегию Украины до 2030 года. О необходимости разработки такого основополагающего документа говорили уже давно, ведь транспортная отрасль, несмотря на все еще весомый вклад в формирование отечественного ВВП (около 6%), по-прежнему находится в глубоком и затяжном падении.
18.06.18, Ярослав Ярош
Администрация США решила больше не откладывать введение защитных мер против экспорта из ЕС и NAFTA, так что с 1 июня стальная продукция из этих регионов должна облагаться 25-процентной пошлиной. Две недели спустя Евросоюз решился на ответные санкции. Вслед за Канадой, Индией, Китаем и некоторыми другими странами. Маховик торговой войны набирает глобальные обороты, так что и украинским производителям будет трудно от него уклониться.
14.06.18, Игорь Воронцов
Ситуация на украинском рынке металлолома становится все горячее, по мнению участников III научно-технической конференции, организованной ассоциацией "УАВтормет" и прошедшей в Киеве 12 июня. Однако летняя жара здесь ни при чем – растет конкуренция за ограниченный объем ресурса. За него борются несколько категорий потребителей: украинские металлурги, литейщики и зарубежные металлурги.
12.06.18, Павел Вернивский
На прошлой неделе Верховная Рада все же одобрила закупку 55 французских вертолетов на сумму 555 млн евро. Это решение украинских политиков еще раз доказывает, что власть взяла курс на деиндустриализацию экономики страны, а также самоустранение государства от функции главного субъекта экономического развития.
06.06.18, Максим Полевой
На мировом рынке цветных металлов – борьба с последствиями импортных санкций США и дефицит большинства биржевых видов сырья, что создает предпосылки для дальнейшего повышения цен.
01.06.18, Максим Полевой
Введение весенних "пошлин Трампа" уже привело к росту конкуренции на мировом металлургическом рынке: поставщики перераспределяют сбытовые потоки и ждут дальнейшего развития событий.
29.05.18, Ярослав Ярош
Стремигородское ильменито-апатитовое месторождение с прогнозными запасами более 1 млрд тонн руды относится к числу крупнейших в мире, достаточно хорошо изученных и готовых к промышленному освоению. Но сегодня процесс его разработки блокирует государство, не желающее мириться с тем, что титановые сливки достанутся бизнесмену Дмитрию Фирташу.
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!