Тяжмаш-марьяж

Публікації

Ходоки из российского бизнеса зачастили в донбасский город Краматорск. Одни такие похождения недавно закончились покупкой Росатомом местного завода "Энергомашспецсталь". Сейчас же свою дружбу Новокраматорскому машиностроительному заводу (НКМЗ) все настойчивее предлагает российская группа "Объединенные машиностроительные заводы" (ОМЗ). Возникает вопрос: не затянется ли и эта дружба через некоторое время супружеским узлом?

В начале марта генеральные директора НКМЗ и ОМЗ Геннадий Суков и Евгений Борисов утрясли окончательный текст соглашения о сотрудничестве двух компаний в сфере поставок оборудования на горно-металлургические предприятия Украины и России. Машиностроители договорились, что будут теперь не конкурентами, а партнерами в таких, например, проектах, как реконструкция Красноярского металлургического завода и металлургического комбината "ArcelorMittal Кривой Рог", оснащение агломерационным оборудованием Мариупольского МК им.Ильича и т.д. Подписать соглашение планируется в ближайшее время в Москве. А в Краматорске уже пошла молва, что из Белокаменной президент НКМЗ и его главный акционер Георгий Скударь вернется просто богатым и свободным человеком, а следом за ним приедут на завод и российские инвесторы.

Герой Украины Г.Скударь – человек немолодой. В следующем году разменяет восьмой десяток. Не сегодня, так завтра ему придется уйти на покой и кому-то передать (перепродать?) дело. Многие ветераны донецкого бизнеса из поколения "красных директоров" именно так и поступили. Из людей подобного круга и полета у заводских штурвалов остались только Г.Скударь да Валентин Ландик. Но первому из них, возможно, уже озвучили предложение, от которого трудно будет отказаться. Газпром дважды не просит. А за ОМЗ сегодня стоит именно он, а также близкие к газовому концерну люди и структуры.

Нынешний генеральный директор "Объединенных машзаводов" Е.Борисов только в октябре прошлого года был назначен на эту должность, но уже успел дважды посетить Краматорск (в ноябре 2010 и в марте 2011). Вряд ли он ездит сюда только за тем, чтобы перенимать передовой опыт. Хотя россияне и признают, что лучшего предприятия тяжелого машиностроения, чем НКЗ, на СНГ-пространстве нет. Даже входящие в состав ОМЗ Уралмаш и "Ижорские заводы" по технической боеготовности и возможностям выполнять сложные заказы уступают украинскому конкуренту. Зато легко могут его перещеголять в разрезе финансовой поддержки. В 2005 году вся группа "Объединенные машиностроительные заводы" была продана оптом юридическим лицам, представляющим интересы Газпромбанка. Бывший ее владелец Каха Бендукидзе уехал на родину работать в команде президента М.Саакашвили, а акции ОМЗ достались людям, которых принято считать личными друзьями (кто-то скажет – кассирами) нынешнего российского премьера, а тогда президента Владимира Путина. Таким, например, как Геннадий Тимченко или Юрий Ковальчук. А Газпромбанк считается третьим по величине банком РФ с объемом активов порядка 55 млрд долл.

Но не в одних деньгах счастье. Даже на родном российском рынке много потенциальных заказов проходит мимо ОМЗ. Их перехватывают либо западные компании, либо Новокраматорский машиностроительный завод. Среди крупных контрактов, выполненных НКМЗ за последнее время для клиентов в России, можно назвать изготовление мельничного оборудования для Лебединского и Стойленского ГОКов, машины непрерывного литья заготовки для Новолипецкого МЗ, листоправильной машины для Челябинского меткомбината, роликовой закалочной машины для Северстали, реконструкцию прокатного стана 2500 на "Магнитке", отправку партии проходческих комбайнов на Яковлевский рудник в Белгородской области. При этом краматорское предприятие не было обделено заказами и у себя дома. В результате даже в непростые для базовых отраслей экономики 2008-2009 годы НКМЗ оставался прибыльным.

Хотя одна тревожная тенденция в работе завода прослеживается довольно четко. С каждым годом он теряет более чем 20% прибыльности. Так, в 2008 году размер его чистой прибыли превышал 700 млн грн., в 2009 – упал до 580 млн грн., а в 2010 – до 460 млн грн. Выигрывая конкуренцию у российских собратьев по цеху, НКМЗ в то же время все чаще сталкивается с тем, что даже на постсоветском пространстве его теснят гранды мирового машиностроения, такие как итальянская Danieli, австрийская Voest Alpine или немецкая SMS Demag. Не исключено, что последние активные контакты между НКМЗ и ОМЗ сводятся к тому, чтобы единым фронтом противостоять варягам. "Да, Уралмаш – безусловный конкурент Новокраматорского завода, но в то же время при выполнении крупных проектов мы можем выступать в роли эффективных партнеров", – считает Г.Скударь.

Расчет сторон строится на том, что вместе им легче будет выигрывать тендеры, которые поодиночке они могли бы уступить более искушенным соперникам. НКМЗ особенно силен в металлургическом машиностроении, ОМЗ – в энергетическом. Кооперируясь, они могут накрыть оба этих сегмента спаренным, то есть более широким зонтом. К примеру, в сентябре прошлого года ОМЗ подписал мемомрандум о сотрудничестве с украинским Энергоатомом, предусматривающий сервисное обслуживание уже имеющегося на АЭС нашей страны оборудования и координацию планов при закупках нового. В принципе выбор Энергоатомом партнера вполне обоснован. На постсоветском пространстве лучшего, чем ОМЗ, изготовителя корпусов для ядерных реакторов просто нет. Кроме того, в состав российской группы входит и чешское предприятие Skoda JS, специализирующееся на производстве техники для атомных станций. Если же в партнерах "Объединенных машзаводов" теперь окажется еще и НКМЗ, позиции российской группы на украинском рынке оборудования для АЭС станут только прочнее. Тем более что определенные позиции в этой нише может закрыть только Новокраматорский машзавод.

И еще один интересный нюанс. До сих пор порядка 90% заказов от российских ядерщиков так называемого длительного цикла изготовления получал ОМЗ. Но совсем недавно этот бастион слегка шатнуло. И здесь тоже замешан Краматорск. Как уже отмечалось выше, под занавес прошлого года одна из дочерних структур Росатома приобрела местный завод "Энергомашспецсталь", который умеет делать специальные поковки для АЭС. Такая сделка прозвучала как сигнал, что российский атомный концерн намерен развивать собственное производство необходимого оборудования. ОМЗ отреагировал на него рефлекторно – повышенным интересом к другому краматорскому машиностроительному активу.

По неофициальным оценкам, Энергомашспецсталь обошлась россиянам примерно в 200 млн долл. Если танцевать от этой цифры, то НКМЗ должен стоить примерно вдвое дороже. Его активы в бухгалтерской отчетности оценены сегодня более чем в 4 млрд грн. С другой стороны, активы самого Г.Скударя в прошлогоднем рейтинге богатых украинцев журнала "Корреспондент" потянули на целых 670 млн долл. Во столько состояние президента НКМЗ, а заодно и владельца около 76% акций данного завода оценила компания Dragon Capital. Готов ли тот конвертировать эти активы в живые деньги? Г.Скударь уже пробовал ответить на этот вопрос в 2009 году. Тогда он лично подтвердил информацию, что к нему поступали предложения от иностранного инвестора о приобретении контрольного пакета НКМЗ, но в итоге они были отклонены. При этом президент предприятия не отмел категорически саму возможность подобной сделки, заявив, что объединение со сторонним партнером в принципе не исключено, но он должен быть стратегическим для завода. Отвечая на уточняющие вопросы журналистов, Г.Скударь отметил, что для завода было бы честью, если бы такое предложение исходило от немецкого концерна Siemens, однако торговаться в Краматорск приезжали не немцы. Весьма вероятно, что уже тогда к НКМЗ присматривались россияне. Хотя и необязательно из окружения Газпромбанка.

Для последнего, впрочем, украинское машиностроение – не совсем уж темный лес. Именно с этим банком связывают вхождение в состав акционеров криворожского турбинного завода "Констар" ряда офшорных компаний еще в середине 2000 годов. Но Констар для газпромбанковской бизнес-группы был, скорее, случайной покупкой, тогда как НКМЗ по всем критериям потянет на системное приобретение. Ведь в итоге вырисовывается интегрированная машиностроительная компания – самая крупная на пространстве от Влтавы до Урала. Пока только в эскизах. Возможно, уже после 31 марта станет ясно, будут ли рисовать эту картину маслом. На указанную дату назначено очередное собрание акционеров НКМЗ, и Г.Скударь должен докладывать на нем о дальнейших путях развития предприятия.

Олег Дорожовец

МинПром

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

ВСІ НОВИНИ ⇢